Делайте работников счастливыми: 5 правил успешного бизнеса — мировой опыт
Неготовность подстраиваться под быстро меняющиеся правила игры губительна для предпринимателей. В мире, где горизонт планирования составляет около трех минут, развивать бизнес — это задача со звездочкой.
По данным опроса среди предпринимателей, который провел журнал Inc., малому и среднему бизнесу в России сегодня приходится нелегко, так как все меняется: рынок, потребители, требования к навыкам сотрудников и качеству предоставляемых услуг.
Как не падать духом и делать то, что любишь, в мире, где не работает долгосрочное планирование?
Приведу испытанные на практике и подтвержденные международными экспертами принципы, которые точно помогут предпринимателям адаптироваться к внешним факторам.
Изменения — это часть жизни
Если вы — руководитель, то примите факт, что изменения необходимы, и прививайте эту культуру своей команде.
Начинающие предприниматели думают, что достаточно выстроить бизнес-процессы, прописать регламенты, и компания будет работать сама на протяжении долгих лет. Но это не так. И предприниматель, и команда, которую он набирает, должны быть готовы к резким и серьезным переменам.
Так, для российских предпринимателей кризисными были периоды пандемии и начала спецоперации. Именно тогда многие из них оказались на грани разорения. Нужно было перестраивать бизнес, сокращать расходы, учиться жить по-новому. В ситуации снижения доходов для некоторых компаний хорошим решением стал переход в онлайн. И те, кто быстро это сделал, сохранили долю рынка.
Сейчас работа в Сети становится новой точкой роста. Переходя в онлайн, предприниматели не только могут сократить расходы на аренду, коммунальные услуги, технику и многое другое. Они нанимают людей из разных регионов и проводят централизованное обучение для своих сотрудников, решая таким образом вопросы кадрового дефицита на рынке.
Рабочие обязанности — не одолжение
Важно брать на работу только тех сотрудников, которые могут полностью закрыть свой блок работы, и не идти на компромисс с теми, кто недостаточно ответственно подходит к своим обязанностям.
Порой хочется ускорить процесс подбора и найма: взять на пустующее место человека, который не совсем устраивает. Но, как показывает практика, такие сотрудники убытков приносят больше, чем пользы. Собственник бизнеса тратит на их адаптацию, переобучение и т.д. много времени и денег, а взамен не получает желаемого результата.
Нельзя впустую расходовать свои энергоресурсы, особенно в кризис. Сотрудники не должны отнимать у предпринимателей и руководителей последние силы.
В своей книге «Никаких правил. Уникальная культура Netflix» сооснователь Netflix Рид Хастингс и бизнес-аналитик Эрин Мейер рассказали об опыте создания здоровой, инновационной и прибыльной бизнес-модели компании. Там они выдвинули утверждение, что наличие даже пары сотрудников, не выполняющих свои задачи должным образом, разрушает рабочий настрой всей команды.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно придерживаться нескольких четких правил:
- руководители отдела должны выполнять свои обязанности в полном объеме;
- нужно прощаться с человеком, если он не справляется с работой и не удовлетворен ею, а попытки ему помочь не меняют ситуацию;
- нельзя брать на работу соискателя, навыки которого не полностью удовлетворяют вашим требованиям;
- нужно нанимать людей только после прохождения тестового задания, с помощью которого соискатель подтвердит навыки, заявленные на собеседовании.
В качестве тестового задания лучше всего предлагать кейсы из реальной практики, с которыми соискатель может столкнуться на вакантной должности. Такой тест покажет, насколько кандидат компетентен в конкретном деле.
Стратегия — must have любого дела
Стратегическая сессия — важный инструмент управления компанией. Ежегодно нужно проводить большую стратегическую сессию с руководителями отделов. На ней по результатам работы прошлого года каждый участник должен составить себе «дорожную карту» на следующий год. Карты утверждаются собственником компании — все они должны вести к общим целям в соответствии с выработанной стратегией компании.
Особое внимание стоит уделить локации, где будет проходить стратегическая сессия. Во время ее проведения команда должна находиться в одном инфополе и не отвлекаться на посторонние вопросы и задачи.
Кроме большой ежегодной сессии, раз в два-три месяца нужно проводить однодневные сессии для корректировки деятельности отделов. Они помогают своевременно отследить отклонения от курса и направить работу в нужном направлении.
Свобода в постановке целей
Сотрудники должны сами ставить себе цели, руководствуясь целями компании. Такая свобода в принятии решений повышает производительность их работы.
Исследования Т-Банка (бывший Тинькофф) показали, что поддержка инициативы и самостоятельности среди сотрудников способствует улучшению рабочей атмосферы и сплочению коллектива. Это отметили 78% респондентов.
Сплочению коллектива способствуют и стратегические сессии. Когда руководители отделов получают возможность планировать свою деятельность, а не беспрекословно выполнять поставленные задачи, они начинают относиться к работе как к персональному проекту и нести за него личную ответственность.
Питер Экономи, автор бестселлеров по менеджменту и маркетингу, предлагает несколько эффективных принципов мотивации сотрудников.
- Платите людям столько, сколько они заслуживают.
- Давайте им работать в комфортной обстановке.
- Предложите сотрудникам возможности для саморазвития.
- Поддерживайте контакт со своей командой.
- Не наказывайте подчиненных за случайные ошибки.
- Ставьте им понятные цели.
- Не занимайтесь микроменеджментом — «не стойте над душой».
- Избегайте бесполезных собраний и планерок.
- Делайте своих сотрудников счастливыми.
Резервный фонд — гарантия безопасности
В бизнесе в любой момент что-то может пойти не по плану. К этому надо быть готовыми. Чтобы снизить риски возникновения форс-мажоров, необходимо иметь запасной план.
Люди страхуют имущество, и компании требуют такого же подхода. Неслучайно многие предприниматели создают персональную подушку безопасности, которая позволит выжить в период кризиса.
Если случится форс-мажор, то отсутствие кризисного фонда превратится в настоящую проблему. Когда все деньги реинвестируются в бизнес, то в критической ситуации потери и долги могут привести к краху предприятия.
Как создать фонд безопасности
Фонды могут быть разными: фонд развития, фонд безопасности, фонд непредвиденных расходов и т.д. Первостепенное значение в меняющемся мире имеет именно фонд безопасности, или резервный фонд, в который стоит регулярно откладывать фиксированную сумму, например 3% от ежемесячной выручки. Чтобы не потерять деньги из-за инфляции, их можно положить на накопительный счет.
Создание фонда безопасности позволит хладнокровно принимать решения и не поставит компанию на грань банкротства, если что-то пойдет не по плану. Важно, чтобы на счете была сумма, которая позволит компании жить от двух до шести месяцев, даже если выручка будет минимальной или ее не будет совсем.