Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как руководителю эффективно общаться с командой. Три фокуса управления

7 из 10 проектов терпят крах, среди причин — отсутствие корректной коммуникации между руководителем и подчиненными (McKinsey). Основа коммуникации — задачи, обратная связь и неформальное общение. Алексей Суханов (СберУниверситет) — о том, как ее выстроить
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Постановка задач — самое простое

Существует множество методов постановки задач и оценки результатов. Одни из самых популярных — SMART и CLEAR. Инструменты хорошо известные и эффективные, однако я предпочитаю опираться на метод шести вопросов Киплинга. Он подразумевает ответы на вопросы по формуле 5W+1H.

  • Что (What)?
  • Зачем/Почему (Why)?
  • Кто (Who)?
  • Когда (When)?
  • Где (Where)?
  • Как (How)?

Например, недостаточно сказать на оперативном совещании с командой: подготовьте отчет о достижениях нашего подразделения за последний квартал — это только ответ на вопрос «что». Нужно уточнить, для чего этот отчет (зачем) — это повлияет на его объем, форматы, детали и акценты. Определить ответственного (кто), хотя в работе над ним могут быть задействованы все участники совещания. Следует поставить конкретные сроки (когда) и определить, каким образом должен быть переделан этот отчет (где): почта, мессенджер, печатная версия.

Хочу особенно выделить вопрос № 6 «Как». Дело в том, что на первые пять вопросов при постановке задачи должен ответить сам руководитель. А вот на шестой — исполнитель. Это позволит убедиться, что сотрудник правильно понял задачу и образ ожидаемого результата.

Как часто руководителю следует общаться с командой

Индивидуальных коммуникаций должно быть ровно столько, сколько необходимо конкретному человеку. В зависимости от опыта, психотипа и других особенностей у каждого будет своя «норма», поэтому руководитель должен подходить к коммуникациям индивидуально — глубоко понимая особенности личности и контекста. Общение между двумя людьми можно сравнить с обучением искусственного интеллекта: чем больше мы общаемся с человеком, тем больше информации для обучения получает его «нейросеть» и, соответственно, тем выше точность реакций человека на наши вопросы или просьбы.

Что касается коммуникаций с командой в целом — требования к ним растут пропорционально размерам команды. В командах от 12–15 человек, которые отвечают за разный функционал или проекты, обязательны регулярные (не реже чем раз в квартал, но если есть возможность, раз в месяц) и продуманные централизованные коммуникации, иначе сотрудники будут ощущать неопределенность. Кроме того, это создаст простор для слухов и домыслов, а они чаще всего негативные.

Обратная связь — иногда лучше как-то, чем никак

Институт Гэллапа отмечает, что сотрудники, которые получают качественную обратную связь, более мотивированы. Тем не менее, как мы выяснили в ходе совместного исследования с «Рексофт Консалтинг» («Выстраивая мосты»), 15% сотрудников вообще не получают обратную связь, а из тех, кто получает, каждый пятый недоволен ее качеством. Это указывает на то, что часть руководителей рассматривают этот элемент управления как неважный и факультативный.

Если сотрудник получает обратную связь, которая ему полезна, он чувствует, что его мастерство растет. И это идеальная ситуация.

Условия эффективности обратной связи достаточно простые:

  • своевременность;
  • конкретика;
  • конструктивность.

Если же обратная связь, наоборот, носит характер порицания, навешивания ярлыков — это вызывает только стресс и отрицание.

Из моей практики могу выделить три наиболее критичные ошибки руководителя в работе с обратной связью.

— «На своей волне». Руководитель должен давать обратную связь не тогда, когда он сам захотел, а когда сотрудник к этому готов. Всегда можно задать прямой вопрос — сейчас обсудим или потом? По моему опыту, ответы разделяются примерно 50 на 50. И если человек к обратной связи не готов, лучше не делать ничего, чтобы не усугубить ситуацию.

В пример приведу эпизод, когда сотрудник только что защитил перед клиентом сложный проект, а руководитель сразу после этого, без лишних преамбул, решил высказать ему замечания о том, что на слайдах было неудачное форматирование.

— «Пятна на солнце». Есть категория руководителей, которые скрупулезно отмечают даже мелкие недостатки крупной работы. Это нормально, если не забывать давать оценку результата в целом. При выборочной критике получается, что исполнитель получил обратную связь только на ту часть, где есть проблема. Как правило, это воспринимается как обесценивание и неизбежно приводит к потере мотивации.

Как руководители убивают мотивацию подчиненных — 9 роковых ошибок
Образование
Фото:Midjourney

— «Нулевой фидбэк». Так же, как и в отношениях — лучше ненависть, чем безразличие, — дело обстоит и с обратной связью: лучше не вполне качественная, чем вообще никакой. Работая HR-директором, я не раз сталкивался с ситуацией, когда ко мне приходил руководитель и говорил, что хочет уволить сотрудника, который не справляется. На вопрос, давали ли об этом обратную связь сотруднику, руководитель отвечал: быстрее переделать, чем объяснять, такому бесполезно говорить и другое. Очевидно, что в этом случае исполнителю просто не дали шанса исправиться.

