Как не стать жертвой токсичного окружения в офисе
Можно подумать, что токсичные коллеги выглядят как герои триллеров. Но нет, они выглядят так же, как вы: с утра пьют кофе из любимой кружки, улыбаются вам при встрече, говорят комплименты, вечером бегут забирать детей из школы или садика. Токсичным выглядит то, что они говорят. Вот лишь несколько узнаваемых примеров.
- Во время утреннего моциона на кофе-поинте вы видите, как кто-то с кем-то шепчется, но, когда подходите к ним ближе, интонация превращается в нарочито доброжелательную, а тему явно сменили. Ага, думаете вы, секретики какие-то подвезли.
- Или на общем совещании пожилой технический директор, уважаемый и авторитетный человек, после того как вы озвучили заказанную вам ранее руководством идею по реструктуризации, поворачивается к вам и очень-очень дружелюбно, растягивая слова, говорит что-то в стиле «дружочек, а вы не думали хотя бы раз не думать?»
- Или как вам такая зарисовка. Милая молодая девушка, новая сотрудница вашего отдела, рассказывает вам о том, как ей страшно идти с отчетом «наверх», насколько ее коленки уже устали трястись и что если так будет продолжаться, то она совершенно точно не сможет как следует адаптироваться и вам «уже точно-точно» придется опять искать ей замену. «А кто же будет туда ходить, милая девушка?» — резонно спрашиваете вы. «Ну, пусть кто-то другой. Вы, например», — невинно отвечает трусишка.
И вот еще несколько фраз, которые выдают токсичность в ваших милых и приветливых коллегах, подчиненных, руководителях.
- «А ты слышал, что Смирнова увольняют? Не говори только никому, я тебе по секрету рассказал».
- «Ребята, ваш проект — полный отстой!»
- «А юбку покороче не могла надеть на встречу с клиентом?»
- «Оставлю твою идею без комментариев».
- «Я бы тебе объяснил, да ты не поймешь».
- «Мне проще тебя уволить, чем повысить».
И так далее в таком же духе. Зачем же они это делают?
Три типа токсиков
Есть такие люди, кто наслаждается вашей растерянностью, страхом или злостью. Для них это и правда игра. А люди в ней — марионетки. Им от вас ничего не нужно, у них нет злого умысла, часто они даже не осознают мотивов своих поступков. К счастью, таких единицы.
Другие токсики с помощью офисных манипуляций борются с вами за ресурсы: за внимание и похвалу руководства, за бюджеты, за зоны влияния. Унизив вас и погрузив в растерянность, они получают временное преимущество и успевают сделать очередной шаг к своим целям. Например, занять место лидера в интересном и потенциальном проекте, на которое вы претендовали. Если унижения происходят на ежедневной или еженедельной основе, у них есть шанс вывести вас из игры надолго. Большинство соматических заболеваний вырастает на базе пролонгированного стресса на работе.
Третьи — с помощью элегантных и не очень манипуляций просто избегают ответственности. Они влияют на вас скрытым образом — через слезы, угрозы, чувство долга — и добиваются того, что вы начинаете делать то, что им нужно, а вам точно нет. Те самые просьбы милой девушки чаще всего оказываются умелой манипуляцией. И вот она уже сидит на вашей шее, а вы, возможно, даже чувствуете себя неким рыцарем и жутко гордитесь своей работоспособностью и чувством командности.
Все, что принято называть «офисной политикой», — всего лишь манипуляции коллег, которые чего-то от вас хотят — ресурсов, помощи, унижения, — однако не хотят нести за это ответственность. Ведь можно просто попросить, и человек сделает. Можно поспорить с ним и в честной борьбе выявить, кто больше заслуживает лидерской позиции. Можно дать конструктивную обратную связь и предложить конкретные корректировки вместо необоснованной критики. Все можно. Но тогда придется нести ответственность за свои просьбы, аргументы и предложения.
