12 новых законов лидерства: выживают не самые сильные, а самые гибкие
Закон № 1. Смыслы важнее страховки
Модный офис, страховка, корпоративная связь, компенсация расходов на спорт и питание перестали быть чем-то особенным. Все крупные компании предлагают более или менее одинаковый пакет бонусов.
Мотиваторы страха и накопления тоже не работают. Молодые люди, которым сейчас по 30–35 лет, не видели советского голода и застоя, не знают, что такое каждый день стоять в очередях. Они выросли в сытом обществе. «Если уж я продаю работодателю свое время, то хочу делать что-то с глубоким смыслом, тем более что предложений огромное количество», — думают многие из них.
Поэтому топ-менеджменту следует определиться с тем, какие смыслы будут заложены в основу компании. Приведу в пример «Аскону», производителя матрасов. Ее основатель Владимир Седов уверен, что в регионах можно жить даже лучше, чем в Москве. Сейчас он полностью погрузился в проект «Доброград» во Владимирской области — это, между прочим, первый город, который строится в России с 1991 года. Яркая философия выгодно отличает «Аскону» от многих конкурентов.
Ценности и смыслы должны быть основой управления командой. Важно, чтобы именно лидер бизнеса их транслировал и был тем человеком, в чью команду хочется попасть. Значимые и полезные для общества смыслы компании помогают формировать образ харизматичного лидера.
Закон № 2. Внешняя сепарация требует внутренней консолидации
В XIX—XX веках в мире властвовали процессы объединения, создавались большие корпорации, возникло само понятие глобализации. Теперь же, напротив, происходит сепарация, максимум — образуются новые региональные силовые блоки. Cтартапы запускают яркие одиночки, технологии и фрилансеры заменяют им целые команды.
При этом компании должны стать еще сплоченнее, чем прежде, чтобы противостоять внешнему напору. Это означает, что необходимы более тесные связи между департаментами и отделами. Специалисты должны разбираться не только в своих задачах, но и в смежных: копирайтер — в PR, HR-специалист — в маркетинге, оператор станка — в настройке оборудования. При этом скучные лекции уже никому не нужны, все ищут edutainment, хотят узнавать новое, проходя квизы или делая еще что-то веселое.
Гибкий руководитель развивает лидерство внутри компании через горизонтальные связи, совместное обучение, корпоративные мероприятия и командную работу, а не через строгую иерархию и страх наказания.
Закон № 3. Весь мир — ваша команда (и ваша команда по всему миру)
Налицо мощный запрос на свободу: на личном уровне он проявляется в поисках своей идентичности и уникальности, а на рынке труда — в тренде на дистанционную работу и фриланс. Не только молодежь, но даже 40-летние сотрудники уже поняли, что вовсе не обязательно ходить в офис и зависеть от одного работодателя, можно быть относительно автономными. И даже если кто-то сегодня все еще работает офлайн в той же Москве, уже завтра он может захотеть переехать в Дубай, вернуться в родной Воронеж или попросить гибкий график.
Лидеру приходится руководить распределенной командой и вообще учиться управлять людьми, готовыми пойти на увольнение ради сохранения своей автономности. Он должен не только приспосабливаться к этому, но и извлекать выгоду — в частности, расширять географию найма, потому что сегодня хороший маркетолог не обязательно живет в столице или вообще в России. Отбирать сотрудников по национальному или гендерному признаку или, что называется, по прописке — значит, сильно сужать круг в условиях и без того острой нехватки кадров. Такое лидерство в работе требует новых правил:
- гибкой настройки подбора персонала,
- доверия,
- фокуса на результате,
- умения налаживать отношения с людьми по переписке и на созвонах, ведь будущих сотрудников руководитель может никогда не встретить лично.
Закон № 4. В каждом поколении — своя сила
Молодежь хорошо разбирается в технологиях, но совершает много управленческих и коммуникативных ошибок. Cотрудники старше 50 лет могут стабилизировать «юные порывы», в частности, выступать как коучи и менторы. А порой и просто открыть записную книжку и позвонить своему однокласснику-губернатору, чтобы быстро решить вопрос. Задача лидера — выстроить общение между представителями разных поколений, показать им сильные стороны друг друга и научить использовать их в работе.
Одно из главных правил лидера — не противопоставлять поколения, а использовать их различия как ресурс, укрепляя командную работу и управленческие решения за счет разнообразного опыта.
Закон № 5. Каждый человек — значимый актив
С сотрудниками сегодня надо обращаться особенно бережно — знать, что у них происходит в жизни, какие у них мотивы. Допустим, у вашего линейного техника есть профессиональные амбиции: если вы предоставите ему доступ к образовательным ресурсам, то получите ценного инженера. А если, напротив, проигнорируете, то он уйдет к конкурентам, да еще и репутацию вам подпортит, нажаловавшись на устаревший подход к управлению в соцсетях. Словом, если у консультанта есть талант продажника, вы обязаны его заметить и помочь реализовать. Это же касается и других запросов: если программист эффективнее пишет код ночью, то не ставить ему планерки на 8:00.
Современное лидерство строятся на уважении к индивидуальности, развитии талантов и бережном отношении к человеческому потенциалу как к главному активу компании.
Закон № 6. Любой компании нужна своя система производства кадров
На фоне ухода иностранных компаний из России нет проблемы с тем, чтобы занять нишу, масштабировать производство — можно найти деньги, договориться насчет земельных участков в разных городах, купить оборудование, но где взять 300 готовых инженеров, знакомых с нужными вам технологиями?
