Эксперты на форуме РБК обсудили поддержку молодых предпринимателей

Обновлено 23 апреля 2024, 11:39

На то, какое количество молодых предпринимателей будет приходить в бизнес, влияют как вновь сложившиеся экономические условия, так и методы поддержки — венчурные инвестиции и гранты, рассказали спикеры

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

В Центре событий РБК на Космодамианской набережной в Москве 22 апреля прошел форум молодых предпринимателей «Создай наше». Эксперты обсудили сложившуюся ситуацию в экономике страны и то, как она влияет на вхождение в бизнес молодых людей. Выступая на пленарной дискуссии, советник президента России Максим Орешкин рассказал, что в ближайшее время нашу страну ждет несколько серьезных структурных изменений, в которых предприниматели смогут себя проявить. В первую очередь речь идет о технологических изменениях, так как есть потребности в собственных решениях. Тут молодые предприниматели могут находить себе ниши и создавать такие решения, которые затем будут применены на уровне уже крупных компаний и экономики в целом. Во-вторых, как отметил Орешкин, меняется географическая структура развития экономики: «Это и поворот на Восток — все, что связано с развитием ключевых транспортно-логистических коридоров. Это и серьезное изменение баланса между крупными и малыми городами и селами из-за цифровизации последних: проникновения интернета, маркетплейсов, логистики».

Третье основополагающее изменение — освоение внутреннего рынка. Новые российские бренды появляются на том пространстве, которое оставляют западные участники. Есть и отрасли, бум в которых уже начался и продолжится впредь. В качестве примера помощник президента привел туризм, чья доля в ВВП России в ближайшие годы должна удвоиться. В целом же сам смысл малого предпринимательства — это занятие тех ниш, которые пустуют, уверен Орешкин.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

«Сложно конкурировать, если мы возьмем, к примеру, производство хлеба, с хлебозаводом, который на массовом производстве делает нарезной батон. Но ты можешь продавать и делать хлеб там, где его сложно доставить, делать продукт, который качественно отличается и дарит другие эмоции», — отметил Орешкин. Это, соответственно, и есть ниши для малого бизнеса. Поэтому все, что касается освоения широкого внутреннего рынка, представляет собой большие возможности для молодого предпринимателя, считает Орешкин.

Привлечь же молодых бизнесменов в регионы поможет развитие инфраструктуры. «А если мы говорим про интернет-бизнес, то местоположение не важно. Сейчас маркетплейсы тебе все организовывают, забирают товар, помогают со складами, и через эти платформы ты имеешь перед собой рынок всей страны. Меры поддержки конструируются таким образом, чтобы поддерживать новые истории, которые открывают очень большие возможности. Поэтому у нас в ближайшие десять лет будет кому заниматься молодежным предпринимательством», — резюмировал советник президента.

Отдельно на мерах поддержки и том, как ими пользуются молодые предприниматели, остановился гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. По его словам, молодых предпринимателей среди ИП — 996 тыс., и у них есть запрос на информацию по мерам поддержки. «Если взять статистику, то 56% от этого числа воспользовались мерами господдержки. Молодые предприниматели более активны, смелее используют эти возможности, пользуются информацией и привлекают заемное финансирование», — рассказал Исаевич.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

Совместно с Минэкономразвития Корпорация МСП запустила цифровую платформу МСП.РФ, где можно найти инструменты, необходимые предпринимателю от момента создания бизнеса до выхода на межрегиональные или даже зарубежные рынки. Отдельная задача, по словам Исаевича, — формирование единых правил, чтобы «предприниматели от Калининграда до Магадана получали ту или иную меру поддержки по единым стандартам». На сегодняшний день 89 регионов предоставляют свои меры поддержки онлайн. Также в прошлом году был запущен цифровой профиль предпринимателя, который сам может предложить ту или иную меру поддержки в зависимости от сферы деятельности и возраста. Всего платформой МСП.РФ воспользовались уже 5 млн раз, из которых 2 млн — именно молодежь, привел данные Исаевич.

В свою очередь гендиректор АНО «Агентство стратегических инициатив» Светлана Чупшева рассказала о платформе «Конструкториум» как мере поддержки и зрелых, и начинающих предпринимателей. «Она собрана как нативный навигатор, где любой интересующийся может посмотреть, какие меры поддержки есть на федеральном уровне, в регионе. Мы также работаем с институтами развития, с акселераторами, например, «Сбера». Сегодня на платформе 300 тыс. молодых предпринимателей, с помощью нее было запущено уже свыше 1,6 тыс. проектов», — рассказала Чупшева.

Председатель «Деловой России» Алексей Репик согласился с Максимом Орешкиным в том, что с бизнес-гигантами МСП не только не надо бороться, с ними не надо встречаться: «Есть места для экономики масштаба, а есть предприятия, где малый бизнес и молодежный бизнес. И тем не менее, есть географии, куда не дотянется большой, потому что ему это будет слишком дорого, сложно и неэффективно. Есть кастомизация — адаптация продукта под специфические потребности клиента, где действительно место для малого бизнеса». Говоря о финансировании молодежного бизнеса, Репик отметил, что лучшим вариантом тут являются венчурные инвестиции, поскольку «грантовая поддержка имеет под собой некую безответственность». И все же сейчас гранты как вид поддержки также присутствуют.

Павел Жданов для РБК
Фото: Павел Жданов для РБК

«Дело в том, что многие хорошие идеи до этапа венчурного финансирования просто не доезжают — для одних проектов это слишком рано, для других уже очень поздно, поэтому идея грантов появилась скорее как тест-драйв для своих инициатив», — рассказал Репик. В уходе иностранных компаний эксперт видит и минусы: так, российскому бизнесу стало сложнее выходить на рынки этих стран. Но, по его словам, отсутствие возможностей по глобализации бизнеса в прежних форматах и переориентация на новые рынки оказывают давление на крупные компании, открывая дорогу МСП. «Надеюсь, что новые инициативы и институциональные инструменты Корпорации МСП, такие как тот же «Конструкториум», помогут масштабировать все это до большого потока, который станет уже молодежным предпринимательством не на сессиях и форумах, а молодежным предпринимательством в повседневной жизни», — резюмировал Репик.

Поделиться