Светлана Сырцова: «Малому бизнесу нужно надежное кредитное плечо»
Руководитель блока малого и среднего бизнеса банка «Открытие» Светлана Сырцова — о причинах кредитного бума в сегменте МСБ и наиболее востребованных предпринимателями банковских продуктах.
— Какие вызовы сейчас стоят перед малым и средним бизнесом? Как сегмент МСБ адаптируется к новым экономическим реалиям?
— В прошлом году с беспрецедентными вызовами столкнулся весь российский бизнес, независимо от его масштабов. Рост издержек, разрыв сложившихся логистических цепочек, проблемы с оплатой поставок товаров и оборудования иностранным контрагентам, для ряда компаний, ориентированных на экспорт, еще и потеря рынков сбыта…
Но надо отметить, что малый и средний бизнес довольно быстро адаптировался к новым реалиям. Во многом именно с его помощью страна успешно преодолела первый и самый сложный этап санкционного давления. Мы, как банк, обслуживающий и кредитующий предпринимателей, старались помочь всеми возможными способами, в том числе применяя механизмы реструктуризации долгов и кредитных каникул.
— Как вы при этом оцениваете потребность в финансировании для субъектов МСБ в текущей ситуации?
— Потребность в финансировании у малого и среднего бизнеса растет — ему нужно надежное кредитное плечо. Только в первом полугодии текущего года мы выдали на четверть больше кредитов, чем за аналогичный период 2022-го. Особенно заметно кредитный аппетит проявляется у малого бизнеса: из 100 млрд руб., выданных банком в первом полугодии, 22 млрд получили как раз малые предприятия и индивидуальные предприниматели, рост в сравнении с прошлым годом составил 29%. Портфель кредитов МСБ банка «Открытие» достиг 500 млрд руб., и его структура в полной мере отражает текущие потребности клиентов: 56% — кредиты на пополнение оборотных средств, 34% — кредиты на инвестиционные цели и 10% — проектное финансирование. Высокая доля оборотного кредитования обусловлена тем, что оно помогает малому бизнесу поддержать финансовую устойчивость и расширить бизнес в условиях макроэкономической нестабильности и внешних ограничений.
— Как вы оцениваете роль государства и банков в поддержке бизнеса?
— Учитывая роль бизнеса в преодолении санкционных ограничений, государство в целом меняет свое отношение к компаниям МСБ. И это, пожалуй, одно из важнейших позитивных изменений в новых условиях. Это видно по беспрецедентным мерам поддержки, которые малому и среднему бизнесу оказывает государство. В совокупности количество различных программ сейчас на порядок превышает антикризисные меры 2014 и 2020 годов. Сейчас доля кредитов с господдержкой в нашем портфеле МСБ составляет 28%, а если брать кредиты только малому бизнесу — почти 50%. По сравнению с прошлым годом мы выдали некрупным компаниям на 43% больше кредитов в рамках тех или иных госпрограмм, в том числе в 2,4 раза больше малому бизнесу.
— Какое внимание малый и средний бизнес в нынешних условиях уделяет вопросам экономии и повышения эффективности? Как это отражается на банковских продуктах?
— Сэкономить и сделать бизнес максимально эффективным желает каждый предприниматель, а сейчас особенно. Для этого бизнесу нужны понятные банковские сервисы, которые могут предоставить комплексные услуги быстро, качественно и с минимальными трудозатратами. Очень востребованы дистанционные сервисы, которые позволяют обслуживать бизнес без визита в банк и полностью закрывать его потребности.
Банки со своей стороны делают ставку на расчетно-кассовое обслуживание как основной канал привлечения клиентов. Продолжается развитие транзакционных сервисов, мы внедряем банковские продукты и услуги для бизнеса. Бурное развитие получили платежные решения для МСБ, в том числе заточенные под трансграничные расчеты в валютах дружественных стран, например юанях, индийских рупиях, дирхамах ОАЭ.
— Насколько это пользуется спросом?
— В первом полугодии количество клиентов, обсуживаемых по направлению ВЭД, в нашем банке выросло на 10%. Это закономерно на фоне роста клиентского спроса по сопровождению внешнеэкономических операций, связанных с новыми рынками. Кстати, «мягкие валюты» теперь не только средство платежей, но также инструмент для сбережений и хеджирования валютных рисков. Банки, и «Открытие» не исключение, запускают депозиты для юридических лиц в китайских юанях — здесь наш портфель привлеченных средств в сегменте малого и среднего бизнеса вырос в первом полугодии 2023 года на 10%.
— Как бы вы охарактеризовали настроения предпринимателей и их решимость развивать бизнес?
— Сейчас многие компании уже перестроили свои бизнес-модели для развития в условиях новой реальности. После ухода из страны большого ряда иностранных компаний освободившиеся ниши заняли отечественные проекты в сфере производства потребительских товаров, IT и других отраслях. Наши бизнесмены позитивно оценивают свои перспективы и нацелены на поиск новых рынков сбыта, выходов на российские и зарубежные маркетплейсы, развитие производства. При этом на первый план вышел вопрос квалифицированных кадров.
— Что в этому году пришлось менять банку в своей деятельности?
— Главный фокус бизнеса банка «Открытие» в 2023 году остается неизменным: удержание клиентов и выполнение бизнес-плана, в рамках которого мы намерены нарастить долю рынка и активную клиентскую базу в условиях традиционно высокой конкуренции на рынке банковских услуг и растущих требований клиентов к качеству обслуживания.
Ключевые изменения связаны с тем, что в 2023 году банк «Открытие» начал процесс интеграции с банком ВТБ. Прежде всего важно понимать масштабы этого интеграционного проекта — таких крупных интеграций в российской банковской системе еще не было. На сегодня совокупные активы группы ВТБ с учетом банка «Открытие» составляют 26 трлн руб., доля группы в российской банковской системе — 19%. Сроки интеграции при этом — полтора-два года. Конечный итог — переход группы «Открытие» под единый бренд ВТБ.
С мая 2023 года мы начали точечный перевод в банк ВТБ клиентов и продуктов, а сейчас пилотируем ряд интеграционных бизнес-процессов в некоторых регионах. Проводим необходимые подготовительные мероприятия для массовой миграции, включая гармонизацию продуктов и процессов, доработку IТ-систем. Перевод клиентов сегмента малого и среднего бизнеса в ВТБ мы планируем полностью завершить до конца 2024 года.
— Их ждут при этом какие-либо изменения в плане банковского обслуживания?
— Мы бережно относимся к нашим клиентам и стараемся сделать процесс перехода в ВТБ максимально комфортным для них, два банка работают как единая команда. Приведу конкретный пример взаимодействия на уровне региональных подразделений. Недавно благодаря командной работе сотрудников «Открытия» и ВТБ в Санкт-Петербурге банк ВТБ одобрил кредитную линию в размере 500 млн руб. крупному производителю инженерной сантехники, который был привлечен силами команды «Открытия». Финансирование клиента планируется через ВТБ в рамках промышленной ипотеки, деньги пойдут на проект строительства производственно-складского комплекса.
В рамках интеграции будет запущен новый цифровой сервис для обслуживания клиентов среднего и малого бизнеса. Цифровая платформа будет доступна 1,5 млн клиентов двух банков и новым пользователям. Это решение позволит им продолжать пользоваться привычными сервисами в удобных форматах: в интернет-банке и в мобильном приложении, а также получить дополнительные специальные продуктовые предложения, расширенную пакетную линейку, более выгодные условия обслуживания. Рассчитываем, что клиенты получат положительный опыт от использования новой платформы и новые инструменты для успешной работы.