Как айтишнику создавать личный бренд: советы от «Хабра»
Сегодня в сфере HR все чаще говорят о человекоцентричности — подходе, где в центре внимания компании сотрудник, его развитие и уникальность. Это значит, что для самих специалистов все важнее становится личный бренд.
Мы решили поисследовать, что он означает для айтишников, как они его создают и поддерживают и как это помогает им в карьере. Для этого опросили почти 1,5 тыс. айтишников и представителей IT-компаний о том, как они работают с личным брендом.
Спойлер: 70% опрошенных нами IT-специалистов считают, что личный бренд помогает им находить лучшие предложения и проекты.
Личный бренд — это шкала
Личный бренд — это публичный образ специалиста. Простыми словами, это то, каким вас представляют себе другие: коллеги, работодатели, другие специалисты.
Личный бренд не обязательно публичный. Он может «жить» только внутри вашей компании, и тогда ваша аудитория — это ваши коллеги. Но эту аудиторию можно с помощью разных инструментов расширять.
То есть личный бренд — это шкала, с одной стороны которой ваш образ только для вашей команды, а с другой — для всего рынка.
46% респондентов нашего исследования рассказали, что активно работают над своим брендом. Среди них больше всего специалистов уровня Middle и выше. Если подробнее, то из всех ответивших, что делают это, оказалось:
- 36% специалистов уровня Senior,
- 29% специалистов уровня Middle,
- 26% тимлидов.
Большинство из них — разработчики:
- 21% — бэкенд-разработчики,
- 14% — фулстек-разработчики,
- 9% — аналитики, менеджеры и тестировщики.
Что это значит для вас? Если вы только входите в специализацию и еще не доросли до среднего грейда, не думайте про личный бренд, ваша задача на этом этапе — получить как можно больше разного рабочего опыта, сделать все ошибки, которые можно, и научиться на них.
А вот если вы уверенный Middle+, то это та самая точка, в которой уже можно осознанно делать что-то для передачи своей экспертизы. Начать можно с того, чтобы найти себя на этой шкале — есть ли у вас уже какой-то профессиональный образ, хотя бы внутри вашей команды?
Подумайте о том, как сильно вы готовы расширять границы публичности. Многие считают, что построение личного бренда — это обязательно многотысячные конференции и прямые трансляции, но это не так. Об инструментах расскажем дальше.
Зачем нужен личный бренд
Главная цель развития личного бренда — карьера.
Около 20% респондентов нашего исследования отметили, что влияние бренда на карьеру прямое — их ответ на вопрос, насколько важно работать над развитием своего публичного профессионального образа, получил максимальный оценку — 10 из 10. Еще 42% выбрали оценку «от 7 до 9».
Кроме того, большая часть участников опроса отметили, что личный бренд в IT расширяет зону нетворкинга. Это работает и на то, чтобы быстрее и удачнее трудоустраиваться, так и на то, чтобы быть привлекательным специалистом для работы с тобой в команде (если ты тимлид).
Как сказал один из наших респондентов: мы идем в клинику к конкретному врачу, также и в компанию — к конкретным специалистам. Более того, бизнес тоже часто заинтересован в привлечении кандидатов с развитым личным брендом, потому что это положительно влияет на бренд компании. Около 40% представителей компаний отметили, что у них уже работают специалисты, у которых есть сильный личный бренд (в основном это работники уровня Senior и лиды).
Что это значит для вас? Если вы решили что-то делать для развития своего личного бренда и вы работаете в найме, то попробуйте поговорить со своим руководителем, эйчарами или деврелами — компании выгодно вкладываться в вас. В больших компаниях часто есть внутренние программы по прокачке менторства и публичных выступлений. Многие даже включают работу по развитию личного бренда в свои ИПРы (индивидуальные планы развития) — если такой практики в вашей компании нет, составьте себе ИПР самостоятельно.
У нас, например, есть внутренний фреймворк для таких планов, перемешанный SMART: 1. R — reason, в чем ваша мотивация для развития (например, прокачать личный бренд вы хотите для того, чтобы вас начали хантить и в итоге вы попали в крутой новый проект), 2. T — time, на какой период вы делаете план (например, полгода), S — specific, конкретика вашей цели (например, прокачанный личный бренд можно конкретизировать количеством подписчиков в вашем блоге, количеством выступлений), M+A — measurable action points, задачи и подзадачи, которые помогут вам достичь целей (например, задача — выступить на конференции, подзадачи — отобрать список конференций, связаться с организаторами, предложить свой доклад).
