Какие инструменты для развития нужны сейчас венчурному рынку
«Инструментов для развития венчурному рынку сейчас не хватает»
О мерах поддержки рынка венчурных инвестиций и новых стратегиях работы со стартапами рассказал директор по инновациям и инвестициям МТС и основатель MTS StartUp Hub Дмитрий Курин.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию в сфере венчурного финансирования?
— Прошлый год был стресс-тестом для российского венчурного рынка. За несколько месяцев стагнации произошло кратное падение отрасли. По данным Dsight, в 2022 году объем венчурных инвестиций составил $720 млн, что в 3,5 раза меньше, чем в 2021 году.
Так как многие зарубежные компании ушли с российского рынка, а зрелые стартапы сфокусировались на международном развитии, драйвером рынка станет появление технологических решений высокого качества. Если предприниматели начнут активно занимать освободившиеся ниши, рынок сможет быстро восстановиться, станет более независимым. Но на это им потребуются время и ресурсы. Условия для этого есть: экономика в стране в целом устойчивая, несмотря на отсутствие зарубежных инвесторов и глобальных капиталов.
Важна будет поддержка всего рынка, в том числе государства. Например, в «Сколково» недавно внедрили программу кешбэка: инвесторы получают не только прибыль от инвестиций, но и компенсацию до 50% своих вложений от государства. Подобные меры в дальнейшем будут стимулировать инвесторов вкладывать, скажем, не в недвижимость или акции, а в технологии.
— Как меняется поведение венчурных инвесторов на фоне геополитического кризиса? Как фонды и стартапы приспосабливаются к новой реальности?
— Инвесторы стали осторожнее, большинство игроков венчурного рынка перешли к дивидендной модели, по сути перестав быть венчуром в классическом понимании. Горизонт планирования сократился, стоимость капитала возросла. Раньше вложение в стартапы было хорошей возможностью заработать, сейчас же предпочтительнее инвестировать в уже прибыльные компании. Если стартапу требуется больше года для выхода на окупаемость, это никому не интересно. Фонды также становятся более требовательными. Предприниматели, в свою очередь, отдают предпочтение залоговым или кредитным деньгам и стараются не привлекать венчурные инвестиции в капитал, так как это ведет к размытию доли и плохой оценке компании.
— Многие крупные компании из разных отраслей сегодня создают или усиливают собственные команды разработки программного обеспечения (ПО). Это может способствовать росту интереса к стартапам и отдельным командам?
— Да, сейчас представители больших предприятий наращивают внутреннюю разработку, так как они столкнулись с выбором, какими ИТ-системами пользоваться. Доступ к западному ПО закрыт, а российские сервисы не всегда удовлетворяют по параметрам качества, безопасности или кастомизации под отрасль. Поэтому компании самостоятельно разрабатывают ПО, чтобы не останавливать производственные процессы, и привлекают новых разработчиков. Также многие корпорации выводят на рынок внутренние продукты, которыми раньше пользовались сами. Это тоже требует масштабирования команды.
Усиливая разработку ПО, корпорации в том числе расширяют свои бизнес-портфели. Это стимулирует интерес к приобретению инновационных стартапов или сотрудничеству с отдельными командами.
— Какие проекты сейчас в приоритете у венчурных инвесторов?
— В основном те, которые быстро приносят деньги. Они не обязательно венчурные, некоторые инвесторы сейчас меняют свою специализацию и вкладываются в технологические и производственные компании. Особенно заметен рост интереса к e-commerce, потому что это удобный канал продаж с высоким оборотом и хорошим доходом.
В сфере ИТ инвесторов больше интересуют решения, связанные с импортозамещением. Например, рекламный рынок нуждается в новых технологиях. Ушли технологические гиганты — число рекламных инструментов сократилось, в связи с этим растет область marketing tech. Также популярны инвестиции в b2b-софт, разработчики которого в России исторически сильны.
— Какие стратегии сейчас наиболее распространены среди стартаперов?
— Цикл создания продукта не изменился: идея, запуск MVP (первый релиз продукта. — РБК+), готовый продукт, его масштабирование и выход. В части финансирования стартап на ранней стадии развивается или на свои накопления, или по правилу 3F: friends, family, fools. Сейчас заметно расширился рынок физлиц, которые готовы инвестировать в своих знакомых, в хорошие идеи. Поэтому на первом этапе деньги найти проще, чем на более зрелой стадии. Дальше, когда уже есть MVP и первые продажи, нужно привлекать бизнес-ангелов. Помимо этого, стартапы могут получить грант от Фонда содействия инновациям или «Сколково» и предложить свой продукт корпорациям.
