Как зарубежный опыт поможет контролировать онлайн-торговлю алкоголем

Обновлено 18 октября 2023, 10:57
Shutterstock
Фото: Shutterstock

Госрегулирование онлайн-продажи алкоголя — общемировой тренд. Российский рынок, по заявлениям экспертов, тоже готов к дистанционной торговле спиртным: Госдума РФ может рассмотреть соответствующий законопроект уже осенью.

Глобальный рынок онлайн-продаж алкоголя начал активно развиваться во время пандемии. К 2022 году на интернет приходилось около 4% от общего объема продаж алкоголя за рубежом, следует из отчета ведущего мирового банка в области продовольствия и агробизнеса Rabobank. Участники сектора электронной торговли продуктами питания считают этот канал одним из драйверов роста продаж и под его развитие выделяют больше ресурсов, чтобы в том числе сделать такие покупки безопасными для покупателей, отмечают аналитики Rabobank.

Технологии, которые пришли с доставкой, изменили принципы взаимодействия людей со спиртными напитками, а глобальная пандемия COVID-19 ускорила тенденцию онлайн-заказа продуктов с доставкой, отмечают аналитики Международного альянса за ответственное употребление алкоголя (International Alliance for Responsible Drinking, IARD). По данным IARD, в 2020 году во всем мире объемы продаж алкоголя в электронной коммерции выросли на 33%, в то время как общий объем продаж алкоголя снизился на 6%. С одной стороны, потребители все больше привыкают к такому сервису, с другой — технологии предоставляют новые возможности для внедрения эффективных мер для предотвращения чрезмерного употребления алкоголя, говорится в отчете IARD.

Общемировой тренд

В 2020 году, например, сразу семь стран разрешили продажу алкоголя через интернет, отмечают аналитики МШУ «Сколково». В целом на данный момент онлайн-продажи алкоголя разрешены более чем в 60 странах — во всех развитых и во многих развивающихся. Помимо Европы и США подобный сервис доступен в Китае, Японии, Бразилии, ЮАР, а также странах ЕАЭС (Казахстане, Армении, Киргизии). Показательно, что торговля спиртным через интернет доступна также в странах со строгой антиалкогольной политикой — Финляндии и Норвегии.

После многолетних обсуждений, похоже, готовы к этому шагу и российские законодатели. Госдума РФ в осеннюю сессию может рассмотреть законопроект по контролю за онлайн-продажами алкоголя — об этом в августе заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. Речь, в частности, идет о повторном внесении в думу инициативы, разработанной Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой) при участии и поддержке ключевых отраслевых игроков. Напомним, что законопроект, который установит контроль за дистанционными продажами спиртного для отвечающих определенным требованиям компаний, впервые был внесен в Госдуму летом этого года сенатором Андреем Клишасом.

Документ предполагал, что будет создан отдельный реестр участников рынка, владеющих сайтами по дистанционной розничной продаже алкоголя, а продавцами смогут выступать предприятия, имеющие лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции или лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Проект также предусматривал внедрение в онлайн канале действующей в традиционной рознице Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), с помощью которой государство контролирует производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в России. Проверять возраст покупателя планировалось как на стадии заключения договора с продавцом при помощи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), так и при непосредственной передаче товара (проверкой QR-кода о проведенной в ЕСИА идентификации, паспорта и числового кода, подтверждающего получение товара именно заказчиком).

Сейчас документ дорабатывается с учетом комментариев ключевых федеральных органов исполнительной власти, приводят слова Артема Кирьянова СМИ. По его словам, принципиальных разногласий по предложенным мерам контроля за онлайн-торговлей алкоголем у законодателей нет. Однако необходимо предусмотреть структуру контроля за его оборотом в дистанционном канале продаж. После доработки законопроект будет направлен в правительство, а после одобрения кабинетом министров — в Госдуму, уточнял также Андрей Клишас.

