Что активная цифровизация дает современной фармкомпании

Обновлено 04 июня 2024, 07:00

Вице-президент по финансам, IТ и развитию бизнеса группы компаний «Нижфарм» Денис Богомолов — о том, как внедрение IТ-проектов меняет внутренние бизнес-процессы фармацевтической компании

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Одна из ключевых особенностей фармацевтического бизнеса — серьезное внимание к процессу производства лекарств, контролю их качества, поскольку это напрямую влияет на здоровье пациентов.

Однако помимо непосредственно производства препаратов, в любой фармацевтической компании есть множество внутренних бизнес-процессов. Они связаны, к примеру, с организацией сбыта, продажами, управленческим учетом, работой административного персонала и так далее. Цифровизация именно этих направлений может дать огромный эффект для фармкомпаний, позволяeт уменьшить издержки, повысить рентабельность. Другими словами, современные IТ-решения могут помочь фармацевтической отрасли лучше выполнять ее ключевую социальную миссию — обеспечивать людей качественными лекарствами по доступным ценам.

Мы это очень хорошо поняли на собственном примере. Активно заниматься цифровизацией в компании начали с 2020 года. К настоящему моменту уже удалось реализовать больше десяти проектов по оптимизации внутренних процессов. В общей сложности они экономят бизнесу около 200 тыс. рабочих часов в год. Это эквивалентно тому, как если бы на предприятии работали 100 дополнительных сотрудников.

Многое из того, что мы сделали, ранее просто не существовало в фармацевтической отрасли. Пример — в нашей индустрии принято периодически проводить круглые столы с представителями сферы здравоохранения: врачами, фармацевтами, провизорами. В рамках таких мероприятий мы рассказываем участникам о результатах исследований, делимся экспертизой. Раньше на то, чтобы решить все оргвопросы по подготовке круглых столов, требовалось около шести часов: оформление документации, переговоры с площадкой и другие моменты. Мы разработали специальное приложение для организации круглых столов, где все процессы переведены в удобный цифровой формат. Сейчас это занимает всего 30 минут — значительная экономия времени и усилий персонала.

Еще один пример — цифровизация закупочной деятельности. После того как этот бизнес-процесс был автоматизирован, мы практически в два раза снизили число операций, которые требуется сделать в процессе закупок, исключили дублирующие шаги. То есть снова сэкономили время и одновременно сделали процесс более прозрачным и контролируемым.

Хороший эффект дают даже очень простые решения, такие как, например, перевод в цифровой вид авансовых отчетов или организация электронного документооборота. Одно из преимуществ подобных решений в том, что наши сотрудники избавлены от необходимости выполнять рутинные операции, занимающие много времени.

Другой интересный эффект: после того как мы стали активно заниматься цифровизацией, произошла переоценка роли IТ-отдела внутри компании. Компания придерживается принципа симбиоза собственных продуктов и решений внешних подрядчиков. Далеко не все, что нам нужно, мы можем найти в числе готовых IТ-продуктов на рынке, некоторые решения проще и дешевле разработать с нуля самим. Именно поэтому у нас довольно большой для фармкомпании IТ-отдел — около 50 сотрудников.

Когда мы только приступили к цифровизации бизнес-процессов, я попросил IТ-специалистов собраться и предложить свои идеи. Первая такая итерация закончилась тем, что я сказал: «Отлично, давайте теперь вы пойдете и подумаете еще раз. Но перед этим сходите на совместные визиты с медицинскими представителями, поучаствуйте в работе коллег из других отделов». И уже вторая итерация прошла совершенно на другом уровне: люди пришли с качественно иными идеями. Да, многие из них были довольно футуристичными и где-то даже наивными, но они оказались уже более приближенными к тому, что реально нужно компании.

С тех пор наши IТ-специалисты стали очень активно интегрироваться в то, что делает бизнес. В итоге за несколько месяцев мы собрали более 800 идей по поводу того, какие процессы можно оптимизировать. Конечно, не все из них дошли или дойдут до реализации, но дело даже не в этом. Главное, что IТ-подразделение стало воспринимать себя не в роли сервисного отдела, а в качестве полноценного бизнес-партнера. Сейчас большинство идей, что еще можно улучшить, создаются в результате совместной работы и сотрудничества IT-отдела с другими сотрудниками, которые работают в компании.

При выборе того, какие именно цифровые проекты реализовывать, во главе угла у нас стоят возврат на инвестиции и обеспечение необходимого контроля. Мы не занимаемся автоматизацией ради автоматизации и не развлекаем себя собственными разработками просто потому, что можем их сделать. Например, недавно проанализировали 40 идей, как оптимизировать работу бухгалтерии. Из них я решил реализовать только две, потому что остальные 38 себя не окупали.

Любые технологические новшества, будь то модные сегодня искусственный интеллект или роботизация, мы также рассматриваем сугубо с прагматической точки зрения — какой эффект это даст компании, в том числе в денежном эквиваленте.

В качестве примера могу отметить сервис по прогнозированию продаж — это, наверное, камень преткновения для любой крупной компании. Раньше у нас этим процессом занимались минимум четыре отдела в 15 разных IТ-системах. Это был ручной труд, который сильно зависел от квалификации конкретных экспертов. Стоило кому-то из них перейти на другую работу, как процесс мог быть нарушен. А прогнозирование продаж — это критичный для бизнеса процесс, потому что от этого зависит, достаточно мы произведем продукции или нет, а может быть, ее будет слишком много.

Сейчас мы разработали одну-единственную IТ-систему — с удобным интерфейсом, возможностью интеграции всей информации по рынку, продажам, бюджетным и производственным показателям, статистикой, а также с математическими моделями прогнозирования продаж. В итоге процесс прогнозирования занимает кратно меньше времени и усилий. Вот такого рода решения я называю практичными и полезными для бизнеса. При этом мы не пытаемся подменять искусственным интеллектом возможности человеческого интеллекта, в нашем случае это пока нецелесообразно.

Я и мои коллеги часто рассказываем о нашем опыте цифровизации на различных форумах и конференциях. После таких выступлений почти всегда у слушателей возникают вопросы, собираемся ли мы выводить на рынок наши разработки. Однако мы не рассматриваем этот вариант. «Нижфарм» — это фармацевтическое производство, а не IТ-компания. Мы не продаем программное обеспечение либо цифровые решения. Наша задача — в первую очередь заботиться о здоровье людей, производить жизненно важные препараты.

Все усилия по оптимизации бизнес-процессов, в том числе при помощи IТ, преследуют одну цель — поставлять на рынок высококачественные лекарственные препараты по конкурентным ценам. В то же время мы видим нашу социальную миссию еще и в том, чтобы быть открытыми и делиться с коллегами нашей экспертизой, наработками и идеями, включая и сферу IТ.

Поделиться