Внимание к деталям: эксперты — о роли женщин в экономике мегаполиса
Поддержка женского предпринимательства — важный фактор успешного развития экономики и повышения эффективности бизнеса. Особенно актуально это для мегаполисов, таких как Москва, где высок уровень трудовой активности женщин в целом
Сегодня в мире наблюдается тенденция к развитию женского предпринимательства, формированию профессионального гендерного равноправия. Россия не исключение: в последние годы появляется все больше историй женщин, которые преуспели в ведении собственного дела, на федеральном, региональном, муниципальном уровнях возникают общественные организации, объединяющие женщин-предпринимателей и руководителей. Этот процесс можно назвать медленной революцией, уверенно меняющей социальный статус женщины, ее ценности и установки, а вместе с тем и мир вокруг нее, говорит эксперт департамента издательских программ ВЦИОМ Илья Ломакин.
По мнению генерального директора Агентства стратегического развития Москвы Натальи Шуваловой, для повышения эффективности компаний разумно сохранять баланс между мужчинами и женщинами в руководящих органах. Особенно это актуально в кризисные времена. «У мужчин, скорее, присутствует глобальное стратегическое мышление, у женщин больше развито внимание к деталям, а также в большей степени проявляется эмпатия, что способствует сохранению стабильности команды», — комментирует она.
Гендерное разнообразие
С каждым годом в России растет процент женщин на руководящих должностях и в бизнесе, говорит председатель комитета по развитию женского предпринимательства Московского городского отделения «Опоры России» Елена Краснова. Равная представленность обоих полов в составе управленческих команд обеспечивает целый ряд важных для успешности бизнеса факторов, отмечает директор стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт: «Это комплексный взгляд на принимаемые управленческие решения, снижение влияния «группового мышления», снижение доли решений, несущих большие риски, высокая адаптация к происходящим на рынке изменениям, увеличение интереса инвесторов».
Индекс женского предпринимательства (WBI) комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» показывает, что есть пять основных причин, по которым женщины решают заняться бизнесом. Среди них — желание улучшить материальное положение (57%), свободно распоряжаться собой и своим временем (50%), принимать самостоятельные решения и не иметь начальников, кроме себя (45%), желание профессионально самореализоваться (22%) и вдохновение от примера других женщин (20%).
В российских организациях среди руководителей на данный момент 45% женщин и 55% мужчин, говорится в материалах исследования.
По данным Росстата, рабочая сила в столице оценивается на уровне 7,1 млн человек. Около половины от этого числа — женщины, из которых около 97,5% занятых (что на 1,5% больше средней занятости женщин в России) и только около 2,5% находятся в поиске работы.
На крупных и средних предприятиях Москвы женщины составляют немногим меньше 49% сотрудников, а среди руководителей их всего около 43%. При этом средняя зарплата у женщин в Москве на 18% ниже, чем у мужчин. Справедливости ради необходимо добавить, что в столице этот разрыв гораздо ниже, чем в целом в стране, где разница в зарплатах составляет более 30%. При этом разрыв между средними зарплатами женщин и мужчин в столице постепенно сокращается, а число женщин среди сотрудников и руководителей крупных и средних предприятий увеличивается. Среди руководителей малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей Москвы женщины составляют пока около 40%, примерно такое же число женщин среди самозанятых Москвы.
Портрет московской соискательницы, составленный по результатам анализа резюме в базе HeadHunter, таков: возраст — 26–35 лет, опыт работы 3–6 лет, наличие высшего или среднего специального образования. Самые востребованные москвичками сферы деятельности — бухгалтерия, финансовое управление и учет, менеджмент, образование и наука, здесь на одно мужское резюме приходится около четырех женских.
Фактор гендерного разнообразия в бизнесе позитивно сказывается на эффективности бизнеса, отмечают эксперты. «Занятые в сфере предпринимательства женщины положительно влияют на экономический рост и способствуют снижению уровня социального напряжения. Объяснений тому немало. Одно из них состоит в том, что женщины-предприниматели быстрее мужчин приспосабливаются к изменениям делового климата», — говорит Илья Ломакин.
Причем в период кризиса, во время стрессов, женский тип руководства проявляется более четко, считает председатель совета директоров группы компаний «Конфаэль» Ирина Эльдарханова: «Большинство женщин подходят к своему бизнесу и персоналу более гуманно и бережно, максимально стараются сохранить коллектив, минимизировать число пострадавших сотрудников».
Среди плюсов женского предпринимательства и стиля руководства руководитель направления «Экономика и социальное развитие» Центра стратегических разработок (ЦСР) Виктория Павлюшина выделяет адаптивность и способность принимать более взвешенные решения в период экономических шоков и турбулентности, среди минусов — несколько меньшую, чем у мужчин, амбициозность, чуть больший уровень страха при принятии решений. «Женщины скорее «рискофобы» и принимают решения в пользу сохранения стабильности», — говорит она. Иногда в ущерб развитию бизнеса.
Снятие барьеров
Пока еще в России сохраняется барьер для достижения женщинами карьерного успеха из-за существующих общественных стереотипов. Так, около 40% россиян согласны с тем, что построить карьеру и получить повышение проще мужчинам, и только 6% считают, что женщинам, отмечают в НАФИ.
При этом в высокотехнологичных отраслях уже сейчас гендерные различия все больше стираются, отмечает генеральный директор компании «Нейротренд» Наталья Галкина: «В частности, у нас в области нейротехнологий практически исключены какие-то гендерные различия в кадровых вопросах, пренебрежительное отношение со стороны коллег-мужчин». В отрасли высоких технологий работает все больше молодых женщин, их доля уже достигает 30%, говорит эксперт.
Поддержка женщин-предпринимателей становится одним из ключевых вопросов — как для государства, так и для общества в целом, считают эксперты. Важным трендом здесь является компьютеризация сектора малого и среднего бизнеса, дающая женщинам больше возможностей для самореализации и более мягкого выхода на бизнес-арену, например, через платформы e-commerce, отмечает Илья Ломакин.
Даже несмотря на высокий уровень образования и опыт профессиональной деятельности, женщинам зачастую не хватает уверенности в своих предпринимательских способностях и базовых знаний в области предпринимательства. Это, например, показали данные Global Entrepreneurship Monitor. Поэтому женщинам-предпринимателям важно иметь больше возможностей для получения знаний и обмена опытом с успешными предпринимателями, а также доступ к практическим вебинарам с представителями госструктур, продолжает Илья Ломакин.
Столицу можно назвать флагманом в вопросах создания благоприятной бизнес-среды и инфраструктуры, а также внедрения эффективных мер государственной поддержки, считает Ирина Гильдебрандт: «Правительство Москвы активно занимается данным вопросом, предлагая передовые, инновационные решения как для поддержки действующих предпринимателей, так и по расширению возможностей для старта бизнеса».
Наталья Шувалова считает, что меры поддержки со стороны правительства Москвы не имеют гендерного оттенка: «Наше агентство реализует нацпроект «Производительность труда», основная задача которого — сократить издержки, такую поддержку наше агентство оказывает на безвозмездной основе». По ее словам, опыт показывает, что нет особой разницы, руководит предприятием мужчина или женщина, задача одна — сохранение и увеличение рыночной позиции компании.