Ранее регуляторы опасались, в частности, что дистанционный формат торговли лишит возможности контроля за соблюдением запрета на продажу алкоголя несовершеннолетним, а также региональных ограничений продажи алкогольной продукции по месту и времени. Кроме того, Минздрав РФ, например, опасался в целом роста потребления спиртного.

Торговля алкоголем в нашей стране — одна из самых зарегулированных сфер экономики. Помимо запрета на продажу спиртного несовершеннолетним, в России запрещена его реализация в ночное время, и регионы могут вводить дополнительные ограничения. Существуют также строгие ограничения на рекламу алкогольной продукции. Предложенный бизнес-сообществом законопроект о дистанционной торговле алкоголем не только дублирует эти нормы, но и предполагает с помощью современных технологий усилить меры контроля. Например, ввести двойную проверку возраста покупателя — при заказе онлайн через такие системы, как Госуслуги, и при получении, когда будет необходимо предъявить паспорт.

Бизнес и общество считает, что чем быстрее Россия начнет контролировать онлайн-торговлю алкоголем, тем быстрее будут снижены объемы продаж контрафактной небезопасной продукции, а сама отрасль выйдет из серой зоны. Снятие запрета на продажи алкоголя через интернет давно назрело в нашей стране, говорит глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз: «К этому готовы и производители, и участники рынка».

Отрасль пристально следит за рынком, видит проблемы, оперативно реагирует и вносит необходимые изменения в законодательство, говорит основатель и президент группы компаний Simple Максим Каширин: «В режиме уже активной онлайн-торговли государству потребуется максимум 2–3 года, чтобы доработать законодательство и наладить эффективный и безопасный канал продаж».

Осознанное потребление

Легализация дистанционной торговли спиртным может дать толчок сегменту e-grocery и рынку e-com в целом, нежели росту потребления спиртного, считают участники рынка. Объем e-commerce, по данным Data Insight, в 2022 году уже составил 5,7 трлн руб., или 2,8 млрд заказов. В прошлом году количество заказов увеличилось на 65%, объем рынка в рублях вырос на 38%.

Онлайн-торговля алкоголем будет стимулировать реализацию продуктов питания, считают эксперты. «Корзина станет шире, дороже и тяжелее, появится здоровая конкуренция», — говорит Максим Каширин. Кроме того, по его словам, мировая интернет-торговля алкоголем в основном смещается в сторону дорогих, редких и особых продуктов. В том числе это может способствовать популяризации вин от локальных российских виноделен. Оборот такой категории товаров не очень быстрый, продавать их в ретейле невыгодно, так как товары занимают место на полке, пояснил глава Simple: «А в интернете — полка товаров безгранична, можно добавить в ассортимент многое. Также в интернете можно разместить и редкие категории, которые в магазинах вообще не представлены или представлены ограниченно».

Собственные онлайн-площадки по продаже алкогольными напитками со временем действительно могут появиться и у самих производителей, у которых есть отлаженная система доставки, считает Вадим Дробиз.

Увеличение размера средней корзины покупок, в свою очередь, снизит удельную стоимость доставки, отмечает глава «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Авторы исследования Центра развития потребительского рынка МШУ «Сколково» также приходят к выводу, что расширение современных каналов сбыта и увеличение представленности редкой алкогольной продукции на бесконечной интернет-полке может способствовать развитию отечественной винодельческой отрасли.

Мировой опыт дистанционной продажи алкоголя показывает, что модель покупок в странах, где алкоголь можно приобрести в интернете, действительно отличается значительно более высоким средним чеком и более осознанным выбором продукции, отмечают аналитики МШУ «Сколково». «Потребитель ценит в онлайн-покупках возможность сравнения цен и выбора продукции из широкого перечня, наличие отзывов», — отмечают авторы аналитического обзора. При этом ни в одной из стран, где разрешена онлайн-торговля спиртным, интернет не стал доминирующим каналом его приобретения, следует из результатов исследования.

