Эксперты сессии РБК поделились практиками сохранения здоровья сотрудников
Инвестиции работодателя в профилактику заболеваний сотрудников положительно отразятся как на экономических показателях предприятия, так и на имидже компании — об этом говорили эксперты тематической сессии в рамках ПМЭФ-2024

На открытии сессии «Курс на здоровье: инициативы российских компаний», которую организовал РБК на площадке «Здоровое общество», эксперты остановились на том, почему работодателю стоит обратить внимание на программы добровольного медицинского страхования (ДМС) и инициативы по наблюдению за здоровьем сотрудников. Дефицит кадров в России к середине 2023 года составлял 4,8 млн человек, при этом происходит старение тех работающих, которые есть, следовательно, растут проблемы со здоровьем, рассказала директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. В активном трудовом возрасте смертность в России от основных заболеваний «недопустимо высока», говорит Попович. Например, на сердечно-сосудистые заболевания в 2021 году приходилось порядка 80 смертей на 100 тыс. населения.
Что касается наполнения программ ДМС, то к приоритетным заболеваниям, на которые следует обращать внимание, относятся заболевания опорно-двигательной системы, психические расстройства, травмы и метаболические риски. Работа с главными факторами риска, вызывающими эти заболевания, является необходимой, важнейшей, так как работодатель сам извлечет выгоду от решения этих проблем, уверена Попович.

Лариса Попович
«В России нам необходимо на каждом предприятии поддерживать нормальные экономические оценки, которые докажут предприятию, во-первых, экономические выгоды, а во-вторых, массу неэкономических выгод: например, сохранение трудовых кадров, повышение престижа предприятия и сохранение жизни тех, кто необходим для развития экономических процессов в России», — объяснила эксперт.
Несмотря на то что сегодня примерно каждое шестое предприятие в России имеет договор добровольного медицинского страхования, есть несколько причин, по которым работодатели заинтересованы в ДМС, отметила член совета директоров «Страхового Дома ВСК» Ольга Сорокина. В первую очередь любой бизнес не будет рад простою — когда сотрудник заболевает на долгий срок, падает и производительность труда. Другая причина — наличие ДМС с хорошим покрытием делает работодателя гораздо более привлекательным в глазах потенциальных сотрудников и также способствует удержанию талантов в компании, говорит она.

Ольга Сорокина
После эпидемии коронавируса у населения возросла общая чувствительность к своему здоровью, продолжила представитель ВСК: до 2020 года не было необходимости так часто посещать ближайшие лаборатории и сдавать кровь на разные показатели вроде реактивного белка. И конечно, рынок стал на это отвечать — появляются чекапы, входящие в покрытие ДМС, которые позволяют провести полную диагностику. Нередко в компаниях существуют расширенные программы ДМС, когда работодатель осознанно подходит к управлению здоровьем всех своих сотрудников.
По мнению СЕО ГК «Нижфарм» Оксаны Поздняковой, возможность для членов семей сотрудников получить медицинскую страховку по корпоративным тарифам, а также страхование всех сотрудников и их детей, независимо от уровня должности и географии проживания, за счет компании — это необходимый «гигиенический фактор», особенно для фармацевтического бизнеса. Спикер рассказала, как компания поддерживает желание сотрудников вести активный и здоровый образ жизни. Так, уже не один год корпоративная команда «Нижфарма» успешно выступает в беговых марафонах. В этом году более 160 сотрудников принимали участие в полумарафоне «Забег.РФ» в 16 российских городах. Компания при этом берет на себя всю организацию участия сотрудников в таких забегах.

Оксана Позднякова
По оценке Поздняковой, эффективность программ по здравоохранению для внутренней аудитории в компании демонстрирует положительный результат: например, «Нижфарм» занял 22-е место в ежегодном рейтинге работодателей по версии HeadHunter за 2023 год среди компаний с численностью от 1 тыс. до 5 тыс. сотрудников. Компания также уделяет внимание поддержке здоровья своих пациентов и участвует в программах по осуществлению профилактических медицинских осмотров населения.
У компании есть мобильный диагностический комплекс, который посещает отдаленные регионы. «В прошлом году мы посетили с нашей мобильной диагностикой 13 городов в Ростовской области и Республике Коми, в этом году — новый этап в Ленинградской, Ярославской, Ростовской областях. У посетителей есть возможность сделать УЗИ, кардиограмму, сдать анализ крови, также можно пройти осмотр у специалистов: сосудистого хирурга, кардиолога, невролога и эндокринолога, что для маленьких городов очень важно», — рассказала Позднякова, обратив внимание, что компания советуется с региональными минздравами на предмет наиболее востребованных для проведения программы мест.
В свою очередь Ольга Сорокина рассказала о корпоративном проекте поддержки здоровья на примере ВСК — речь идет о программе «Светофор здоровья». «В рамках проекта был проведен опрос сотрудников (а всего у нас их 7,2 тыс.), и в рамках самодиагностики у 50 были найдены заболевания, близкие к критическим стадиям, из них 34 сразу получили госпитализацию», — рассказала она. В целом программы благополучия позволяют осуществлять предотвращение заболеваний, что для предприятий крайне важно и отражается на эффективности бизнеса, уверена Сорокина. Страховые компании, по ее словам, также изменили взгляд на предоставление некоторых услуг, например телемедицины. «Ключевая задача — как наша, так и государства в целом — сократить срок до постановки верного диагноза. Уже сейчас телемедицина включена у нас в базовую цепочку страхования: когда клиента встречает врач на медицинском пульте, он понимает, что при жалобах, к примеру, на спину, его нужно направлять не к ревматологу, а к кардиологу», — пояснила представитель ВСК.