— Какие типичные ошибки в этом сегменте?
— Первая ошибка — желание фаундера в самом начале привлечь инвестора на контрольную долю. Вместо этого лучше использовать инструменты заемного финансирования или краудинвестинг. Вторая — попытка идти во все направления вместо фокуса на конкретном продукте или проблеме клиента. За этим следует деприоритизация, нехватка ресурсов. Кроме того, не нужно тешить себя надеждами, что успешный запуск в России сразу удастся повторить на глобальном рынке.
— Вы инвестируете в совершенно разные отрасли: туризм, образование, технологии. Как вы выбираете сферу инвестирования, сами проекты?
— МТС сейчас строит цифровую экосистему. У нас больше десяти бизнес-вертикалей, например: travel, big data, облачные сервисы, медиа, умный дом. В частности, travel-сегмент МТС запустил и развивает с помощью сервиса МТС Travel и портала «Тонкости туризма». Также мы вложились в направление кибербезопасности: запустили новую бизнес-вертикаль МТС RED и инвестировали в компанию Phishman, где повышают уровень киберграмотности и обучают противодействию фишинговым атакам. 80% наших инвестиций — это проекты, которые призваны помочь быстрее расти бизнесу МТС, а 20% мы, как венчурная команда, выделяем под другие перспективные направления.
Мы далеко не всеядны, но всегда ищем новые таргеты на рынке. Отбор проектов проходит довольно просто. Сначала смотрим стратегически, что мы и старпап можем дать друг другу. Как правило, МТС работает с проектами раунда А и выше, когда есть продукт, стабильная выручка и клиенты. У нас есть два инвестиционных ключа: первый — оцениваем, насколько рынок перспективен, есть ли сильная команда, а второй — это синергия: думаем, куда мы встроим этот продукт в своей экосистеме, как будем формировать совместную работу и взаимное продвижение.
— Какие варианты сотрудничества вы предлагаете стартапам?
— В начале работы мы валидируем технологическое решение вместе с бизнесом МТС. Запускаем гипотезу, оплачиваем стартапу пилот, расходы и апробируем проект. Далее выбираются треки. Первый — коммерческое сотрудничество: заключаем контракт, пользуемся услугами стартапа. Второй — мы можем поддержать стартап не только коммерческим контрактом, но и деньгами. Мы входим в миноритарную долю капитала, инвестируем от $500 тыс. до $5 млн и забираем миноритарную долю, как правило до 30% за инвестиции в эту компанию. Третий — если компания не готова развиваться в России, мы выкупаем локальную часть бизнеса.
Также мы можем через свои каналы выступать агентом для стартапа и его сервисов. Поскольку МТС — большая цифровая экосистема, мы предлагаем безвозмездные гранты, даем пользоваться нашими облачными сервисами и продуктами для маркетингового продвижения.
— Какие действия государства, бизнеса могут стать триггером для улучшения ситуации в сфере венчурного финансирования?
— Для привлечения частного капитала для роста уровня инвестиций нужно ввести нулевой или околонулевой налог для прироста капитала, как в Дубае. Бизнес-ангел обычно инвестирует на ранней стадии, чтобы на следующих раундах выйти из проекта, и отсутствие выплаты налогов мотивирует его вкладывать больше.
Инструментов от институтов развития, государства и частных лиц венчурному рынку сейчас не хватает. Нужно заново выстраивать всю экосистему, начиная с вузов, где студент может представить свой дипломный проект как стартап. Для этого важно создавать бизнес-инкубаторы или венчурные студии, которые направят его по предпринимательскому треку и поддержат ресурсами, экспертизой, деньгами — хотя бы небольшими.
Также можно создать инструменты нового фондового рынка, с размещением технологических компаний, чтобы они могли выходить на IPO и привлекать деньги от частных лиц — что-то вроде мини NASDAQ биржи. Акционерное финансирование поможет сформировать полный цикл развития стартапа. Пусть их будет не так много в России, но они получат доступ к капиталу, а инвесторы — механизмы выхода из стартап-проектов.