Как кардинально сменить индустрию и даже профессию — личный опыт
Я начала свою карьеру как менеджер по цепи поставок, занимаясь вопросами закупок и логистики. Затем перешла в продажи, где работала в нескольких ролях. Позже я перешла в маркетинг и отвечала за различные категории, включая медиа и коммуникации.
Построенная таким образом карьера научила меня смотреть на задачи бизнеса с разных сторон и выстраивать эффективное взаимодействие с коллегами из других отделов. Это помогает мне лучше понимать, как маркетинг влияет на бизнес.
Как я перешла из продаж в маркетинг
На стабильных рынках кросс-функциональные и даже кросс-индустриальные переходы не только приемлемы, но и характерны. Бизнес стремится к постепенному росту дохода, клиентской базы и укреплению репутации бренда. Наращивание компетенций коллектива при этом — один из основополагающих факторов.
В целом переходы сотрудников из одной функции в другую в России сейчас не очень распространены. Это популярная история среди начинающих специалистов, которые могут позволить себе пробовать новое и искать себя. Если мы говорим про опытные кадры, то все же в первую очередь оцениваются hard skills и понимание специфики области.
Специалисту же переход из одной функции в другую — например, из продаж в маркетинг или наоборот — позволяет не только развивать личные и профессиональные навыки, но и улучшать понимание бизнеса в целом. Так, после почти пяти лет работы в отделе продаж я решила строить карьеру в маркетинге. В этом переходе мне помогли две ключевые инициативы.
Во-первых, я лидировала большой проект стратегического аудита процессов отдела продаж вместе с глобальной командой. Этот проект ежемесячно показывал результаты, и, защищая предложения на уровне совета директоров, мы достигли существенных улучшений ключевых метрик. Это сильно подняло доверие ко мне со стороны CEO.
Во-вторых, я входила в кросс-функциональную команду, управлявшую бизнесом продуктов питания. Там я видела, как маркетологи защищают стратегию, понимала, какие навыки в маркетинге критичны, и сфокусировала свое образование на этих вопросах.
Готовы ли вы к новой роли
Главное — вовремя понять, готовы ли вы к переходу и как минимизировать риски. Для этого сделайте несколько шагов:
- Оцените, добились ли вы значительных успехов в текущей роли и готовы ли к новому вызову. Если вам удалось достичь поставленных целей и принести ожидаемую пользу компании, это будет хорошим сигналом для перехода.
- Исследуйте новую функцию, в которую планируете перейти. Узнайте как можно больше о новой роли до того, как принять окончательное решение. Эта разведка может включать разговоры с коллегами из интересующего вас отдела, работу в кросс-функциональных проектах или участие в тимбилдингах, изучение соответствующей литературы и участие в отраслевых тренингах и семинарах. Например, у нас в компании регулярно проводятся митапы, встречи и презентации отделов, на которых коллеги делятся экспертизой и кейсами. Это помогает узнать о специфике других функций.
- Адаптируйтесь к новой функции постепенно. Например, возьмите на себя несколько проектов, связанных с новой ролью, оставаясь при этом на текущей позиции. Это позволит без значительного риска набраться опыта и понять, насколько эта функция вам подходит.
- Регулярно запрашивайте обратную связь у коллег, руководства и даже подчиненных. Это поможет увидеть свои сильные и слабые стороны. Анализируя их, определите, какие именно навыки и качества можно переносить в новую функцию, а над чем нужно еще поработать.
- Прокачивайте лидерские качества. Умение строить команды, управлять изменениями и мотивировать коллег — это универсальные навыки, которые будут полезны в любой функции.
- Заручитесь поддержкой компании. Если руководство одобряет горизонтальные переходы и видит в вас потенциал, это значительное преимущество. Помимо этого, имейте резервный план на случай, если новая роль не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Особенности перехода в маркетинг
Поддержка кросс-функциональных переходов — возможность для нас сохранять ценные кадры. Поэтому у нас в компании существует система внутренних ротаций и переходов, которую мы активно продвигаем. Например, в отделе разработки продуктов мы запустили программу «Рескиллинг», в рамках которой сотрудники из смежных областей (аналитики, дизайнеры, проджект-менеджеры и другие) могут получить дополнительные hard skills для смены роли. Также мы разрабатываем программу погружения, чтобы через внутренние стажировки сотрудники могли повышать свои скиллы.
Для нас характерны переходы в рамках маркетинговых подразделений. Политика компании, направленная на поддержку таких перемещений, помогает сотрудникам приобретать новые навыки и углубленное понимание бизнеса.
