Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

О чем не стоит писать в сопроводительном письме работодателю — 10 правил

Как ни странно, но рекрутеры действительно читают сопроводительные письма и на их основе принимают решение, стоит ли приглашать кандидата на собеседование. Зная это, соискателю важно не перестараться. О чем стоит промолчать — расскажут эксперты HeadHunter
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Поможем избежать типичных ошибок в отклике и покажем, как сделать сопроводительное письмо кратким, понятным и эффективным для HR.

Правило № 1: не рассказывайте биографию

Пример: «Я родился в Москве в 1987 году. Окончил гимназию с углубленным изучением английского языка с золотой медалью. В 2004 году поступил в МГУ на факультет журналистики...»

Ваше жизнеописание не интересно никому, кроме родителей, близких и друзей. Зато важно, чем вы будете полезны работодателю и как решите его задачи.

Например, можно сформулировать задачу роли и ваш результат в 1–2 предложениях: «Ускорил цикл продаж на 20%, чтобы быстрее закрывать сделки».

Правило № 2: не пишите общими словами

Пример: «Меня заинтересовала вакансия менеджера проектов в вашей компании. Мой опыт работы полностью соответствует вашим требованиям. Считаю, что смогу принести пользу вашей компании. Прошу рассмотреть мое резюме».

Это шаблонное сопроводительное письмо, в котором нет никакой полезной информации о вас — одна «вода». Возникает ощущение, что тот же текст вы отправили еще в 20 откликах на вакансии.

Добавьте конкретику и цифры, например: «Запустил 3 проекта, каждый с командой по 5 человек, повысил индекс потребительской лояльности (NPS) на 15%».

Правило № 3: не пишите формально

Пример: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность интернет-маркетолога. Меня зовут Петров Андрей Викторович, мне 28 лет, выпускник Российского государственного гуманитарного университета, факультет управления, кафедра маркетинга и рекламы».

Почему так не надо писать? Потому что работодатель живой человек, а не робот: лучше не отправлять совсем ничего, чем такую формальную отписку.

Как написать: «Сократил сроки запуска новых продуктов на 20%, что повысило выручку на 15%. Прикрепил к письму два кейса с результатами». И добавьте ссылку на портфолио.

Правило № 4: не пишите банальности

Пример: «Я стрессоустойчива, легко обучаема, коммуникабельна, ответственна и хорошо умею работать как в команде, так и индивидуально».

Это стандартный набор фраз из резюме. Такие качества может себе приписать любой соискатель. Попробуйте доказать каждый пункт примерами. «Я коммуникабелен: на прошлой работе пришлось много общаться с пресс-секретарями московских судов. Познакомился с ними лично и поддерживал хорошие отношения». Или: «Я люблю учиться новому: когда мне понадобились навыки прототипирования интерфейсов, самостоятельно освоила основы Axure за месяц».

Не вешайте на себя ярлыки, пишите о конкретных действиях в компании: «Ввел ежедневные собрания основных участников команды по методологии Agile, что помогло найти блоки в работе и снизить задержки задач на 30%».

Правило № 5: не рассказывайте о хобби

Пример: «Я увлекаюсь йогой и бегом, танцую ирландскую чечетку, слушаю классическую музыку, а по выходным езжу по подмосковным усадьбам и веду блог о символизме в романах Достоевского».

Еще раз: работодателя вряд ли интересует ваша личность. Его интересует, как вы решаете рабочие задачи. Упоминать о хобби стоит, только если оно напрямую относится к работе. Ведете блог? Расскажите об этом в отклике на вакансию SMM-менеджера.

Оставьте в отклике только то, что усиливает профиль:

  • Pet-проекты;
  • Публикации и статьи по теме вакансии;
  • Сертификаты и курсы, которые подтвердят ваши навыки;
  • Успешные кейсы и конкретные результаты работы по профильным задачам.

Правило № 6: не старайтесь быть остроумным

Пример: «Я работаю с текстом с раннего детства и намерен продолжать. Все, от родителей до пожилой учительницы литературы, называли меня юным Пушкиным. На факультете журналистики мне открылось мое предназначение...»

Сопроводительное письмо не место для остроумия. Особенно это касается людей так называемых творческих профессий. Вы не знаете, какое чувство юмора окажется у рекрутера, поэтому лучше не рисковать: концентрируйтесь не на себе, а на требованиях к вакансии.

