Удвоить за четыре года: кто заработает на росте рынка кондиционеров Индии
Рынок климатических установок Индии вырастет в два раза всего за четыре года, уверены эксперты и сами производители кондиционеров. Таким образом Индия может опередить КНР, которая на сегодняшний день является главным рынком сбыта для подобных товаров
В Индии, где от последствий высоких температур в XXI веке скончались, по самым скромным подсчетам, 11 тыс. человек, в домах жителей катастрофически мало кондиционеров. По данным Statista, такое устройство на сегодняшний день имеется в среднем лишь в одном домохозяйстве из 25.
Растущие экономика и доходы населения делают скорый рост рынка климатических установок в Индии практически неизбежным. Аналитики, эксперты и участники рынка задаются вопросом, насколько быстрым он будет и кто станет бенефициаром.
Предпосылки роста
Измерить климатические перемены можно разными способами: побитыми температурными рекордами, подсчетом числа аномально жарких дней, анализом числа жертв.
Так, март 2022 года стал для Индии самым жарким с 1901 года, а в течение всего года в стране насчитали 200 дней жары. Февраль 2024 года оказался самым жарким за последние 122 года. В одном только июне смертоносная жара в штатах Уттар-Прадеш и Бихар унесла жизни по меньшей мере 100 человек, что, вероятно, является заниженной цифрой из-за неточностей в сборе статистики.
Индийский океан все больше нагревается, в результате он приносит береговым территориям не прохладу, а еще больше жара. Океан нагревается медленно, но так же медленно отдает тепло. В итоге пиковые температуры растут небыстро (рекорды остаются на уровне около 50 градусов с середины прошлого века), но периоды, когда температура поднимается выше, чем может выдержать человек без ущерба для здоровья, год от года удлиняются. Если с 1970 по 2000 год продолжительность одного непрерывного жаркого периода равнялась 20 дням, теперь он может занять почти две трети года. К концу XXI века индийская погода может превратиться в одно сплошное испепеляющее лето, считают ученые.
Растущая жара на Индийском субконтиненте — реальность, с которой его жители сталкиваются каждый день. И явный недостаток средств кондиционирования помещения — тоже реальность. При этом зачастую охладить свое жилище эффективно и быстро у индийцев не получается.
В Совете по энергии, окружающей среде и воде (CEEW) подсчитали, что в Индии электрифицированы 97% жилья и 93% из них охлаждаются вентиляторами. Специалисты Statista указывают, что лишь 4% индийских домов охлаждают кондиционеры. В The Guardian со ссылкой на International Energy Agency (IEA) дают более оптимистичные данные о существующем положении вещей. По этим сведениям, не 4%, а 8–10% индийских домохозяйств сейчас оснащены хотя бы одним кондиционером.
Объем рынка и прогнозы роста
В своем годовом отчете производитель кондиционеров Blue Star оценил индийский рынок кондиционеров в $3,3 млрд. Компания предполагает, что в ближайшие четыре года он удвоится. Их конкуренты из Voltas дают более скромные оценки роста на ближайшие годы — около 12% в год.
По данным же Statista, в 2024 году рынок кондиционеров в Индии существенно больше — он равен $5,9 млрд. Но прогнозы его расширения аналитики компании дают примерно те же. До 2029 года он будет расти средними темпами 16,6% в год и достигнет объема $12,7 млрд. Общее число устройств в стране с нынешних 12,3 млн штук вырастет до 22,9 млн штук. В IEA, в свою очередь, утверждают, что к 2037 году число индийских домохозяйств с собственной климатической установкой достигнет 50%.
Вайбхав Чатурведи, сотрудник консалтинга по вопросам энергии, окружающей среды и воды из Нью-Дели, уверен, что рост рынка климатических установок будет еще более быстрым, так как сейчас кондиционер в Индии рассматривается потребителями уже не как предмет роскоши, а средство выживания. По его мнению, в 2050 году все домохозяйства Индии будут владеть хотя бы одним кондиционером. На сегодняшний день цена одного кондиционера в Индии составляет $480, к 2029 году они могут подорожать до $550 за штуку.
«Индия является самым быстрорастущим рынком кондиционеров в мире. Ожидается, что к 2040 году он превысит размер рынка Китая. Сегодня из 200 млн кондиционеров, проданных по всему миру, в КНР продаются около 80–90 млн единиц. Но если добавить к этому еще и экспорт из Китая, то доля дорастет до 110 млн единиц. Сегодня Китай контролирует более 50% рынка климатических установок», — цитирует BusinessLine Би Тиагараджана, управляющего директора Blue Star.
