Как ИТ-интроверту выйти из зоны комфорта и создать личный бренд: 7 шагов
Личный бренд — это всегда инструмент продаж: себя как работника — интересному работодателю или нынешнему работодателю — в целях продвижения внутри компании, себя как создателя продукта — пользователям, дистрибьюторам и инвесторам. Хорошая репутация и авторитет у коллег становятся важным активом на всех этапах карьеры IТ-специалистов, помогая не только в поиске работы, но и в дальнейшем профессиональном, карьерном и личностном росте.
Но развитие бренда IТ-специалиста — непростая задача: одно дело — быть классным специалистом, а другое — уметь об этом говорить. Многие из работающих в digital интроверты: им проще тихонько работать (пилить код, анализировать данные, вылавливать баги), чем как-то публично себя проявлять. А построение личного бренда требует коммуникабельности, которой технарям нередко не хватает.
С другой стороны, особенностью личного бренда в IТ-отрасли является то, что он строится на основе hard skills: конкретных технических знаний и навыков, практического опыта, умения взаимодействовать с профессиональным сообществом, клиентами и коллегами. В других сферах его иногда удается построить лишь на обаянии и личной харизме человека.
Поэтому наличие компетенций — это первый большой шаг к успешному продвижению. Далее нужно лишь использовать несколько инструментов, речь о которых далее.
С чего стоит начать создание личного бренда ИТ-специалисту, если у него нет опыта в публичной деятельности
На начальном этапе карьеры специалисту нужно сфокусироваться на создании прочной базы, на которой потом он уже сможет начать строить личный бренд. Работа в пользующейся уважением компании, участие в амбициозных проектах, глубокое изучение конкретной отрасли IТ — вот составляющие будущего успеха.
Если база создана, можно переходить к следующим шагам построения личного бренда.
- Подумайте о своих сильных сторонах, интересах и области специализации — это может быть конкретная технология, язык программирования или методология разработки.
- Создайте онлайн-присутствие: заведите профиль на LinkedIn, Hubr, профессиональный сайт или блог. На этих площадках разместите информацию о себе: образовании, опыте и навыках и регулярно публикуйте материалы. Пишите о том, что вам интересно: технические руководства, обзоры технологий или личные размышления о трендах в IТ, снимайте видео, записывайте подкасты. Если ваши тексты будут актуальными и интересными, они привлекут заинтересованных читателей.
- Регулярно обновляйте свой контент и взаимодействуйте с аудиторией. Это укрепит ваш личный бренд и сделает его более заметным.
- Присоединяйтесь к форумам, группам в социальных сетях и специализированным платформам, участвуйте в обсуждениях, отвечайте на вопросы и делитесь опытом.
- Посещайте конференции как слушатель или спикер. Это поможет завести новые знакомства и проявить себя. Налаживайте связи с коллегами и профессионалами в вашей области.
- Не забывайте учиться и развиваться. Делитесь достижениями с аудиторией.
- Следите за отзывами о вас и сами запрашивайте отзывы о вашей работе у коллег или клиентов. Положительные отзывы и удачные кейсы могут стать мощным инструментом для укрепления вашего бренда.
Этих шагов будет вполне достаточно, чтобы постепенно выстроить свой личный бренд и стать заметной фигурой в IТ-сфере. Главное — быть активным, целеустремленным и открытым к новым возможностям.
Какие ошибки чаще всего допускают IТ-специалисты, пытаясь строить личный бренд, и как их избежать
- Отсутствие четкой стратегии: многие начинают выстраивать личный бренд без понимания, что именно они хотят донести до аудитории. Чтобы избежать этой ошибки, как и в любой маркетинговой акции, нужно определить цели продвижения, нишу и целевую аудиторию. И затем создать стратегию продвижения.
- Непоследовательность действий: нерегулярные публикации или изменение тематики могут запутать аудиторию. Чтобы этого не происходило, продумайте график публикаций и придерживайтесь выбранной темы. Регулярность важна для удержания подписчиков.
- Игнорирование взаимодействия с аудиторией: все ваши усилия могут пойти прахом, если вы не будете отвечать на комментарии или вопросы, участвовать в обсуждениях. В общении с аудиторией важно быть активным — отвечать и спрашивать самому, инициировать обсуждения.
- Неверный выбор интонации и стиля изложения: использование слишком сложной терминологии может отпугнуть новичков. Старайтесь объяснять сложные концепции простыми словами. Но если вы точно знаете, что ваша целевая аудитория — опытные специалисты, чрезмерное упрощение может сыграть против вас. А слишком формальный стиль общения может сделать вас менее привлекательным для аудитории. Чтобы не звучать слишком формально, делитесь личными историями и опытом, будьте искренними и открытыми.
- Излишняя скромность: при создании и продвижении личного бренда некоторые айтишники уделяют недостаточно внимания саморекламе. В результате достижения специалиста, даже яркие и значимые, остаются незамеченными. Не стесняйтесь делиться своими успехами, проектами и достижениями, публикуйте кейсы и примеры своих работ.
Вместо заключения
Ответ на вопрос, нужен личный бренд или нет, зависит от целей и задач любого специалиста, в том числе в сфере IT. Для многих тихо работать в найме — предел мечтаний: это стабильно, устойчиво и прогнозируемо. Но при запуске собственного IT-продукта, стартапа или коллаборации возникает потребность в узнаваемости, чтобы легче дотягиваться до других компаний, а для этого нужен сильный личный бренд.
Если у айтишника нет личного бренда, то потенциальные партнеры будут выбирать между ним и еще десятком подрядчиков, а если он есть, специалист сможет сам решать, с кем работать и сотрудничать. А это настоящая роскошь в мире бизнеса, когда не только тебя выбирают, но и ты получаешь возможность выбора.