Статус российских акций: осторожный оптимизм и отставшие строители
Основная сессия на российском фондовом рынке во вторник, 22 февраля, после утренних распродаж закрылась в плюсе: индекс широкого рынка вырос на 1,6%, как и большинство основных отраслей — они либо снижались менее чем на 1%, либо прибавляли до 6%. На этом фоне выделялся строительный сектор — его индекс заметно отставал, снижаясь на 7%. По завершении основной сессии на рынок вновь вернулся пессимизм: на новостях о разрешении Совета Федерации направить российские войска в ДНР и ЛНР котировки начали снижаться, по состоянию на 21:40 мск индекс Мосбиржи IMOEX2 (рассчитывается для всех сессий) просел на 1,36%.
По итогам основной сессии на 19:00 мск среди компаний в пятерке лидеров роста были:
- QIWI (QIWI) — плюс 20,2%;
- Ozon (OZON) — плюс 16,2%;
- «РусГидро» (HYDR) — плюс 13,7%;
- «Интер РАО» (IRAO) — плюс 12%;
- X5 Group (FIVE) — плюс 11%.
Кроме застройщиков, хуже рынка оказались компании из разных секторов — от нефтяной отрасли до ретейла. Топ-5 лидеров падения после основной торговой сессии:
- ЛСР (LSRG) — минус 8,1%;
- Мосбиржа (MOEX) — минус 4,6%;
- «Юнипро» (UPRO) — минус 2,7%;
- «Роснефть» (ROSN) — минус 2,3%;
- Московский кредитный банк (CBOM) — минус 2,3%.
То, что в лидерах роста и падения присутствуют компании из смежных или одинаковых секторов, можно объяснить поведением долгосрочных инвесторов, говорит начальник отдела персонального брокерского обслуживания «БКС Мир инвестиций» Сергей Ермоленко. По его словам, часть игроков решила покупать наиболее интересные компании из разных секторов. В итоге список самых быстровосстановившихся компаний можно в некоторой степени считать демонстрацией того, какие компании рынок считает лидерами в своих отраслях (с поправкой на санкционные риски), признает собеседник РБК.
Общий рост рынка в основную сессию был закономерным, считает Ермоленко: инвесторы попытались более трезво оценить последствия возможных санкций, которые будут введены против России. «Если взять только «жесткие» санкции, которые обсуждаются, при этом сценарии предполагается, что российская экономика в течение следующих двух лет будет снижаться темпами по 2,4–2,6% в год. С одной стороны, это будет рецессия, снижение темпов роста выручки российских компаний, но, с другой стороны, поддержку будут оказывать высокие цены на нефть и металлы», — рассуждает аналитик. Все это предполагает, что российские компании должны торговаться с определенным дисконтом относительно годовых выручек (мультипликатор P/S — отношение капитализации к выручке). Как подсчитал Ермоленко, при этих рисках, с учетом всех дисконтов, справедливая средняя оценка для российских компаний — 3–4 годовых выручки. «А многие российские акции сейчас оценены в 1,5–2 выручки. То есть инвесторы стали оценивать тот факт, что уже даже с учетом рецессии и жестких санкций российский рынок крайне дешев», — делает он вывод.
Кроме того, большинство маржин-коллов, из-за которых инвесторы закрывали позиции по любым ценам, прошли 21 февраля — Мосбиржа не приостанавливала торги, отмечает Ермоленко. 22 февраля маржин-коллов заметно меньше, и такое серьезное давление на рынок отсутствует.
По оценкам Ермоленко, хотя рынок заложил в цену российских акций практически все возможные риски, волатильность будет сохраняться: «С теми, кто рассуждает в категориях фундаментального анализа, столкнутся спекулянты, которые реагируют на другие факторы. И новостной фон будет использоваться участниками рынка разнонаправленно: кто-то будет открывать короткие позиции, кто-то будет наращивать длинные. А ситуация с санкциями будет продолжаться не одну и не две недели, а на протяжении двух-трех месяцев», — предупреждает аналитик.
Руководитель отдела торговли акциями «Атона» Элбек Далимов считает, что «дальнейший обвал еще может быть, если будет эскалация». «Все зависит от санкций — пока рынок ожидает их относительно легкий вариант. Но нет гарантий, что завтра не произойдет событий, после которых мы заговорим о запрете на SWIFT и санкциях против госдолга. Даже госдолг пока еще не трогали. Все же рынок еще не заложил в цену по-настоящему жесткие санкции, и, если они последуют, рынок может снизиться еще на 10–15% как минимум», — пессимистичен он.
Откат рынка днем 22 февраля Далимов называет relief rally («ралли облегчения») — когда новости оказываются не настолько плохими, насколько рынок их заложил. «Видно, что люди закрывали короткие позиции, были bottom-fishers (игроки, которые пытаются купить привлекательные активы на ценовом дне) как со стороны институциональных инвесторов, так и со стороны локальных клиентов. То есть люди считают, что жестких санкций пока не будет, если дальнейшей эскалации не последует», — заключил аналитик.