Перейти к основному контенту
Новости без коронавируса ,  
0 

Коллекторы предложили новый механизм урегулирования жалоб должников

Это позволит им избежать штрафов за негрубые нарушения
Взыскатели хотят получить право самим разбираться с жалобами клиентов в госорганы, не связанными с угрозами жизни и здоровью жалобщиков. Это снизит нагрузку на судебных приставов, но может оказаться невыгодным для должников
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Коллекторы хотят расширить практику работы с претензиями должников: участники рынка готовы корректировать процедуры взыскания в обмен на снижение рисков быть наказанными за нарушения. Это следует из письма Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) регуляторам — Федеральной службе судебных приставов (ФССП) и Минюсту, с которым ознакомился РБК.

Представитель НАПКА подтвердил отправку письма, представители Минюста и ФССП сообщили, что пока его не получили.

Что предлагают коллекторы

Участники рынка предлагают дополнить статью закона «О взыскании», касающуюся применения санкций за нарушения при взыскании долгов физических лиц, следующей процедурой:

  • для урегулирования конфликта с должником уполномоченный орган (сейчас это ФССП) будет передавать поступившие жалобы на рассмотрение самим коллекторам;
  • если в течение 30 дней претензии клиента будут устранены и он отзовет жалобу, то спор будет считаться урегулированным. Проблемы также будут считаться решенными, если должник не подаст повторное обращение в ФССП;
  • «примирившийся» с должником коллектор будет защищен от предписаний, административных штрафов и запрета на ведение деятельности.

Власти отказались от идеи цифровых псевдонимов для коллекторов
Финансы
Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Коллекторы предлагают использовать такой механизм только при рассмотрении жалоб на негрубые нарушения. Если должник сообщит о поступающих от взыскателей угрозах жизни, здоровью или имуществу, то такое обращение будут рассматривать судебные приставы.

Как отмечается в письме НАПКА, речь идет о внедрении принципа риск-ориентированного надзора: приоритетным считается удовлетворенность должника, а не проведение проверок коллекторов.

Кто сейчас рассматривает жалобы на коллекторов

Обращения граждан о нарушениях при взыскании долгов обрабатывает Федеральная служба судебных приставов. Она же ведет реестр коллекторских агентств, которые обязаны исполнять закон «О взыскании» (230-ФЗ).

После получения жалобы на коллекторов судебный пристав может начать проверку организации, которая занимается взысканием. Если та допускает нарушения в работе с должниками, ФССП может выдать ей предписание и завести административное дело. Если коллекторское агентство не устранит нарушения, ему грозит штраф, приостановка деятельности или вовсе исключение из реестра.

По статистике ФССП, в 2019 году россияне подали 28,4 тыс. жалоб на взыскателей долгов, их количество выросло на 29%. Чаще всего потребители жалуются на действия МФО при сборе задолженности. На коллекторов поступило 9,3 тыс. негативных отзывов, или почти треть всех жалоб. Более 1 тыс. административных дел о нарушениях, допущенных профессиональными взыскателями, дошли до суда.

Почему коллекторы хотят сами разбираться с жалобами

В России большинство обращений должников не требуют реакции надзорных органов, пояснил президент НАПКА Эльман Мехтиев: «По данным ФССП, по итогам 2019 года обоснованными были признаны лишь 11,4% от всех обращений, то есть по факту каждая десятая жалоба».

Как отмечает Мехтиев, чаще всего клиенты просто не могут исполнить финансовые обязательства. «Однако каждое такое обращение надзорный орган обязан рассмотреть в индивидуальном порядке, провести проверку, сформировать запрос, вынести решение. Внедрение риск-ориентированного подхода в такой форме позволит снизить нагрузку не только на надзорный орган, но и на бизнес», — резюмирует собеседник РБК.

Основная масса жалоб на взыскателей — результат недоразумений, утверждает гендиректор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков: «Большинство [обращений] часто носят чисто технический характер — случайно нарушили частоту телефонных звонков, позвонили не тому человеку, — и легко решаются в короткие сроки», — утверждает он. Если новый механизм «примирения» заработает, значительная часть претензий должников будет разрешаться без участия надзорных органов и судов.