Пример из практики. Ко мне обратилась строительная компания, которой на будущий год надо нанять примерно 50 главных инженеров, потому что проектов очень много и есть ресурсы, чтобы запускать еще. Увы, это штучные кадры, массовый набор невозможен. А вот что возможно: определиться с критериями хорошего проекта посредством глубинных интервью со специалистами; составить модель навыков/компетенций главного инженера, заточенного под работу именно в этой компании; провести отбор среди младших технических сотрудников и тех, кто имеет амбиции и способности, организовать обучение, наставничество, тестирование и практику, то есть настроить прогнозируемую и стабильную систему воспроизводства кадров.
Так руководитель с планами на долгосрочное лидерство строит в компании внутренний «конвейер» для развития менеджеров и экспертов и вкладывается в будущее.
Закон № 7. Внимание — новая валюта
Все сотрудники, включая тех, кому за 55, привыкли потреблять контент в интернете, поэтому компании так важно присутствовать в медиапространстве, а по возможности еще и управлять им. Это значит, что лидер должен оперативно реагировать на новости, транслировать четкую позицию по ключевым для аудитории вопросам, доносить миссию.
Внимание рынка и команды к присутствию компании в интернете становится показателем влияния лидера.
Закон № 8. Руководитель должен показывать результаты
Лидер привлекает инвесторов, партнеров и заказчиков. У него есть задача транслировать идеи, поддерживать имидж бизнеса. Безусловно, он делает это с помощью пиарщиков и других специалистов, но результаты должны быть наглядными. Таким образом, лидер становится фигурой подотчетной. Его должны видеть на конференциях, переговорах, в инфополе и понимать, что его действия приносят свои плоды.
Один из главных законов лидерства — прозрачность и подтверждение результатов: только так руководитель укрепляет доверие к себе и выбранной стратегии управления.
Закон № 9. Технологии и отношения одинаково важны
Компании внедряют все больше технологий. Это не может не сказываться на взаимодействии людей. Один из самых популярных запросов, который поступает сегодня от банков, IT-компаний и IT-подразделений промышленных предприятий, — это запрос на командные сессии. Одна из самых распространенных проблем звучит так: «Внедрили массу систем типа Jira и Slack, и человеческий контакт пропал». Почему? Потому что про живое общение забыли. Например, начальнику кажется, что достаточно поставить задачу в системе, чтобы ее тут же выполнили, а если этого не произошло, значит, сотрудник какой-то немотивированный — и его пора менять.
В погоне за инновациями мы упускаем дуальность этого мира. Если лидер не обратит на это внимание, компания будет устанавливать одну CRM за другой, а в итоге столкнется с высокой текучестью кадров, которых и так на рынке, как мы помним, немного.
Гибкий лидер умеет сохранять баланс между цифровыми инструментами и живым общением, понимая, что мотивация и вовлеченность сотрудников не сводятся к простой системе учета задач.
Закон № 10. CEO — главный HR
Люди становятся все более дорогим активом, а HR-стратегия — все более важной. Сегодня CEO — это главный наниматель, «развиватель», идеолог и архитектор корпоративной культуры. Чтобы преуспеть во всех этих ролях, ему нужно быть не просто профессионалом, а бренднеймом для своего рынка, отрасли, магнитом для сильных специалистов. Людей интересуют другие люди.
По сути, лидерство в компании начинается с самого руководителя: от того, как он нанимает, развивает и удерживает людей, зависят культура, атмосфера и устойчивость всей организации.
Закон № 11. То, что можно посчитать, должно быть посчитано
Каждый футболист в серьезной команде оцифрован — известно, что он делает лучше других, подсчитано, когда выгоднее выпускать его на поле, на какую позицию поставить. То же самое — с каждым работником в вашей компании.
HR превращается в более точную дисциплину. Многие уже собирают тонны данных, однако еще не умеют ими пользоваться. Тем временем сотрудники оставляют многочисленные цифровые следы, их поведение можно анализировать и прогнозировать, чтобы корректировать предложение компании. Например, узнать, по каким причинам люди покидают компанию. Да, есть экзит-интервью, но это субъективные, эмоциональные ответы, которые также могут быть субъективно восприняты. Между тем сигналов, что человек планирует уволиться, довольно много, почему не заняться профилактикой?
Оцифровка процессов и людей превращает некоторые правила лидерства в конкретные метрики: что измеряется, то можно улучшать — в управлении, мотивации, отношениях, креативе и в удержании сотрудников.
Закон № 12. Людям нужен лидер
Времена сейчас особенные, но не уникальные. Ведь что бы ни происходило в мире, люди всегда ищут глазами лидера и копируют его поведение. Как и в дикой природе, стая смотрит на вожака. Поэтому лидер должен демонстрировать эталон поведения, принимать непростые и рискованные решения, и главное — брать ответственность за свои действия. Вспомните, как фраза советского конструктора ракетно-космических систем Сергея Королева «Луна — твердая», навсегда сделала русских первыми в космосе.
Если вы понаблюдаете за успешными игроками на рынке, то увидите, что они уже применяют все эти 12 законов управления, — не отставайте! Ведь перечисленные законы — не абстрактная теория, а практические золотые правила, которые помогают создавать устойчивое лидерство в работе и бизнесе, где главные ресурсы — люди, смысл и гибкость.
По материалам pro.rbc.ru.