Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Щербакова упала с четверного прыжка на турнире в Венгрии Спорт, 18:48
Госпитализированного с заражением крови Клинтона выписали из больницы Политика, 18:48
«Крылья Советов» выиграли матч чемпионата России с незабитым пенальти Спорт, 18:40
В каком доме Москвы мог поселиться Жюль Верн. Тест РБК и Галс-Девелопмент, 18:35
«Химки» одержали первую победу за девять матчей в чемпионате России Спорт, 18:26
Итальянский диджей обвинил Макгегора в нападении в ночном клубе Спорт, 18:23
Дептранс назвал число воспользовавшихся FacePay в метро Москвы Общество, 18:09
Президент «Урала» назвал беспределом судейство в матче с ЦСКА Спорт, 18:05
Зарубин рассказал о журналистке, которая не слушала перевод слов Путина Политика, 18:03
Более 1 тыс. смертей от COVID, новый энергокризис. Главное за выходные Общество, 17:59
«Динамо» потерпело пятое поражение в шести последних матчах КХЛ Спорт, 17:48
«Салават Юлаев» прервал победную серию «Металлурга» в КХЛ из 14 матчей Спорт, 17:43
Как выглядит крепость в России, где снимали «Шерлока Холмса» Совместный проект, 17:38
Глава Пентагона заявит об «открытых дверях НАТО» для Украины и Грузии Политика, 17:29
Финансы ,  
0 

Коллекторы пожаловались на новые KPI для судебных приставов

Вместо плана по количеству нарушений властям следует сосредоточиться на незаконных взыскателях, считают они
Коллекторы раскритиковали планы ввести новые KPI для судебных приставов, которые предусматривают, что 60% проверок рынка должны заканчиваться выявлением нарушений. Бороться нужно с черными коллекторами, считают взыскатели
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Коллекторы выступили против нового подхода к оценке эффективности надзора Федеральной службы судебных приставов (ФССП), раскритиковав проект приказа Минюста о внедрении индикативных показателей результативности приставов, следует из письма Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в адрес министерства. РБК ознакомился с документом, представитель Минюста подтвердил его получение.

Коллекторы не согласны с тем, что KPI судебных приставов будет зависеть, например, от доли нарушений, выявленных во время проверок. Сейчас ФССП ведет реестр профессиональных взыскателей, рассматривает жалобы потребителей на нарушения при взыскании и может проводить проверки участников рынка. Если компания допускает нарушения в работе с должниками, судебный пристав может выдать ей предписание и завести административное дело. Если коллекторское агентство не устранит нарушения, ему грозит штраф, приостановка деятельности или вовсе исключение из реестра.

Какие новые KPI могут появиться у приставов

С 1 июля 2021 года в России вступил в силу закон «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)», который предполагает внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок бизнеса органами исполнительной власти. Новый принцип распространяется и на отношения ФССП с профессиональными взыскателями. Например, в надзорной работе приставы уже должны ориентироваться на «индикаторы риска нарушений», то есть жалобы граждан на процедуры взыскания или факты невыполнения коллекторами предписаний ФССП.

В сентябре Минюст опубликовал проект приказа, в котором содержатся критерии эффективности для самих приставов. Как следует из документа, индикативные показатели результативности ФССП во многом будут зависеть от итогов проверок. Например, не менее 60% проверок коллекторов (50% плановых и 70% внеплановых) должны заканчиваться выявлением каких-либо нарушений. Не менее 95% надзорных мероприятий, в ходе которых ФССП нашла нарушения, должны завершаться составлением административных протоколов. Доля взысканных и уплаченных штрафов должна составлять не менее 70% от всей суммы штрафов.

Россияне стали чаще обещать коллекторам выплатить долги
Финансы
Фото:Валерий Матыцин / ТАСС

Возможности ФССП находить нарушения там, где их нет, предлагается ограничить следующим образом: доля проверок, результаты которых будут признаны недействительными, не должна превышать 5%, а доля прекращенных судами дел должна составлять не более 10% от рассмотренных. Запланированный срок вступления приказа в силу — 1 марта 2022 года.

Чего опасаются коллекторы

Как следует из письма НАПКА, проект Минюста о KPI для приставов противоречит нормам закона о риск-ориентированном надзоре: результат работы проверяющих органов должен оцениваться не по количественным показателям, а по тому, насколько эффективно приставы минимизировали ущерб для граждан при взыскании долгов. А предложенные показатели, по мнению коллекторов, нацелены на максимально возможное привлечение агентств к ответственности и взыскание с них штрафов.

«Такой подход содержит существенные риски злоупотреблений, в том числе коррупционных, со стороны должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия. Для достижения предлагаемых показателей должностные лица будут ориентироваться на максимальное выявление любых нарушений», — говорится в письме НАПКА.

«Палочная система или нет, не имеет значения: для профессионального сообщества важнее то, что она направлена не на исправление ситуации с защитой прав должников в целом, а только на поиск нарушений», — пояснил президент НАПКА Эльман Мехтиев. Он отметил, что в прошлом году только 9% жалоб, поступивших на коллекторов, оказались подтвержденными.