Например, медиаменеджеры, работающие с рекламой, уже знают рыночные инструменты, стратегии размещения рекламы и знакомы с поведением потребителей. При переходе в продуктовый маркетинг они могут применять этот опыт для более эффективного продвижения фич, а также формировать полноценные целевые стратегии.
В то же время люди с опытом в перформанс-маркетинге обычно имеют сильные аналитические навыки и хорошо понимают цифровые каналы. При переходе в продукт они показывают высокую ценность при разработке и продвижении, так как помогают точнее измерять эффективность и окупаемость усилий.
Переход в маркетинг из других функций — кейс более редкий, но не менее ценный как для сотрудника, так и для компании благодаря нескольким факторам:
- Расширение навыков и опыта. Маркетинг требует знания многих аспектов бизнеса: от понимания потребностей клиента до стратегического планирования и аналитики.
- Расширение компетенций в направлениях. Люди, приходящие из других функций, привносят свежий взгляд и обогащают команду своим уникальным опытом.
- Карьерные возможности. Переход в маркетинг может открыть новые горизонты для роста. Эта функция тесно связана с общими бизнес-стратегиями, и успешные маркетологи часто становятся ключевыми игроками в компании.
- Творческая реализация. Возможность заниматься чем-то креативным может быть привлекательной для людей из более узких или технических специальностей.
- Близость к пользователю. В маркетинге существует непосредственная связь с потребителем, что позволяет глубже понимать его потребности и реагировать на них, влияя на развитие продукта и бренда.
Для бизнеса поддержка таких перемещений ценна тем, что помогает находить для сотрудников такие роли, где они будут приносить лучшие результаты.
Работодателям, которые хотят внедрять подобные инициативы, необходимо создавать обучающие программы. Для получения «зеленого света» от топ-менеджмента нужно продемонстрировать полный путь сотрудника, который хочет перейти на новую роль, и какая выгода от этого будет для бизнеса. Люди могут переходить из горизонтальных направлений в вертикальные, из развития бизнеса в продукт и т.д.
Распространенные ошибки при переходах
Есть три узких места при перемещении из одной функции в другую. Вот как их можно устранить:
Ошибка № 1. Неправильное определение целевых метрик
Если ключевые показатели эффективности (KPI) не соответствуют стратегическим целям компании, можно неправильно интерпретировать успехи.
Как предотвратить
Проведите предварительный анализ. Вместе с командой определите ключевые показатели эффективности, которые соответствуют целям бизнеса. Убедитесь, что все их можно измерить и отследить. Поговорите с людьми, которые уже имеют опыт в этой области. Они могут предложить вам рабочие метрики. Используйте современные аналитические инструменты.
Ошибка № 2. Недостаточное изучение бэкграунда, трендов и факторов, влияющих на результат
Например, новоиспеченные маркетологи переходят к действию, не разобравшись, какое положение бренд занимает на рынке. Когда я перешла в маркетинг из отдела продаж, я по привычке сфокусировалась на реализации поставленных целей — перезапуске продукта и его поддержке, запуске нового ассортимента. В итоге оказалось, что предыдущая команда не уделила достаточно внимания анализу того, насколько пользователи поддерживают планируемые изменения. Запуск оказался не очень успешным.
Как предотвратить
Проведите качественные и количественные исследования. Узнайте, что пользователи думают о вашем продукте, какие у них есть боли и ожидания. Мы регулярно проводим замеры и исследования, чтобы отталкиваться именно от потребностей пользователей. Используйте отзывы клиентов, чтобы понять сильные и слабые стороны вашего бренда. Это даст вам реальные инсайты. Постоянно поддерживайте диалог с конечными пользователями. Используйте соцсети и другие платформы для обратной связи.
Ошибка № 3. Недооценка важности межфункциональной коммуникации
Отсутствие должного взаимодействия между командами может привести к дублированию задач, неэффективному использованию ресурсов и снижению общей производительности.
Как предотвратить
Создайте единое информационное поле и организуйте регулярные встречи для обсуждения планов и прогресса. Это позволит всем участникам быть в курсе изменений и корректировать свои действия в соответствии с общей стратегией. Назначьте менеджеров проектов, которые будут обеспечивать правильную и своевременную передачу информации. Разработайте руководства и инструкции по специфическим аспектам маркетинговой деятельности, чтобы помочь новым членам команды быстрее адаптироваться к новым задачам и требованиям. Наконец, стимулируйте обмен знаниями между командами через кросс-функциональные тренинги и семинары.
Переходы между функциями всегда связаны с вызовами, но правильная разработка и реализация карьерной стратегии помогут успешно их преодолеть и максимально реализовать свой потенциал.