Партнерские проекты ускоряют рост оборота крупного бизнеса в 1,7 раза

Обновлено 12 ноября 2025, 07:00

«РБК» и «Яндекс» провели исследование, посвященное практике долгосрочных партнерств среди крупнейших компаний России. Эксперты пришли к выводу, что сегодня большинство лидеров рынка открыты к сотрудничеству с другими игроками и видят в этом драйвер для роста бизнеса. Каждая вторая компания из рейтинга РБК-500 уже реализует коллаборационные проекты. А 61% заявляют о планах развивать и запускать новые в 2026 году.

Исследование охватывает период с января 2021-го по октябрь 2025 года и основано на анализе 2983 долгосрочных партнерств среди 504 представителей крупного бизнеса, а также на b2b-опросе 45 компаний из рейтинга РБК-500.

По данным исследования, лидеры рынка все чаще делают ставку на рост через партнерства, рассматривая их как альтернативу органическому развитию и сделкам M&A. Почти половина опрошенных компаний из рейтинга РБК-500 отмечают, что их приоритеты уже сместились в сторону долгосрочных альянсов. Среди ключевых причин — усиливающаяся конкуренция, цифровизация экономики и курс на импортозамещение.

Так, с 2023 года количество партнерств, анонсируемых крупнейшими компаниями, увеличивается в среднем на 28% год к году. А в неполном 2025 году их число уже на 26% превышает показатели прошлого года. При этом особенно активно развиваются проекты с digital-игроками: экосистемами, компаниями из IT, телеком и ecommerce-секторов. Сегодня они участвуют в каждой пятой долгосрочной коллаборации. Тогда как потенциальное сотрудничество с ними рассматривает каждый второй опрошенный лидер рынка.

Девять из десяти представителей крупного бизнеса уверены, партнерства — взаимовыгодны. Так, для 41% опрошенных компаний из рейтинга РБК-500 сотрудничество стало инструментом улучшения имиджа. А для трети — возможностью ускорить разработку и вывод новых продуктов на рынок. Столько же участников исследования сообщили об увеличении выручки. Причем почти 40% из них удалось достичь более чем 20% роста финансовых показателей.

31% компаний отметили, что партнерства помогли им улучшить или создать новый клиентский опыт. В результате чего 75% из них смогли увеличить клиентскую базу, 67% — повысить доверие к бренду, а 50% — вырастить продажи.

Среди других положительных результатов — выход на новые рынки (28%) и увеличение количества каналов продаж (28%). А также получение доступа к новым технологиям, данным и экспертизе (26%) и расширение аудитории (26%).

Каждый пятый опрошенный бизнес заявил, что партнерства помогли им повысить операционную эффективность. Этого удалось достичь за счет снижения издержек на привлечение клиентов, совместного использования логистики и оптимизации операционных затрат. При этом половина из них сообщили о снижении производственных расходов более чем на 10% и сокращении бюджета на привлечение клиентов на 30% и более.

Так, компании с оборотом более 250 млрд рублей, участвовавшие в долгосрочных партнерствах в 2023–2024 годах, демонстрировали опережающую динамику развития. По итогам 2024 года их обороты в среднем увеличились на 30,2%. У игроков без таких партнерств темпы роста оказались на 75% ниже и составили 17,3%.

Поделиться