Просроченные продукты питания планируют реализовывать на бирже вторсырья
Продукты с истекшим сроком годности планируют продавать для переработки специализированным предприятиям с помощью электронной торговой площадки вторсырья в рамках совместного проекта Российского экологического оператора (РЭО) и «Магнита». Стороны планируют разработать механизм, который позволит вовлечь пищевые отходы в хозяйственный оборот.
Для осуществления этой задачи РЭО и розничная сеть запустят новый отдельный модуль на бирже вторсырья — специальной электронной площадке по переработке, купле-продаже и утилизации отходов.
«Магнит» уже зарегистрировался на Бирже вторичных материальных ресурсов (ВМР). Гендиректор РЭО Денис Буцаев уточнил, что на ней будут продаваться только продукты неживотного происхождения, такие как хлеб, кондитерские изделия, бакалея, фрукты, овощи и снеки.
«Планируется запустить на Бирже ВМР новый отдельный модуль, который станет удобным инструментом для прозрачного ведения бизнес-процессов участниками рынка с учетом особенностей деятельности ретейлеров. Предполагается, что сначала на маркетплейсе будут реализовываться товары только неживотного происхождения, которые не требуют проведения ветеринарной экспертизы», — добавил Буцаев.
При этом для продукции животного происхождения биржа позволит найти специализированных контрагентов, которые занимаются ее утилизацией и имеют необходимые лицензии.
По данным исследования НИУ ВШЭ, в России ежегодно образуется почти 17 млн т пищевых отходов, это практически треть от всего объема твердых коммунальных отходов, которые наносят вред экологии, загрязняя почву, воду, воздух. Экономический же ущерб от потери пищи составляет около 1,6 трлн руб. в год.
Из переработанных товаров можно производить удобрения и корма для животных. Это позволит сократить объем пищевых отходов, которые обычно передают для уничтожения или размещения на полигоне, а также продлить жизненный цикл продукции.
«Магнит» первым из российских розничных сетей заявил о намерении запустить пилотный проект по передаче пришедших в негодность продуктов питания на переработку. В рамках сотрудничества эксперты компании планируют предложить для модуля необходимые параметры, включая критерии отбора контрагентов, а также протестировать весь механизм реализации.
По мнению директора по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса «Магнита» Анны Мелешиной, запрос на внедрение такого механизма у участников рынка ежегодно растет: «Новый модуль на электронной биржевой площадке РЭО может позволить упростить поиск добросовестных верифицированных партнеров, проводить операции купли-продажи, передачу пищевых отходов на переработку, анализировать их стоимость».
По словам Мелешиной, важно сделать прозрачной всю цепочку операций с вторичным использованием пищевых отходов. Еще одна цель фудшеринга — интегрировать продукты питания в экономику замкнутого цикла, главная задача которой заключается в достижении такого уровня производства и потребления, при котором минимизируется образование отходов. Для ретейлера это уже не первый проект по фудшерингу: с лета 2022 года «Магнит» сотрудничает с благотворительным фондом «Банк еды «Русь». Сотрудники магазинов отбирают продукты с истекающим сроком годности и через волонтеров «Руси» передают нуждающимся семьям.
Электронная торговая площадка (ЭТП) разработана ППК РЭО в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». Участниками и пользователями ЭТП могут быть производители и импортеры, заготовители, утилизаторы, производители оборудования, ритейлеры, а также поставщики дополнительных услуг. На электронной торговой площадке можно осуществлять покупку-продажу вторсырья, заключать сделки по переработке отходов и выполнению нормативов утилизации в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). Особенностью площадки является тщательный отбор ее участников — все они должны проходить верификацию, в частности утилизаторы смогут выйти на биржу только при наличии регистрации в специальном реестре РОП, в котором они подтверждают свои мощности.