Как России сохранить лидерство на мировом рынке минеральных удобрений

Обновлено 28 декабря 2023, 15:45

Глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев — о том, что позволит стране сохранить мировое лидерство на рынке минудобрений и почему следует отказаться от установки количественных ограничений на экспорт

пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Каких результатов производства минеральных удобрений можно ожидать по итогам 2023 года?

Новый год мы встречаем с высокими результатами работы отрасли. По предварительным данным, за 11 месяцев выпуск минеральных удобрений в России увеличился на 9% и превысил 53 млн т в физическом весе. При сохранении текущей загрузки мощностей к концу года ожидаем выход на показатели 2021 года (59 млн т). Залог тому — высокая инвестиционная активность компаний, а также восстановление объемов производства хлористого калия после спада в 2022 году.

— Как вы в целом оцениваете текущую ситуацию на рынке удобрений РФ?

Производители уже к середине ноября на 100% закрыли потребности отечественного агропромышленного комплекса в минеральных удобрениях на весь год. Так, к 20 декабря приобретение с учетом накопленных на начало года запасов выросло на 5% год к году — до 5,8 млн т в действующем веществе. С середины ноября идут поставки продукции под весенний сев следующего года.

Рост использования удобрений — залог рекордных урожаев. В уходящем году урожай зерновых в России составил 142 млн т (в чистом весе) и стал вторым в истории после рекорда 2022 года.

Важную роль в успехах отечественного АПК и обеспечении продовольственной безопасности страны играет доступность минеральных удобрений. Цены на внутреннем рынке после их добровольной заморозки производителями более двух лет назад остаются зафиксированными с учетом прошлогодней индексации. Средние цены для наших аграриев существенно ниже цен альтернативных рыночных продаж. По данным Росстата на ноябрь 2023 года, разница с экспортной ценой на селитру аммиачную — 11%, на карбамид — 12%, на аммофос — 24%, на NPK — 20%.

— Увеличиваются ли поставки на экспорт? Удается ли преодолеть логистические ограничения?

Мы сделали максимум, чтобы в условиях санкций сохранить надежное обеспечение наших клиентов по всему миру. Уже с июня прошлого года российские производители стали оправляться от санкционного давления и увеличивать поставки на рынки дружественных стран. По итогам прошлого года 70% экспорта удобрений пришлось именно на них, в этом году их доля вырастет до 75%. Кроме того, в текущем году мы ожидаем восстановления показателей объема экспорта до уровня 2021 года.

Затраты на логистику, безусловно, увеличились. В частности, из России ушли крупнейшие игроки рынка контейнерных перевозок. Однако им на смену пришли латиноамериканские и азиатские компании, крепнут российские перевозчики.

— Какие рынки были основными для российских экспортеров в 2023 году?

Новыми приоритетными для российских производителей удобрений экспортными направлениями выступают страны Глобального Юга, куда направляется уже 75% от всего экспорта. Именно эти страны будут формировать спрос на мировом рынке удобрений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наиболее крупными рынками сбыта в настоящий момент выступают Индия и Бразилия. Например, за 10 месяцев этого года российский экспорт в Бразилию вырос на 16% — до 6,3 млн т в физическом весе.

— Какие страны вы считаете перспективными с точки зрения увеличения поставок?

Перспективными рынками, безусловно, выступают страны Африки, где доля российских удобрений составляет 10%. И эта доля будет расти. Россия поставляет в Африку порядка 1,5 млн т ежегодно.

Поставки в страны Западной и Южной Европы продолжаются — там по-прежнему ценят качество применяемых местными фермерами удобрений и безопасность выращиваемой сельхозпродукции. А российские комплексные удобрения отличаются уникальной экологичностью, в них, например, нет опасных концентраций токсичных веществ, таких как кадмий.

В странах Восточной, Северной Европы, Прибалтики и Канады в результате самосанкций фактически введен запрет на импорт российских удобрений. Кроме того, в ноябре в три раза повысили пошлину на импорт российских фосфорных удобрений в США. Компании будут оспаривать это решение в суде.

В 2022 году объем российского экспорта удобрений в недружественные страны сократился на 25–30%, до 10 млн т. В 2023 году сокращение может составить еще 15–20%.