За рубежом сегодня основными онлайн-каналами продаж алкогольных напитков являются специализированные онлайн-магазины (Австралия, Франция), маркетплейсы (Китай, Германия, Япония), омниканальные магазины (Испания, Великобритания), производители/D2 °C (США) и HoReCa (Бразилия), по данным Центра развития потребительского рынка МШУ «Сколково». А онлайн-покупателя действительно характеризует более высокий средний доход, проживание в городской среде и наличие семьи и работы, отмечают аналитики.

Однако в России против разрешения онлайн-продаж алкоголя выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Соответствующее обращение замглавы Минпромторга Виктору Евтухову организация направила в конце сентября, как писал РБК. Глава АКОРТ Игорь Караваев указывает, что продажи алкоголя в интернете остаются «слабоконтролируемым и высокорискованным каналом реализации».

Впрочем, с этим мнением согласны не все участники ассоциации. Например, в «Азбуке Вкуса» уверены, что легализация интернет-торговли может способствовать удобству потребителей, снижению теневого оборота алкоголя и фальсификата, а также избавлению производителей и продавцов от недобросовестной конкуренции, заявляли ранее РБК в компании.

Легализация дистанционной торговли спиртным позволит сократить уровень торговли контрафактом, который в два-три раза дешевле официального, уверены эксперты. Сейчас, по данным ЦИФРА, в России ежегодно продается около 500 млн л нелегальной продукции, легальный рынок спиртных напитков без учета пива — в два раза больше. Объем рынка контрафактного алкоголя в денежном выражении в НИФИ Минфина РФ оценили в 30 млрд руб., АКИТ — в 50 млрд руб.

По данным сенатора Андрея Клишаса, количество запросов в интернете о доставке на дом спиртного достигает 600 тыс. в месяц. Это, по его словам, увеличивает вероятность покупки контрафактной и некачественной алкогольной продукции.

Аналитики МШУ «Сколково» отмечают, что существующий запрет просто не эффективен, так как есть много способов его обхода.

Саморегулирование

Бизнес-сообщество уверено, что все необходимые технологии онлайн-торговли уже отработаны в других странах мира и доступны в России. В частности, это лицензирование компаний –– продавцов алкоголя и внесение их в специальный реестр, идентификация покупателей с помощью федеральных порталов (в России — это ЕСИА и Госуслуги), требование подтверждения личности с помощью документов в момент получения заказа, включающего спиртное. Обойти проверку возраста онлайн будет невозможно, считает Максим Каширин.

В мире к онлайн-продаже алкоголя по строгости применяются нормы, аналогичные оффлайн-торговле, отмечают аналитики МШУ «Сколково». По их данным, существует по меньшей мере два стандарта онлайн-продаж алкоголя, в том числе международный — IARD (2021).

Более того, на фоне стремительного роста поставок алкоголя через интернет во время пандемии в 2021 году 12 компаний — членов IARD, ведущих мировых производителей пива, вина и крепких спиртных напитков — объявили о новаторском партнерстве с 12 (сейчас 14) известными глобальными и региональными онлайн-ретейлерами, а также платформами электронной коммерции и доставки, которые работают на шести континентах. Стороны согласовали новые глобальные меры предосторожности, создав первую в мире коалицию по предотвращению онлайн-продажи и доставки алкоголя несовершеннолетним и сокращению вредного употребления алкоголя взрослыми. Партнерство устанавливает глобальные стандарты ответственности за электронную торговлю алкоголем по всей цепочке поставок — с момента оформления заказа и до самого конца, когда доставка осуществляется только соответствующему получателю. В частности, компании взяли на себя ответственность за обучение курьеров взаимодействию с подозрительными покупателями, информирование потребителей об опасностях злоупотребления алкоголем, а также внедрение механизмов, позволяющих потребителям, не желающим видеть рекламу или предложения о покупке алкоголя, отключить для себя эти разделы онлайн-магазинов.

Этот опыт саморегулирования отрасли, уверены эксперты, можно применять и в России. Отраслевые стандарты позволяют на уровне бизнеса решить значительную часть вопросов, которые будут возникать после снятия запрета, и не доводить их до регуляторов, уверен Михаил Бурмистров.

Поделиться