Топ-менеджер «Марвел-Дистрибуции» не увидел спада на рынке умного дома
На рынке умного дома есть сложности — особенно в индустриальном сегменте решений smart home, однако дистрибьюторы пока не видят направлений умного дома, где бы наблюдался серьезный провал или приходилось бы искать механики для восстановления бизнеса. Такое мнение высказал директор департамента «Умный дом и экосистемные устройства» компании «Марвел-Дистрибуция» Павел Вьюков.
Вьюков напомнил, что еще весной у многих были опасения за судьбу рынка умного дома на фоне действий зарубежных компаний, когда решения одного из крупных отечественных игроков перестали работать, потому что базировались на облаке иностранного поставщика. В итоге разработчикам пришлось искать пути решения переноса инфраструктуры на локальные российские серверы.
«Есть категория решений для застройщиков, у которых были планы по внедрению умного дома в контур квартир, домов, зданий. В этом сегменте проблемы с доступностью тех или иных устройств и технологий в России повлияли на скорость внедрений, монтажа и инсталляций и т.д. Но и здесь проблемы решаемы. Если недоступны какие-то роутеры, антенны или серверы, надо предложить альтернативы либо изыскивать пути доставки этого востребованного товара на территорию РФ. Если мы говорим про розничный продукт, который обычный потребитель может купить в магазине, то здесь сложности лишь с европейскими или североамериканскими марками бытовой техники и электроники. Тем не менее, существуют разумные и понятные замены или альтернативные пути доставки. В области индустриального интернета вещей сложностей больше, но сам рынок еще не сформировался до такой степени, чтобы на нем появились безальтернативные решения, которые были бы must have в любом проекте. Именно потому ситуацию нельзя назвать критичной», — объяснил Вьюков.
Эксперт добавил, что в том случае, когда в каком-то индустриальном проекте были предусмотрены решения от европейского вендора, но тот ушел, можно рассматривать решения других производителей — российских или азиатских.
«Технологии умного дома на европейских и североамериканских рынках, да и в целом на рынках развитых стран, имеют важное отличие: там решения зачастую сформированы из различных компонентов и базируются на платформах операторов связи. В Азии и России подход к построению умных решений иной: у нас, например, есть свои хорошие решения крупных цифровых компаний. Если посмотреть на статистику использования голосовых помощников и поисковых запросов, то большая доля будет принадлежать не Google, Amazon, Apple, а Марусе, Алисе, Салюту и т.д. Русский пользователь хочет общаться с отечественным голосовым помощником на русском языке — за это мы уже давно проголосовали рублем. Поэтому, когда возникает потребность в умном решении, пользователи в первую очередь смотрят на те, которые изначально связаны с этими голосовыми помощниками и отечественными платформами, а также на те, которые умеют с ними работать. Так что сегодня у нас есть возможность выстроить полноценную качественную и высокофункциональную систему умного дома, которая никак не будет связана с решениями, более недоступными для нас. Азиатские вендоры, в отличие от европейских и североамериканских, в эту экосистему готовы встраиваться», — считает Вьюков.
Эксперт прогнозирует, что текущие события могут оказать определенный эффект в виде некоторого замедления общих продаж. Однако в дальнейшем, уверен он, «с какими-то дополнительными задержками, чуть позже, чем хотелось бы, Россия все равно зайдет в этот рынок, достигнув высокого уровня зрелости».