Что используют для развития личного бренда
Мы спросили айтишников, как они развивают свой личный бренд. И на основе их ответов сформировали несколько стратегий.
Интересно, что есть расхождение в том, что айтишники считают необходимым делать для развития личного бренда, и в том, что они в действительности делают.
Так, например, большинство считает, что необходимо регулярно выступать на профильных конференциях. На практике же они чаще выбирают менторство как главный инструмент работы с личным брендом.
Вот так выглядит топ-3 инструментов, которые необходимо использовать для развития личного бренда, по мнению IT-спецов:
- выступать на профильных конференциях — так считают 75% опрошенных;
- вести социальные сети — важным это считают 67%;
- вести блог на «Хабре» — считают нужным 52%.
В топ инструментов, которые выбрало более 20% респондентов, входит еще менторство (48%), YouTube-блоги (48%), активный GitHub (47%), личный сайт (30%) и подкаст (25%).
А вот когда дело дошло до вопросов о действиях, то состав топ-3 немного поменялся:
- 57% менторят других специалистов. Оказалось, что это самый популярный инструмент развития личного бренда (сюда входят как менторские программы внутри компаний, так и внешнее менторство);
- 51% ведут социальные сети. Здесь, кстати, ожидания и реальность совпали;
- 30% действительно выступают на профильных конференциях.
Планку в 20% прошли еще два инструмента — активный GitHub (23%), продвижение своего сайта (23%).
Интересно, что среди специалистов разных уровней мнения и действия различаются.
- Стратегия Middle-специалистов: чаще ведут социальные сети и занимаются менторингом джунов и стажеров.
- Стратегия Senior-специалистов: они продолжают стратегию мидлов, но начинают активнее работать по всем направлениям, а также выступают на конференциях.
- Стратегия лидов: они делают ставку на менторство, но менторят уже не только стажеров и джунов, но и мидлов и сеньоров. Лиды выступают на конференциях так же активно, как и сеньоры, но в меньшей степени ведут свои социальные сети.
Около 30% айтишников рассказали, что развивать личный бренд им помогают сами компании: отправляют на конференции, организовывают менторства внутри компаний, более того (хоть и реже), помогают с ведением социальных сетей.
Что это значит для вас? Социальные сети (чаще всего в последнее время выбирали Telegram и YouTube), менторство (внутреннее в компании или на внешних площадках), блог в профессиональном сообществе и конференции (например, «Онтико» и JUG Ru Group) — главные инструменты развития личного бренда, но отталкивайтесь от собственного интереса, а не от того, что делают остальные.
Стратегии из первых рук
В качестве примеров крутых личных брендов в IT и digital, опрошенные нами специалисты чаще всего называли Павла Дурова, Артемия Лебедева, Линуса Торвальдса и Илона Маска.
Мы взяли несколько примеров доступнее, поговорили с айтишниками, которые выступают на конференциях и ведут классные блоги на нашей площадке о том, как они развивают свои личные бренды.
Два хороших совета дал нам Павел Жовнер, автор проекта Flipper Zero, руководитель компании Flipper Devices: первое — создавать подлинную экспертность на детальном опыте (чем подробнее и внимательнее вы зарываетесь в тему и описываете ее, тем больше доверия получаете от аудитории); второе — учиться делать историю захватывающей и доступной, потому что, каким бы крутым профессионалом вы ни были, если ваша статья/пост/выступление неинтересно поданы, увлечь никого этим не получится.
Еще один из наших авторов, Павел Комаровский, автор проекта RationalAnswer, советует начинать с хобби (так, он сам начал вести свой блог про финансы шесть лет назад) и идти на массовые площадки: «в какой-то момент я начал изредка публиковать свои статьи на площадках для пользовательских материалов вроде Habr, VC и Pikabu, один из первых материалов выстрелил на полмиллиона просмотров и принес десять тысяч новых подписчиков в блог.