Ярмарка возможностей: как стать поставщиком столицы

Обновлено 26 июня 2024, 10:47

О том, как столичная контрактная система помогает оптимизировать процесс госзакупок, рассказал руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Кирилл Пуртов

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— На каких основных принципах строится сегодня контрактная система столицы?

— Они достаточно простые. Это открытость и равные условия госзакупок для всех участников независимо от масштабов и вида деятельности бизнеса, что в результате создает конкурентную среду. Это обеспечивается прозрачностью всех процессов в системе, что, в свою очередь, достигается за счет их цифровизации. Все процессы, от размещения закупки до заключения контракта, актирования и дальнейших расчетов, на сегодняшний день проводятся в электронном виде. И количество жалоб на конкретные закупочные процедуры сегодня стремится к нулю.

— Можно сказать, что цифровизация вывела систему госзакупок на новый качественный уровень?

— Конечно, город и до внедрения «цифры» придерживался тех же принципов, но с развитием информационных технологий у нас появилась возможность максимально качественно и четко структурировать систему госзакупок. Мы стандартизировали и типизировали все ее элементы, включая периодически утверждаемые условия государственных контрактов, технические задания, критерии отбора. Сегодня городские заказчики используют более 450 пакетов типовой документации.

Работу контрактной системы обеспечивает CRM, внутри которой осуществляются непосредственное планирование, обоснование потребностей в заказах, проводится анализ ценообразования, формируется конкурсная документация. В эту систему уже зашиты алгоритмы стандартизации закупок, она содержит в себе типовые условия, которые заказчик не может самостоятельно изменить, а также критерии отбора участников, заранее согласованные со всеми заинтересованными сторонами.

На цифровых системах размещены обширные и постоянно обновляемые каталоги товаров, работ и услуг, которые содержат четкое описание продукции. Это позволяет заказчикам действовать в рамках одинаковой процедуры и привлекать добросовестных поставщиков.

Еще один важный результат — усовершенствование процесса планирования. Это касается оценки обоснованности закупок городскими заказчиками, анализа ценообразования, что позволяет городу экономить еще до этапа публикации закупки.

— Можно как-то обозначить эту экономию в цифрах?

— Если взять всю систему городского заказа, то за 2023 год на всех этапах торгов она составила в совокупности 12%. Это достаточно большая сумма, если учесть, что объем закупок столицы в рамках госзаказа в целом в прошлом году достиг 1,8 трлн руб.

— Как в текущих условиях изменились приоритеты госзаказа, в том числе с учетом санкций и необходимости импортозамещения?

— Приоритеты, безусловно, изменились. Нам пришлось в срочном порядке провести серьезную работу по перенастройке контрактной системы, вносить корректировки в базу поставщиков товаров и услуг, искать замену тем, кто ушел с российского рынка, чтобы обеспечить непрерывность работы городских систем, учреждений, социальных служб, реализации адресной инвестиционной программы. На фоне удорожания кредитных ресурсов мы максимально сократили сроки проведения денежных платежей.

В целом мы считаем, что со своей задачей справились: ни один процесс не остановился, все социальные обязательства выполняются городом в полном объеме.

— Что сегодня получает бизнес и, в частности, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) за счет участия в госзаказе?

— Госзаказ — одна из наиболее эффективных форм поддержки бизнеса. В сегодняшних условиях это особенно актуально, поскольку предприниматели могут активно участвовать в импортозамещении, открывать новые возможности для масштабирования бизнеса, расширения географии деятельности, получая при этом гарантированный сбыт своих товаров и услуг.

Отмечу, что столичная контрактная система доступна в том числе для индивидуальных предпринимателей и самозанятых в любой точке нашей страны через портал поставщиков. Сегодня на ресурсе зарегистрировано более 330 тыс. поставщиков. При этом около 90% пользователей портала — субъекты МСП, и они имеют абсолютно равные возможности с остальными участниками закупок. Москва, в частности, за прошлый год заключила на портале поставщиков 194 тыс. контрактов с малым и средним бизнесом на сумму 36,6 млрд руб.

— Отдается ли какой-то приоритет московским предприятиям?

— Даже при всем желании у нас сегодня нет такой возможности. В рамках закупок в электронном формате идет исключительно честная конкурентная борьба между всеми участниками независимо от масштабов их бизнеса и местонахождения. Значение имеет лишь то, кто даст лучшее предложение по цене и при этом его продукция будет соответствовать всем требованиям касательно качественных характеристик.

— Как работает портал поставщиков?

— Алгоритм очень простой. Для работы с порталом нужны только компьютер и наличие усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Каждая закупка размещается на портале и доступна всем зарегистрированным предпринимателям. В них может участвовать несколько поставщиков, что создает здоровую конкурентную среду и обеспечивает дальнейшее снижение закупочной стоимости для госзаказчика.

Важный инструмент нашей площадки — структурированный каталог, где публикуются все предложения поставщиков с указанием цен. Каждая позиция называется «стандартная товарная единица». Она уникальна и содержит полную информацию о товаре, работе или услуге. То есть заказчик получает исчерпывающие данные по тому или иному товару, перед тем как запустить закупку.

Основной способ закупки на портале — котировочные сессии, в рамках которых заказчик размещает перечень необходимых спецификаций, а поставщики делают ставки. Победитель определяется автоматически по наименьшей цене предложения. Заключение контракта и дальнейшее актирование происходят в электронном виде. Процедуры проходят очень быстро, что значительно сокращает время на закупку.

Поделиться