Представьте, если ваши предложения или аргументы нежизнеспособны. Что сделает получатель? Правильно, обвинит вас в этом. А если вы сказали, что «он, придурок, сам не знает, что хочет». Максимум вас назовут не очень дружелюбным человеком. Но к ответственности не привлекут.
Можно ли этому сопротивляться
Можно! Но не переходом в другую компанию, это как раз бесполезно. Многие мои клиенты — топ-менеджеры — считают, что можно уйти из компании с офисными играми и найти организацию, где этого нет. Может быть, и можно, но ни один из них пока еще такую не встречал.
Корпоративные игры есть в каждой компании, и в них играют все. А проигрывают те, кто в них не играет. Поэтому самый бесполезный способ противостояния офисным манипуляциям — это игнорировать их. Если вы не отвечаете на злую шутку коллеги на общем совещании в надежде, что все увидят, какой вы интеллигентный и сдержанный человек, у меня для вас плохие новости. Все увидят, что вы слабый человек и не умеете защищать свои границы. Траектория вашего авторитета в команде начнет снижение и все может закончиться незапланированной посадкой и синдромом сбитого летчика. А ваш обидчик только нарастит мощь наезда, чтобы наконец-то получить нужную ему реакцию.
Также в невыгодной позиции находятся те, кто гордится, что умеет манипулировать другими и ему самому манипуляции не страшны. Это показная самонадеянность выдает, что на самом деле вы играете слишком грубо и будете быстро разоблачены. Настоящие манипуляторы под дулом пистолета на признаются никому, даже своему психотерапевту, что они манипуляторы.
Самый простой способ «отмахаться» от навязчивых просьб и непрошенной критики — метод «заезженной пластинки»:
— Я не могу больше туда ходить…
— Ничем не могу тебе помочь, к сожалению.
— Ну, у тебя всегда круто получается…
— Не пойду.
— Ну, пожалуйста!
— Я сказала «нет»!
Мой любимый способ минимизации рисков в работе с манипуляторами — вывести их на необходимость сказать о своих мотивах. Вы же помните, их мотивы настолько «непопулярные», что сказать о них вслух нельзя. Единственный вариант — заткнуться.
Поэтому я задаю простой вопрос «Зачем?»
— Женщинам не место в совете директоров!
— Иван Сергеевич, вы сейчас зачем это сказали?
У Ивана Сергеевича развилка простая: либо признать, что он сексист, либо отмахнуться и перейти к конструктивному диалогу. Угадайте, что он выберет? Если вдруг решит отомстить и продолжит наезд, опять встречайте его реплики тем же вопросом. Через пару-тройку таких ситуаций он поймет, что с вами лучше не связываться и найдет себе другую жертву.
Но некоторых умельцев играть в офисные игры даже конструктивными методами противостояния манипуляциям не заткнуть. И тогда срабатывает старый добрый обратный наезд. Но будьте аккуратны, чтобы использовать его грамотно, нельзя быть в моменте под воздействием эмоций. У вас должна быть холодная голова, лучше всего к такому загодя готовиться. Идеально — вместе с наставником или карьерным консультантом.
Ну и в конце пара слов о реальных психах и… зумерах. Реальные психопаты раскрываются в кризисных ситуациях, они в них действуют неадекватно и нелогично. Манипуляторы, наоборот, достаточно эффективно мобилизуются в стрессе.
Зумеры пока сами манипулировать не научились. Зато им отлично удается такая штука — они с большим удовольствием обвинят вас в манипуляциях, потом настучат на вас вышестоящему руководству и оставят вас расхлебывать всю эту кашу. Больше всего жаль работников международных компаний, у них с этим строго.
Однажды моя молоденькая клиентка обвинила в абьюзе HR-менеджера, которая спросила ее на собеседовании об отношениях с бывших руководителем:
— Это нарушение моих границ!
— Нет, это протокол собеседования, ей нужно было узнать, какими способами вы выстраиваете рабочие отношения в команде.
— Ничего не знаю. Пусть ищет другие способы оценки.
Я желаю вам никогда не попадать в такие ситуации, научиться справляться с такими ситуациями и успешно строить карьеру в любых условиях.