«Тинькофф» и Альфа-банк запустили свои сервисы для платежей смартфоном
Зачем банкам собственные альтернативы ушедшего из России Google PayТинькофф Банк и Альфа-банк запустили собственные pay-сервисы для бесконтактных платежей смартфоном. Об этом РБК рассказали представители кредитных организаций. Сервисы работают на смартфонах на базе Android, к ним можно привязать карты этих банков, но только от платежной системы «Мир».
«Тинькофф» запустил Tinkoff Pay в 2022 году, но он работал только в онлайне, теперь технология расширена на офлайн-покупки. Alfa Pay будет доступен для платежей и в интернете, и офлайн. Расплачиваться телефоном можно везде, где принимается бесконтактная оплата. Для оплаты в интернет-магазинах необходимо выбрать эти способы платежей и совершить покупку без ввода реквизитов карты.
«Функция оплаты по Tinkoff Pay будет появляться у пользователей в настройках приложения поэтапно. В течение двух недель она откроется для всех клиентов «Тинькофф» — пользователей Android», — сказал представитель банка. Чтобы подключить Alfa Pay, нужно обновить приложение через NashStore, RuStore или на официальном сайте банка, подключить карту «Мир» к функции «Оплата смартфоном». Сервис также будет постепенно «раскатываться» для клиентов, сказал представитель Альфа-банка.
По словам вице-президента «Тинькофф», руководителя управления платежей и переводов Сергея Хромова, в будущем в сервис Tinkoff Pay можно будет добавлять карты любых российских банков. Также банк работает над технологией оплаты смартфоном для владельцев телефонов от Apple.
Сервисы бесконтактных платежей развиваются в России с 2016 года, Россия занимала лидирующие позиции в мире по числу привязанных банковских карт к Google Pay и Apple Pay. Однако весной 2022 года из России эти сервисы ушли после ввода масштабных санкций в отношении финансового сектора. Для бесконтактных платежей с помощью технологии NFC россияне сейчас могут использовать Samsung Pay, SberPay, MirPay, но они работают только с телефонами на Android и картами платежной системы «Мир». Также россиянам доступна оплата с помощью QR-кодов через приложения «СБПэй» и SberPay. Свой сервис есть и у «Яндекса», но оплачивать покупки с помощью Yаndex Pay можно только на сайтах, которые подключили эту функцию.
Заменят ли российские pay-сервисы Google Pay и Apple Pay
Сервисы могут быть востребованы активными пользователями «Тинькофф» и Альфа-банка, так как они позволяют иметь один кошелек во всех каналах покупок и сценариях платежей, говорит руководитель направления исследований центра «Сколково РЭШ» Егор Кривошея. «Клиенты не хотят носить с собой карты, телефон уже давно стал пультом управления финансами. Основной фокус банков — уйти от необходимости брать с собой карту», — добавляет директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова.
Ранее ВТБ прогнозировал, что к концу 2024 года каждая пятая транзакция в магазинах будет проходить с помощью pay-сервисов за счет альтернативных способов оплаты. «Россия по-прежнему находится в числе самых активных стран мира, использующих безналичную оплату. По данным ЦБ РФ, за последние пять лет ее доля в розничном обороте выросла с 58 до 78% по итогам 2022 года. До введения санкций сегмент pay-платежей в нашей стране развивался очень активно: например, четверть покупок по картам ВТБ по итогам 2021 года проходила с помощью смартфонов и других мобильных устройств», — говорил заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.
Предложенные сервисы не подходят для владельцев iPhone, доля которых остается высокой, подчеркивает Кривошея. «Поэтому без разработки решения для них может быть сложно вернуться к значениям до 2022 года. Однако если смотреть на рынок шире и включать разные варианты бесконтактной оплаты, такие как QR-коды или платежные стикеры, то в целом лидерские позиции могут быть реалистичной целью», — рассуждает эксперт. Бледнова добавляет, что на транзакционную активность влияет не только удобство использования платежного инструмента, но еще и его стоимость или выгодность, а также общее развитие инфраструктуры для приема бесконтактных платежей.
Чем pay-сервисы отличаются от платежных стикеров
Кроме pay-сервисов для бесконтактных платежей банки с начала 2023 года начали активно внедрять платежные стикеры. Это наклейка с встроенным чипом NFC, которая привязана к банковской карте, ее можно наклеить на обратную сторону телефона. Такие стикеры разработали или запустили уже несколько крупных банков, в том числе Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», МТС Банк, МКБ. Конкурентное преимущество pay-сервисов перед платежными стикерами в том, что наклейки нацелены только на платежи в офлайне.
Pay-сервисы позволяют интегрировать офлайн- и онлайн-сценарии в единое пространство и уменьшить количество решений, нужных клиенту для разных платежей, объясняет Кривошея. Банки несут расходы на эмиссию платежных стикеров, поэтому для них выгоднее продвигать среди клиентов рay-сервисы, так как они не требуют таких затрат, напоминает Бледнова.