Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Тупеют, выгорают, уходят: как руководителю остановить разрушение команды

Если руководитель ценит сотрудников, те проявляют лояльность к компании. Это суть человекоцентричного подхода в управлении. Максим Овчаренко, бизнес-тренер по развитию топ-команд, разбирает пять линз, взгляд через которые поможет внедрить такой подход
Фото: Wosunan Photostory / Ingram Images / Global Look Press
Фото: Wosunan Photostory / Ingram Images / Global Look Press

Линза № 1. Индивидуальные стимулы

Сотрудники вовлечены, если испытывают эмоциональную связь с тем, что делают. А это происходит, если удовлетворяются индивидуальные стимулы:

  • людям нравится их работа;
  • у них достаточно компетенций, то есть хорошо получается то, что делают;
  • в их работе есть смысл, она приносит пользу.

То есть сотруднику важно хотеть делать то, что он делает, уметь это делать и видеть, что это ценится — компанией, клиентами, руководителем.

Вы можете определить стимулы сотрудников в ходе интервью или же наблюдая, чем они занимаются с наибольшим рвением. Тогда вам легче будет выбирать, что и кому поручить, а также ставить задачи на вырост.

Что еще сделать?

  • Фильтровать кандидатов на собеседовании, чтобы в команду попадали лишь те, кому работа будет по душе.
  • Выстраивать коммуникацию так, чтобы люди понимали, про что ваши компания, команда и какие смыслы реализуют.
  • Подчеркивать ценность каждого сотрудника и команды в целом, в том числе посредством разговоров, личного признания; .
  • Расставаться с теми, кто находится не на своем месте, не заниматься спасательством, не жалеть, а давать возможность найти себя где-то еще.

Линза № 2. Социальные потребности

Психологическая безопасность есть, когда люди могут предлагать идеи и говорить об ошибках, не боясь осуждения. Однако руководители, в особенности неопытные, часто разрушают ее. Как они это делают? Cоздают угрозы «социальным потребностям».

  • Статус — демонстрируют собственную значимость, изматывают сотрудников критикой, обесценивают и проявляют неуважение.
  • Определенность — не считают нужным делиться информацией, не дают ясности касательно своих целей и планов, а также целей и планов компании.
  • Автономность — занимаются микроменеджментом, спускают указания сверху, не дают выбора, проявляют жестокость.
  • Принадлежность — причисляют себя не к команде, а к элитной когорте руководителей, изолируются, говорят с сотрудниками исключительно о работе.
  • Справедливость — демонстрируют лояльность к одному сотруднику и нелояльность к другому, нарушают договоренности, не признают заслуг, предлагают несоразмерную оплату и вклад.

Если сотрудники ощущают подобные угрозы, то:

  • теряют желание сотрудничать;
  • не предлагают креативных идей;
  • становятся эгоистичными;
  • быстрее выгорают;
  • буквально тупеют.

Таким образом, продуктивность команды снижается вплоть до 80%.

Что сделать?

Учитывайте социальные потребности в построении внутренней коммуникации и бизнес-процессах.

  • Cтатус — подчеркивайте значимость, ценность и роль сотрудников.
  • Определенность — регулярно информируйте о целях, планах, стратегиях.
  • Автономность — делегируйте, давайте возможность принимать решения и предлагать идеи.
  • Принадлежность — устраивайте командные мероприятия и участвуйте в них сами, делитесь переживаниями.
  • Cправедливость — выстройте прозрачную систему мотивации, будьте искренни, соблюдайте договоренности и не выделяйте любимчиков.

Фото:  Ingram Images / Global Look Press

Кроме того, вы можете усилить все пять социальных потребностей, просто вовлекая людей в процесс обсуждения целей:

  • сам факт, что у сотрудников спрашивают мнение, служит наградой для доминанты Статус;
  • когда люди вовлечены в планирование, они точно знают планы компании и ее проблемы. А это награда потребности Определенность;
  • если диалог выстроен корректно, то участники вовлекаются в процесс обсуждений, у них есть выбор. Это награда Автономности;
  • когда люди проясняют роли друг друга, решают совместно сложные вопросы, это награда Принадлежности;
  • когда сотрудники имеют возможность высказать причины недовольства, прояснить, как оценивается их работа, указать на невыполнение обещаний, это награда Справедливости.

Линза № 3. Мышление роста (Growth Mindset)

Мы воспринимаем 100% всего, что с нами происходит, через комплекс наших убеждений. Это называется майндсет, или установки. Установки влияют на нас самым критическим образом. Через установки мы трактуем происходящее с нами, и они определяют, как мы действуем в ответ на трудности.

