ЦБ частично рассекретит информацию о надзоре за банками
О том, что Банк России планирует расширить перечень публикуемой информации о накладываемых на банки ограничениях, журналистам сообщил зампред ЦБ Василий Поздышев. Планы ЦБ о расширении перечня информации содержатся в опубликованном 13 марта докладе для общественных консультаций «О совершенствовании регулирования залогового обеспечения».
Публикуя данные о введенных в отношении банков запретов и ограничений, ЦБ рассчитывает повысить эффективность применения мер надзорного реагирования. «Асимметрия информации, когда о мерах надзорного реагирования знает только банк и его собственники, опасна», — отметил Поздышев. «Собственники и топ-менеджмент банка, знающие о проблемах банка и о том, что ЦБ тоже знает о проблемах и применяет меры, вместо того чтобы исправлять ситуацию, начинают вести активную работу по выводу залогов, активов, что приводит к более значительному ущербу независимых кредиторов и вкладчиков банка», — описал проблему зампред Банка России.
О чем планирует информировать ЦБ
Сейчас на сайте ЦБ публикуется только информация о наложенном Банком России запрете по привлечению вкладов у физлиц и открытию банковских счетов для них же, если банк не соответствует требованиям Системы страхования вкладов.
«Банк России рассматривает возможность дополнения законодательства нормами об обязательной публикации информации о [других] вводимых мерах», — говорится в докладе. «Новое правило может коснуться наиболее серьезных мер, существенно ограничивающих операционную деятельность банков, — запретов на осуществление отдельных банковских операций, а также ограничений на проведение отдельных банковских операций», — отмечается в документе.
Варианты расширения этого перечня ЦБ предполагает обсудить с банковским сообществом. «Мы предлагаем обсудить возможность начала более открытого информационного режима надзора с наиболее жестких мер и вторым этапом перейти к информированию общества о применении к банкам ограничений», — сказал Поздышев.
Полный перечень информации о запретах и ограничениях, которые ЦБ считает целесообразным публиковать, Василий Поздышев не назвал, отметив лишь некоторые. Это может быть, например, информация о введении в отношении банка запрета на проведение операций с залогами с ценными бумагами и недвижимостью, отметил Поздышев. По его словам, запреты на открытие филиалов, на проведение отдельных банковских операций, на те же вклады, на проведение операций, связанных с нарушением требований антиотмывочного законодательства (115 ФЗ) — ЦБ не раскрывает и не имеет право это делать.
Какой порядок публикации предлагается
Банк России планирует публиковать на своем сайте информацию о вводимых по отношению к банкам мерах в день их введения, а также делать адресную рассылку профессиональным участникам финансового рынка, говорится в документе. Новое правило может коснуться «наиболее серьезных мер, которые существенно ограничивают операционную деятельность банков, — запретов на осуществление отдельных банковских операций», а также ограничений на их проведение. При этом никогда не должно быть перечня банков, в отношении которых Банк России не будет раскрывать введенные меры, заявил Поздышев.
ЦБ по-прежнему не планирует публиковать информацию о наиболее чувствительных для банков ограничениях. Публикация информации ЦБ не должна приводить к дестабилизации состояния банка, отметил Поздышев. «Например, если речь идет о штрафе в 3 млн руб., то по большому счету совершенно неважно, на какой банк ЦБ налагает штраф, и с этой точки зрения я не вижу проблемы, чтобы публиковать такую информацию», — пояснил Поздышев. Однако, по его словам, если принимаемая мера касается существенных претензий к банку в части, например, резервов, то публикация этой информации может привести к тому, что «у такого-то крупного банка могут быть серьезные проблемы».
Это существенный риск, и публикация о такой мере воздействия нецелесообразна, потому что риск может произойти, а может и не произойти, говорит зампред ЦБ. «После того как мы предъявляем банку требование о доформировании резервов, есть случаи, когда банк может это сделать или когда не может, но может собственник», — пояснил он, отметив, что в этой ситуации сама по себе информация о предъявлении к банку такой надзорной претензии очень опасна. «Может оказаться так, что вкладчики из банка побегут, а собственник возьмет и согласится докапитализировать банк или вернет обеспечение, которое было выведено», — подчеркнул Поздышев.
Расширение перечня информации о введенных запретах вполне целесообразно, считает партнер московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. «Эти сведения позволят контрагентам избегать операций с банком после введения запрета, сейчас иногда недобросовестные банки действительно нарушают введенные запреты, — рассуждает Игорь Дубов. — Однако публикация сведений об ограничениях может негативно сказаться на репутации банка и принести вред его положению». Ограничения регулятор достаточно часто накладывает на вполне работоспособные банки, в то время как запреты обычно предшествуют собственно отзыву лицензии, отметил Дубов.