Власти отказались от идеи цифровых псевдонимов для коллекторов
Финансы
Фото:Петр Ковалев / ТАСС

Новый подход к работе со взыскателями со временем снизит доверие рынка к регулятору, полагает гендиректор коллекторского агентства «ЭОС» Антон Дмитраков: «Фактически мы столкнемся с тем, что роль надзора на самом деле сведется исключительно к функции обеспечения показательно положительной административной отчетности».

В письме НАПКА перечислены предложения, какие критерии эффективности можно было бы применять к судебным приставам. Среди них:

  • количество повторных жалоб граждан на взыскателей после проведения проверок;
  • число профилактических мероприятий ФССП, направленных на снижение количества негативных практик;
  • доля выявленных и пресеченных случаев незаконного взыскания долгов так называемыми серыми и черными коллекторами — лицами и организациями, которые не состоят в реестре ФССП.

«Если орган власти не имеет полномочий надзирать за неподнадзорными [организациями], то орган власти может, во-первых, работать с теми органами, которым эти организации поднадзорны, или же с органами правопорядка. Во-вторых — использовать методы репутационного давления, публикуя данные о том, по кредитам и займам каких организаций сколько пришло обращений», — полагает Мехтиев.

«В настоящее время показатели, предусмотренные проектом приказа, при оценке деятельности территориальных органов ФССП России не используются», — сказал РБК представитель службы. Предложения участников рынка будут рассмотрены при доработке приказа, сообщил представитель Минюста. Он уточнил, что министерство продолжает работу над документом совместно с ФССП и Минэкономразвития.

Как часто коллекторы взыскивают долги с нарушениями

За январь—август россияне подали в ФССП 26,2 тыс. жалоб на нарушения при взыскании долгов, следует из статистики службы. За отчетный период надзорный орган рассмотрел по существу 19,6 тыс. обращений, признав обоснованными 15,4% (чуть больше 3 тыс.). ФССП раскрывает ежемесячную статистику только с этого года, поэтому данных о жалобах за аналогичный период 2020-го в открытом доступе нет. За весь прошлый год граждане подали на коллекторов чуть больше 37 тыс. негативных отзывов, а из числа рассмотренных заявлений приставы посчитали обоснованными 11,6%.

За восемь месяцев этого года ФССП возбудила 2,7 тыс. административных дел по ст. 14.57 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушения при взыскании долгов с физических лиц. 77% из них уже закончились штрафами на сумму 67,2 млн руб. В 2020 году штрафы были вынесены по 82,7% подобных административных дел против взыскателей, а сумма уплаченных штрафов приблизилась к 90 млн руб.

Именно на коллекторские агентства, состоящие в реестре ФССП, потребители стали жаловаться реже, сообщил РБК представитель службы. По данным приставов, в январе—августе количество негативных отзывов на работу таких компаний снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом ФССП составила на 28% больше протоколов об административных нарушениях, а сумма наложенных на профессиональных взыскателей штрафов приблизилась к 50 млн руб. (+23%). «Одному юридическому лицу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности», — уточнил представитель ФССП.

Какие последствия могут быть у палочной системы

С участниками рынка можно согласиться в том, что палочная система для приставов никак не поможет должникам, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева: «Применяя формалистский подход, утвержденный Минюстом, приставы будут искать и, конечно, находить самые простые и выявляемые нарушения. Возникнут штрафы за брак по звуку записи разговора с должником, за отправленное на пять минут позже положенного времени сообщение или повторный звонок из-за технического сбоя, не позволившего завершить разговор, за проставленную не в том углу документа печать. При этом нелегалов меньше не станет».

Ведущий специалист департамента контроля качества юридической службы Amulex.ru Софья Танина отмечает, что санкции по ст. 14.57 КоАП малоэффективны, поскольку «несоизмеримы с миллиардными объемами теневого рынка коллекторских услуг». По ее словам, есть смысл вносить поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за тяжкие последствия взыскания просроченной задолженности. Без работы, направленной на уничтожение самого черного коллекторства, формирование цивилизованного рынка взыскания задолженности невозможно, считает Танина.

В марте 2021 года депутаты Госдумы вносили законопроект об уголовной ответственности за насильственное взыскание долгов. Поправки предполагали, что за действия, сопряженные с применением насилия, повреждением имущества должника и угрозами, взыскатель может получить до 12 лет лишения свободы. В мае рассмотрение законопроекта перенесли.

Коллекторы предложили новый механизм урегулирования жалоб должников
Финансы
Фото:Станислав Красильников / ТАСС

Значительная часть жалоб потребителей на процедуры взыскания действительно относится к работе черных коллекторов, но включить борьбу с ними в KPI приставов вряд ли получится, считает Лазарева. «ФССП надзирает только за теми, кто в реестре, и в зону ответственности службы не входит выявление нелегалов, а жалобы на них, как правило, попадают в категорию необоснованных. На выявление черных коллекторов у службы нет ни полномочий, ни ресурса, да и вообще это ответственность другого ведомства, которое, даже обладая ресурсами и полномочиями, борется с нелегалами спустя рукава», — констатирует эксперт.