Руководителю не нужно быть очень умным: глава JPMorgan — об управлении
Джейми Даймона называют нетерпеливым и прагматичным, а иногда — даже оппортунистом. Он полагает, что риск — это неотъемлемая часть бизнеса. Хороший руководитель, по его мнению, должен действовать осторожно, но уверенно. «Когда кто-то слишком долго говорит о риске, это затуманивает его разум», — объясняет он.
«Пробуйте и учитесь, пробуйте и учитесь. И принимайте неудачу как «нормальный» повторяющийся результат. Вы можете разрабатывать теории и выдвигать гипотезы, но важно помнить, что они никогда не сработают на 100% — в вопросах, связанных с людьми и экстраординарными событиями, придется полагаться скорее на здравый смысл».
Руководитель — капитан корабля
«Правильное управление имеет решающее значение для долгосрочного успеха любой крупной организации. Сильный менеджмент дисциплинирован и скрупулезен. Факты, анализ, изучение деталей — и так по кругу. Вы никогда не сделаете достаточно, и это не закончится. Управление требует упорного труда, и в нем нет места безосновательным догадкам», — считает Даймон.
За годы работы Даймон понял, что эффективность руководителя зависит не столько от его мозгов, сколько от других, менее очевидных качеств. «Дело не в том, насколько вы умны, — говорил он, — и даже не в ваших коммуникативных навыках. Важнее всего ясность мышления, этичность и трудолюбие. Эти качества жизненно необходимы руководителю. Если у вас их нет, вы потерпите неудачу».
Когда Даймон был генеральным директором в Bank One, компания переживала не лучшие времена. Ему пришлось уволить 10 тыс. человек. Даймон понимал, что другого выхода нет, но постарался сделать это решение как можно более справедливым и сократить минимум персонала. Для этого он урезал финансирование корпоративных поездок и мероприятий, а также отсрочил выплаты ежегодных бонусов к зарплате для топ-менеджеров (включая себя). Этот опыт преподал ему ценный урок. «Если вы капитан корабля, вам придется заплатить эту цену, — объяснял он. — Быть лидером — значит устанавливать стандарты честности и результативности».
Даймон считает, что его вперед двигает «внутреннее напряжение». «Думаю, когда у меня не будет сил вкладываться в работу так же интенсивно, мне придется уйти, — говорил он. — Генеральные директора не должны расслабляться, будучи на должности. Нельзя просто «войти в режим энергосбережения» и на некоторое время успокоиться. Со временем такой подход просто разрушит компанию».
Джейми Даймон — генеральный директор и председатель совета директоров JPMorgan Chase с 2005 года.
Даймон родился в 1956 году в Нью-Йорке. Он окончил MBA Гарвардской школы бизнеса и начал свою карьеру в банковской сфере в 1982 году в American Express. В 2000 году он перешел в Citigroup, в 2005 году стал генеральным директором Bank One, а в 2006 году JPMorgan Chase объявил о покупке Bank One, после чего Даймон возглавил новую компанию и стал председателем совета директоров. Его решение избавиться от ипотечных кредитов на сумму $12 млрд спасло банк от краха в период мирового кризиса 2008 года. Под руководством Даймона JPMorgan стал крупнейшим банком США по величине активов. В 2022 году выручка банка составила $132,3 млрд, а чистая прибыль — $37,7 млрд.
Уже долгие годы Даймон остается самым высокооплачиваемым CEO в банковской сфере: в 2022 году он заработал $34,5 млн, а его собственное состояние, по данным Forbes, составляет $1,8 млрд.
Идеальный преемник
Пока неизвестно, когда Даймон планирует уйти и кто может заменить его на посту генерального директора. Сам он считает, что JPMorgan нужно искать руководителя, который хорош в различных сферах. Даймон уверен: компания, которая пытается найти лидера с одной сильной стороной — например, маркетинг, или технологии, — совершает огромную ошибку и обречена на провал. Но он сказал, что у правления уже есть несколько кандидатов, которые соответствуют описанному им профилю.
«Я думаю, что хороший руководитель должен надрывать задницу. Ему не все равно. Он любопытен и осознает, что не знает всего. А еще у него есть выдержка и мужество, чтобы принимать сложные решения. Он готов предстать перед своими акционерами и сказать: «Мы облажались», — считает Даймон.
Он и сам умеет признавать собственные промахи. Недавно Даймон заявил, что его компания «совершила огромную ошибку», когда в 2021 году приобрела финтех-стартап Frank за $175 млн, не удостоверившись в его надежности. Оказалось, что руководители Frank создали 4,25 млн фейковых аккаунтов, чтобы завысить число своих клиентов. Судебное разбирательство длилось несколько лет, и JPMorgan удалось вернуть свои деньги только в июле 2023 года.
«Я не думаю, что когда-либо защищал какое-то из своих неудачных решений, — сказал Даймон. — Я просто хочу поступать правильно в будущем». А для этого, уверен он, нужно признавать свои ошибки.
Кроме того, Даймон готов вступиться за своих сотрудников. Он считает, что если подчиненный совершил ошибку, то ответственность лежит в том числе и на руководителе. В 2012 году JPMorgan оказался в центре скандала: трейдер банка выбрал неверную стратегию на рынке кредитных деривативов, и это решение обошлось организации в $6,2 млрд. Даймон полностью взял вину за произошедшее на себя. Он уверен: неудачи работников нужно разбирать «за закрытыми дверями», а для публики лицом банка всегда должен быть ответственный руководитель.
Не менее важно, по мнению Даймона, уметь благодарить своих сотрудников. Он признается, что сам испытывал с этим трудности в начале карьеры. Даймон волновался, что если он будет благодарить подчиненных, то они просто попросят у него зарплату побольше. Но сейчас он знает, что признательность — это важный мотиватор. «Людям нравится благодарность, и я наконец-то научился это понимать», — объяснил он.
Источники: Reuters, Forbes, Business Insider, Stanford Graduate School of Business.