«Будут разгружены сотрудники ФССП и суды, рассматривающие административные дела. Повысится и эффективность работы самих коллекторов, так как возрастет контактность должников и, как следствие, урегулирование проблемной задолженности», — обещает гендиректор Первого коллекторского бюро (ПКБ) Павел Михмель. По его словам, в США, где применяется аналогичный механизм работы с претензиями, количество повторных жалоб не превышает 30%.

Поможет ли это должникам

«Ничто не мешает гражданину и сегодня обратиться в коллекторское агентство с жалобой», — говорит председатель юридической ассоциации «Банкротный клуб» Олег Зайцев. Он опасается, что еще один этап досудебного рассмотрения обращений в уполномоченные органы лишь увеличит задержки при разрешении конфликтных ситуаций.

«Идея обвиняемому общаться тет-а-тет с потерпевшим, особенно в российских реалиях, меня пугает. Если граждан будут еще перенаправлять в коллекторскую фирму, у многих это ничего, кроме разочарования, не вызовет», — подчеркивает юрист. Еще один риск — «покупка лояльности» отдельных должников: взыскатели будут предлагать им решить проблему в частном порядке ради отзыва жалобы.

«Это приведет к сокрытию части правонарушений от взора регулятора, в итоге окажется, что регулятор не будет знать, кто что нарушает. Процесс [разрешения спора] останется внутри коллекторской фирмы», — отмечает Зайцев.

«Не думаю, что это приведет к ситуации, когда взыскатели будут в обязательном порядке убеждать должников всеми доступными способами отозвать жалобу, — полагает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт. — Как уже было сказано, до двух третей всех жалоб указывают на действия, не содержащие в себе признаков административного нарушения или уголовного преступления, а если так, то никаких рисков для легальных коллекторов они не несут, даже если в итоге попадут в ФССП. Никакого смысла откупаться от таких жалоб нет». По словам юриста, главным бенефициаром инициативы коллекторов станет ФССП — нагрузка на приставов сильно уменьшится.

Власти решили ограничить общение коллекторов со знакомыми должников
Финансы
Фото:Lindsey Wasson / Reuters

Отрицать злоупотребления коллекторов нельзя, как и правовой нигилизм должников, вынуждена признать руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. По ее словам, возможное решение проблемы — допуск финансового уполномоченного к рассмотрению жалоб на коллекторов. Сейчас финансовый омбудсмен может рассматривать обращения клиентов страховых компаний и МФО. «Финомбудсмен тоже дает время разобраться, а потом выносит решение. Такой механизм позволяет экономить государственные средства и ускоряет срок решения проблемы», — заключает Лазарева.

Что еще коллекторы хотят исправить в законе

  • НАПКА предлагает включить в поправки в закон «О взыскании» понятия «голосовое сообщение» и «личная встреча». Они необходимы для улучшения судебной практики, считают в ассоциации. Термины также помогут определить, какие именно виды взаимодействия с должниками может запретить сборщику долгов ФССП, если будут обнаружены нарушения.
  • Участники рынка предлагают расширить возможности передавать данные о должниках, в частности дать взыскателям возможность делиться такой информацией с операторами связи и почтовыми службами без обязательного согласия со стороны должника (сейчас контакты должника являются персональными данными, доступ к которым защищен).
Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 16:17
«Рубин» наказал футболиста за шутку про «денежки на карту» Спорт, 18:25
Казахстанский клуб КХЛ назначил нового главного тренера Спорт, 18:14
Вильфанд рассказал, сколько будет идти снег в Москве Общество, 18:12
Летние кухни для дачи: какие бывают и как построить своими руками Недвижимость, 18:12
Замминистра обороны Иванова перевели в двухместную камеру Общество, 18:11
Летние кухни для дачи: какие бывают и как построить своими руками Недвижимость, 18:09
Адвокат Иванова подтвердил, что замминистра обороны отстранили от работы Политика, 18:07
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Hardcore подал заявление в СК на экс-бойца промоушена Абдурахманова Спорт, 18:06
Суд ЕС отклонил иск сестры Усманова о снятии санкций Политика, 18:00
Raiffeisen Bank отказался от покупки доли в Strabag Финансы, 17:55
МВД назвало условия для нахождения украинцев в России Общество, 17:54
Экс-главком ВСУ Залужный стал почетным гражданином Киева Политика, 17:52
«Я была ошарашена». Порноактриса Дэниелс рассказала суду о ночи с Трампом Политика, 17:48
Армения прекратила финансировать ОДКБ Политика, 17:45