В результате масштабных инвестиций (за последние 10 лет в развитие отрасли было направлено 1,8 трлн руб.) и благодаря широкой продуктовой линейке производителей наша страна остается крупнейшим экспортером минеральных удобрений в мире с долей в 18%. Роль России в обеспечении мировой продовольственной безопасности трудно переоценить — 1,5 млрд человек на планете потребляют пищу, выращенную с применением российских удобрений.

Уверен, что запланированные масштабные инвестиции позволят отрасли сохранить мировое лидерство, обеспечить продовольственную безопасность как России, так и всего мира.

— Что может помешать дальнейшему наращиванию экспорта?

Обозначу два болевых узла, разрешение которых может определить сохранение позиций на мировом рынке. Во-первых, в отношении производителей удобрений продолжают применяться экспортные квоты, в рамках которых экспортер должен получать новую экспортную лицензию на каждую сделку. Чтобы вернуть эффективность контролю за экспортом, мы считаем, что регуляторам следует отказаться от установки количественных ограничений на экспорт минеральных удобрений и от выдачи разовых лицензий в рамках экспортных нетарифных квот в пользу разрешительного порядка вывоза удобрений путем выдачи генеральной лицензии на экспорт удобрений.

Еще одно препятствие — дефицит портовых мощностей. Сегодня он измеряется 17 млн т. В том числе необходимо развивать портовую инфраструктуру для перевалки аммиака и жидких удобрений — так называемых опасных грузов, которые раньше экспортировались через порты Прибалтики. На данный момент дефицит портовых мощностей для их перевалки составляет 6 млн т.

— В условиях падения цен на мировом рынке компании отрасли пересматривают свои инвестпрограммы?

Действительно, за последний год цены на основные виды минеральных удобрений упали на 35–50%. Хочу подчеркнуть: именно экспорт — основная статья доходов производителей удобрений, за счет которой реализуются масштабные инвестпрограммы.

Тем не менее, несмотря на коррекцию на мировом рынке и другие факторы, компании сохраняют планы реализации всех ключевых проектов развития отрасли.

— Как химический сектор справляется с импортозамещением?

Импортозамещение производственного оборудования и материалов было и остается одной из основных задач, стоящих перед отраслью. Сейчас все компании нашей индустрии стараются покупать оборудование отечественного производства. Уже есть много примеров тесного взаимодействия предприятий с отечественными производителями оборудования, когда заключаются соглашения, создаются совместные рабочие группы для доработки имеющейся продукции или разработки новой под конкретные требования пользователя. Это мы видим в производстве подземной самоходной техники, насосов, контрольно-измерительных приборов.

Но, к сожалению, на текущий момент не все требуемое оборудование и материалы можно найти на отечественном рынке. В таких случаях предприятия ищут аналоги европейского или американского оборудования в дружественных странах, в первую очередь в Китае и Индии.

Мы уверенно приближаемся к технологическому суверенитету. Но отечественному рынку нужно время, чтобы развить свои технологии и нарастить производство.

— Какие показатели производства и экспорта вы прогнозируете на 2024 год?

При условии сохранения текущей загрузки мощностей предприятий в 2024 году рост производства может достичь 10% по отношению к 2023 году (более 64 млн т). В 2024-м можно также ожидать роста экспорта к уровню выше 2021 года при условии сохранения текущей загрузки мощностей предприятий и при сохранении объемов поставки (экспортного рынка) конца 2023 года.

— Вы возглавляете Комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию. Насколько в условиях новой реальности ESG-тематика остается актуальной для индустрии минеральных удобрений?

ESG-принципы в свете колоссальной перестройки бизнеса после пандемии, санкционного давления, нестабильности международных логистических цепочек стали еще более актуальными. При этом нужно признать, что на первый план вышли социальные аспекты. Объемы поддержки компаниями работников, регионов присутствия стремительно выросли. Особое внимание уделяется образовательным проектам и работе с детьми. Это стало значимым фактором сохранения стабильности на местах.

У компаний отрасли минеральных удобрений накоплен обширный опыт в этой области. «КуйбышевАзот», например, занимается развитием детского парусного спорта и дворового спорта. У «Акрона» — большая программа в области поддержки образования. «ЕвроХим» с момента своего основания инвестирует в формирование благоприятной социальной среды в городах своего присутствия. В декабре свое 20-летие отмечает ключевой социальный проект «ФосАгро» — ДРОЗД («Детям России — образование, здоровье и духовность»), через школу которого прошли более 150 тыс. воспитанников.

Поделиться