Нас интересует два набора установок — ограниченное и открытое мышление.

Если у нас развито ограниченное мышление, то мы склонны усиливать трудности, быть в некотором роде жертвой обстоятельств, сдаваться, негативно относиться к обратной связи, к ошибкам, находить причины, по которым что-то не получилось; у нас много жалоб; мы не особо верим в себя, свои силы и в то, что можем больше. Изменения нас пугают, как и многое из того, что с нами происходит.

Если у нас развито мышление роста, то мы видим в любом событии возможность для развития, а значит быстрее адаптируемся к переменам.

Развивая мышление роста, мы действуем как серфер. Волна — это трудность. Серфер не борется с ней, а «седлает», получая при этом и удовольствие от процесса.

На первом этапе развивайте собственное мышление роста, а затем мышление роста команды. Это даст следующие эффекты:

  • рост производительности и эффективности работы;
  • возможность переработать неудачи в опыт;
  • гибкость в адаптации к новым условиям;
  • трансформацию слабых сторон в возможности.

При каких условия можно считать, что в команде превалирует мышление роста? Люди открыто делятся неудачами, извлекают из них уроки и предлагают новые инициативы.

Линза № 4. Сотрудничество

Если нет сотрудничества, нет и команды. Для того чтобы люди сотрудничали друг с другом, надо внедрить разные форматы взаимодействия, такие как круглые столы, комитеты, проектные офисы. На них люди будут обсуждать проблемы и предлагать идеи. Руководитель, со своей стороны, должен:

  • говорить с сотрудниками о личном;
  • не создавать лишних барьеров;
  • делиться своими ошибками;
  • обсуждать ошибки сотрудников в позитивном ключе;
  • не замалчивать конфликты, а разбираться с ними конструктивно, опираясь на мышление роста;
  • создавать кросс-функциональные группы для обсуждения текущих вопросов.

Все это позволяет стимулировать развитие сотрудничества.

Важно! В небезопасной психологической среде люди сотрудничать не будут.

Линза № 5. Признание

Почему-то многие руководители считают: «Если не ругаю, то это уже хорошо!» Многим из нас сложно говорить спасибо — мол, самим недоговорили в детстве. Между тем признание — один из сильнейших стимулов, который воспринимается мозгом как еда или деньги (по силе и значимости).

Я проводил сессии для команд из топ-100 российских компаний, где руководители высшего звена признавались, что им не хватает признания от собственного лидера, а топ-менеджеры были готовы уволиться из-за того, что собственник не похвалил либо упомянул вскользь их достижения.

Признание — относительно простой инструмент, который, однако, может вызывать психологические сложности: кому-то сложно его выказывать, а кому-то — принимать.

Вот простые рекомендации.

  • Хвалите искренне, от души.
  • Говорите, что именно вам понравилось. Не используйте обтекаемые формулировки вроде «вы молодец».
  • Обращайтесь к конкретному человеку и хвалите за конкретное достижение, пусть даже небольшое.
  • Начните признавать успехи сотрудников сами, а затем приучите делать то же самое коллег.
  • Не забывайте, что вы и сами нуждаетесь в признании.

Форма признания может быть разной. Самая простая — слова. Дальше идут варианты: деньги, грамоты, награды. Однако и тут слова необходимы.

Взгляните на свои действия, подход в управлении через эти пять линз. Теперь видите, с чем нужно работать? Развивая человекоцентричность в управлении, вы станете руководителем, от которого не уходят, и тем самым решите проблему кадрового голода.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:21
Объем сделок на платформах криптопрогнозов вырос до рекордных $8,3 млрд Крипто, 16:26
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
Путин описал рост экономики Индии словами из песни Высоцкого про йогов Политика, 16:25
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Швецов назвал главным фактором роста рубля пухнущую от валюты экономику Инвестиции, 16:14
Как прошел второй день визита Владимира Путина в Индию. Фоторепортаж Политика, 16:13 
Взятки на ₽1,3 млрд и фуражка Гитлера: чем известен Тимур Иванов 16:08
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Делобанк отменил комиссию за международные b2b-платежи в декабре Отрасли, 16:08
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58
Звонарева в 41 год вышла в полуфинал крупного турнира ITF Спорт, 15:58
Украинская триатлонистка оскорбила решившую выступать за Россию Лыскун Спорт, 15:58
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 15:57