«Парадокс кондиционера»
Изменение климата заставляет Индию искать выход из «парадокса кондиционера»: жара заставляет людей пользоваться технологиями для охлаждения, а они, в свою очередь, требуют дополнительных энергозатрат, оставляют существенный углеродный след в атмосфере и приводят к усилению парникового эффекта и той же жары. Кондиционеры охлаждают комнату, но нагревают планету, считают ученые.
И это во многом вина одного из главных пострадавших от изменения климата — Индии. Хоть ее рынок и не насыщен, он отнюдь не мал. По абсолютному числу кондиционеров Индия уже сейчас находится на четвертом месте в мире после Китая, США и Японии.
В мире 20% всей потребляемой электроэнергии идет либо на вентилятор, либо на кондиционер. В городах Индии в пиковые часы летней жары этот показатель достигает 50%, ведь одна климатическая установка потребляет столько же энергии, сколько 25 традиционных для страны потолочных вентиляторов.
(Термо) Регуляция
На данный момент более 60 стран, включая США, Великобританию, Нигерию и Бразилию, подписали соглашение о сокращении выбросов парниковых газов при кондиционировании на 68% к 2050 году. Индия к общему движению не присоединилась.
Зато в стране существует собственная система, призванная ограничить негативное влияние кондиционеров в Индии на климат. В 2006 году индийское Бюро по энергоэффективности запустило программу маркировки для комнатных кондиционеров с периодическим повышением стандартов. Вначале производители могли присоединяться к программе на добровольных началах, с 2009 года регистрация стала обязательной. Благодаря ей, по мнению экспертов бюро, энергоэффективность выпущенных в стране кондиционеров выросла, и к 2017 году удалось избежать выброса в атмосферу дополнительных 38 млн т CO2.
В 2019 году индийскими чиновниками был разработан порядок осуществления контроля качества при производстве кондиционеров. С октября 2023 года он начал действовать, но в полноформатном режиме проработал очень недолго: в январе было решено радикально смягчить его на год, чтобы стимулировать производство.
За смягчение правил выступал, в частности, крупнейший местный производитель Voltas. Компания указывала, что в нынешнем виде регуляция затрудняет ввоз необходимых запчастей, а они составляют 65–70% стоимости готового изделия.
Участники рынка
Рынок кондиционеров Индии является полем борьбы локальных производителей и местных отделений международных корпораций.
По данным JavatPoint, лидирует на рынке с долей 35% компания Voltas, принадлежащая Tata Group. Она гордится тем, что ее кондиционеры установлены в самом высоком сооружении мира — башне Бурдж-Халифа — и на крупнейшем океанском лайнере RMS Queen Mary 2.
На втором месте — региональное отделение корейской корпорации LG, которое торгует широким ассортиментом бытовой техники, в том числе кондиционерами. Корейскому гиганту принадлежит 16% индийского рынка климатических установок. На третьем месте — индийская компания Blue Star Limited с 13% рынка. Она была основана в 1943 году и базируется в Мумбаи.
Среди производителей, за которыми закрепились меньшие доли рынка, очень много иностранных компаний. Это Daikin и Hitachi из Японии, Samsung из Южной Кореи, Carrier и Whirlpool из США. Компания из ОАЭ O General поставляет в Индию охлаждающую технику премиального сегмента. Предприятие является «дочкой» японской компании Fujitsu General.
Исключением в списке зарубежных компаний с небольшой долей рынка является Godrej — местная компания со штаб-квартирой в Мумбаи, основанная еще во времена британского владычества, в 1897 году, бизнес-кланом Годредж.
Кто планирует экспансию
Воспользоваться потенциалом рынка климатических установок в Индии стремятся практически все его участники. Но все же больше остальных — местные производители.
Так, компания Voltas хочет укрепить свое лидирующее положение путем расширения сети монобрендовых аутлетов. Также в компании намерены вторгнуться на рынок кондиционеров для коммерческих помещений, пока плотно занятый иностранными конкурентами.
Другие индийские производители кондиционеров тоже не намерены отставать. Председатель компании Blue Star Вир Адвани вместе с годовым отчетом представил трехлетний стратегический план развития. Компания хочет расти быстрее рынка и распространить свое влияние на 900 городов. «Это потребует значительных инвестиций в продажи и дистрибуцию, в НИОКР, производство, цепочки поставок и цифровизацию», — признает руководство.
В компании Godrej довольны темпами роста — в прошлом году продажи кондиционеров более чем удвоились. Чтобы поддержать интерес покупателей, фирма планирует создать линейку кондиционеров с деревянной облицовкой — «вдохновленной природой».