Простой и сдержанный тон помогает избежать двусмысленностей и повышает шансы, что ваше сообщение быстро и правильно поймут. Такой стиль уместен в деловой переписке и не отвлекает от сути.

Правило № 7: не хвастайтесь

Пример: «Для профессионала моего уровня большое значение имеет не только финансовый вопрос, но и мой личный интерес к проектам, которыми занимается компания».

Выглядит так, как будто вы оказываете работодателю честь, откликаясь на вакансию. Так что, пока ничего не знаете о компании и ее руководителях, не хвастайтесь, не демонстрируйте принципы, а еще не пишите, что с вашей помощью они обязательно заработают много денег: этого вы гарантировать не можете.

Покажите уверенность через факты: «Закрываю задачу X, потому что есть опыт Y и результат Z». Например: «Закрыл проект по оптимизации процессов, потому что есть опыт внедрения Agile в двух командах и снизил задержки задач на 30%». Это простой и действенный способ подтвердить слова конкретными достижениями и убедить в своей компетентности.

Правило № 8: не давите на жалость

Пример: «Мне очень нужна эта работа, чтобы успеть выплатить кредит до конца 2021 года».

Отклик на вакансию не место для просьб и жалости. Кредит, аренда, дети — ваш круг забот и проблем. Пока что они не имеют никакого отношения к работодателю.

В сопроводительном письме всегда фокусируйтесь на ценности для бизнеса, а не на личных обстоятельствах.

Правило № 9: не рассказывайте о нерелевантном опыте

Пример: «Меня заинтересовала ваша вакансия менеджера по продажам. У меня большой опыт работы. На первом курсе я работал курьером...»

Все, что вы пишете в сопроводительном письме, должно иметь прямое отношение к требованиям вакансии. Менеджеру по продажам можно рассказать об опыте переговоров в университетском студсовете, но работа курьером вряд ли впечатлит HR-менеджера. Не стоит также перечислять в письме все ваши достижения, премии и награды, если этот опыт не поможет решить задачу работодателя.

Выстраивайте отклик по схеме: «требование в описании вакансии — ваш пример решения похожей задачи с прошлого места работы — результат решенной задачи». Достаточно 1–2 кейсов, остальное рекрутер посмотрит сам в резюме.

Правило № 10: не сравнивайте себя с другими кандидатами

Пример: «Я уверен, что смогу решить эту задачу лучше остальных соискателей».

Вы не знаете, кто еще отправлял резюме, поэтому ни в чем не можете быть уверены.

Пишите о сильных сторонах без сравнений: «мне близка область управления проектами, есть опыт внедрения Scrum».

Инструкция по Scrum: правила, события, команда
Образование
Фото:BongkarnGraphic / Shutterstock

Несколько советов, которые помогут сделать ваше письмо лучше

  • Перечитайте требования к вакансии. По пунктам докажите, что ваш опыт соответствует этим требованиям.
  • Не пишите «простыню» текста. Сделайте письмо таким же структурированным, как и резюме.
  • Помните о задаче работодателя — максимально быстро найти адекватного, самостоятельного кандидата, который решит проблему компании.
  • Проверьте текст на грамотность и опечатки в любом текстовом редакторе.
  • Держите в голове главное: письмо должно отвечать на вопрос, чем вы будете полезны работодателю. Пусть каждое предложение доказывает вашу пользу.
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 21:01
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 21:01
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
«Ахмат» победил «Оренбург» в стартовом матче 18-го тура РПЛ Спорт, 21:10
Что не так с врученной Трампу премией мира от ФИФА Спорт, 21:06
Посол США в Анкаре заявил о планах Турции отказаться от С-400 ради F-35 Политика, 21:05
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Почему Путин предложил в Нью-Дели «вскрыть» рынки Политика, 20:47
Московское «Динамо» впервые с 2015 года выиграло в Тольятти в матче КХЛ Спорт, 20:43
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Кадыров пообещал «подарок» после атаки на здание «Грозный-Сити» Политика, 20:35
Инфантино наградил Трампа премией мира от ФИФА Спорт, 20:31
Как технологии сплетаются с искусством и почему важнее не «железо» Стиль, 20:30
Ушаков назвал, кто от США будет «водить ручкой» в мирном плане по Украине Политика, 20:23
Ушаков заявил, что Путин и Уиткофф «понимают друг друга с полуслова» Политика, 20:21
Трамп прибыл на жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 20:19