Также добавлю два важных принципа обратной связи.

  1. В вопросах обратной связи важно учитывать индивидуальные особенности сотрудника. К тому, у кого низкий «болевой порог» или высокая тревожность, нужно применять более мягкий подход. Такому сотруднику достаточно напомнить об ошибке, чтобы запустить необходимый процесс рефлексии. С менее чувствительными лучше быть более прямолинейным, потому что существует риск «не достучаться».
  2. Следует всегда вести себя уважительно по отношению к сотруднику. Пренебрегая этим правилом, руководитель рискует оскорбить сотрудника. Тогда сотрудник неверно воспримет информацию и «закроется». В худшем случае это приведет к затяжному конфликту и саботажу работы в дальнейшем.

Как регулировать коммуникацию в команде

Чем больше человек в команде, тем больше взаимодействия, точек зрения, потоков информации. Растет потребность в его регулировании. Это значит, возникает потребность в единых правилах, касающихся того, какие вопросы, в каких форматах и с какой периодичностью обсуждаются. И это не ограничения, а способ избежать хаоса и сделать жизнь каждого комфортной. Задача руководителя — такие правила создавать и следить за их соблюдением.

Неформальное общение — где тонкая грань

Вопрос неформального общения с командой часто дискуссионный — должен ли руководитель общаться с сотрудниками вне рабочего контекста? Мой ответ — конечно, да.

Исследование «Выстраивая мосты» показало, что команды, которые не удовлетворены коммуникациями с руководителем, часто говорят об их недостаточности, и основной дефицит касается именно неформального общения. Удовлетворенность коммуникациями с руководителем в этом контексте сотрудники оценили существенно ниже, чем коммуникации в контуре рабочих задач.

Неформальное общение — важный фактор «социального клея» в команде, который создает атмосферу доверия и психологической безопасности. Только в такой атмосфере можно построить надежную «дорогу с двусторонним движением», которая обеспечит коммуникации в обе стороны с минимальными психологическими и культурными барьерами.

На этом моменте возникает логичный вопрос: как грамотно выстраивать неформальное общение, чтобы сохранить адекватные границы и не скатиться до панибратства? Рецепт простой — даже в неформальном режиме руководитель должен быть ролевой моделью и соблюдать этику общения. С одной стороны, не нарушать личные границы, с другой — не допускать поступков или высказываний, недопустимо сокращающих дистанцию или способных подорвать уважение. Конечно, это не означает, что необходимо быть «героем комиксов» — идеальным, но ненастоящим. Люди хотят видеть и в руководителе живого человека, с чувствами, интересами, сильными и слабыми сторонами.

Границы неформального общения должны определяться уровнем личных отношений. Если ваш статус отношений «всего лишь коллеги», то согласно этому статусу и следует действовать, даже если вы встретились за кофе или на новогодней вечеринке. Другой пример: если руководитель рассказывает анекдот, он должен безобидным, чтобы точно не нарушить личные границы сотрудников. Не стоит обсуждать личные вопросы. В целом следует быть аккуратным в своих высказываниях, чтобы не задеть чувства сотрудников.

Хваленый принцип «сэндвича» не работает: как давать обратную связь
Образование
Фото:David Oxberry / moodboard / Global Look Press

Руководитель должен следить также за тем, чтобы указанные границы соблюдались со стороны подчиненных. Можно, конечно, это делать с помощью фраз вроде «Со мной так не разговаривать, я директор!», но я бы рекомендовал другие способы.

  1. Не поддерживать и не поощрять неуместное поведение (например, если подчиненный неожиданно решил перейти на «ты», не делать этого в ответ).
  2. Дать аккуратную, «сдерживающую» или корректирующую обратную связь (в приведенной выше ситуации, например, сказать, что «предпочел бы не переходить на «ты»).
Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 19:07
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 19:07
Как внедрение ПАК влияет на IТ-инфраструктуру банков Отрасли, 19:22
Зеленский заявил, что готов к выборам на Украине Политика, 19:19
Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка Тренды, 19:16
Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах Политика, 19:06
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 18:56
Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика Общество, 18:51
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Биржевые цены на серебро впервые в истории превысили $60 за унцию Инвестиции, 18:44
Пять российских судов заметили неподалеку от берегов Исландии Политика, 18:41
«Эффект Долиной». Опасно ли покупать жилье на вторичном рынке? ВидеоПодписка на РБК, 18:39 
«Билайн бизнес» упростил предпринимателям доступ к популярным нейросетям Отрасли, 18:37
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:35
«Пауза, а не разворот». Когда биткоин прервет затишье Крипто, 18:35