«С задачей все ок»: что можно писать зумерам, и нельзя — бумерам
Уже сегодня в одном проекте часто сталкиваются представители четырех поколений: бэби-бумеры, иксы (1965–1980), миллениалы (1981–1996) и зумеры (1997–2012). А через четыре-пять лет на рынок труда выйдет еще поколение альфа (родившиеся после 2010 года).
Вот как руководителю выстроить общение с представителями разных поколений.
Стиль сообщений
По данным исследования IT-компании Adaptavist Group, 43% работников считают, что самая большая проблема в межпоколенческой коммуникации — неправильная интерпретация тона или контекста. Подстраивайтесь под стиль общения разных поколений.
Зумеры привыкли к неформальному стилю общения и часто используют сокращения.
Пример сообщения: «Привет! Все ок с задачей, добавь апдейт к вечеру?»
Миллениалы тоже хорошо воспринимают неформальный стиль общения, но сокращения используют реже.
Пример сообщения: «Доброе утро! Посмотришь проект к концу дня?»
Иксы предпочитают формальные и полные сообщения, без лишних сокращений. Используйте четкие формулировки.
Пример сообщения: «Добрый день! Проверьте, пожалуйста, статус задачи и дайте знать о готовности к вечеру».
Бэби-бумерам старайтесь писать без сокращений и сленга, с подчеркнуто уважительным тоном.
Пример сообщения: «Добрый день! Подтвердите, пожалуйста, завершение задачи сегодня».
Эмодзи
Эмодзи стали полноценным языком, который постоянно меняется и обрастает новыми смыслами. При этом восприятие эмодзи сильно зависит от возраста. Так, по данным исследования Тимо Коха, научного сотрудника Института поведенческих наук и технологий Университета Санкт-Галлена, пожилые люди чаще положительно реагируют на позитивные эмодзи и получают больше удовольствия, когда видят их в сообщениях, в то же время негативные эмодзи вызывают у них больше тревоги и расстраивают. Молодежь, наоборот, нередко воспринимает позитивные эмодзи как саркастические или ироничные. Поэтому, используя эмодзи и визуальные образы, учитывайте то, как их могут интерпретировать представители разных поколений.
Зумерам отправляйте неформальные или ироничные эмодзи, такие как 😎 (лицо в солнцезащитных очках) или 🤔 (задумчивое лицо), чтобы поддержать легкий и дружеский тон.
Пример сообщения: «Готово, ждем твое мнение! 🤔»
С миллениалами подойдут позитивные эмодзи вроде 😊 (улыбающееся лицо с улыбающимися глазами) или 👍 (класс), которые придают сообщениям доброжелательность и поддерживают общую вовлеченность.
Пример сообщения: «Отлично, продолжай! 👍»
С иксами ограничьтесь нейтральными визуальными элементами вроде ✔️ (жирная галочка) или 📅 (календарь), подчеркивающими деловой тон.
Пример сообщения: «Запланируем это на пятницу 📅?»
С бэби-бумерами используйте только понятные образы, и то немного. Делайте акцент на четких формулировках.
Пример сообщения: «Отправил отчет 📊 (гистограмма), подтверждаю завершение».
Цифровое пространство
Согласно данным Adaptavist Group, до 90% работников сталкиваются с конфликтами на работе из-за цифровых инструментов. Так, 50% представителей поколения Z считают, что склонность их старших коллег к использованию устаревших методов в работе замедляет процессы. А 50% сотрудников старше 50 лет признаются, что их раздражает, когда у молодых коллег нет ручки. Для того чтобы их избежать, правильно подберите инструменты для команды.
Зумеры любят работать с гибкими платформами, интегрирующими соцсети и возможности для креативных обсуждений.
Пример: Discord, где они могут общаться и обмениваться файлами в групповых чатах.
Миллениалы предпочитают платформы, помогающие поддерживать порядок в процессах.
Пример: Telegram — удобен для упорядочивания чатов, создания папок и выделения рабочих каналов, что помогает структурировать коммуникации.
Иксы выбирают структурированные и надежные решения.
Пример: «1 C: Документооборот» — платформа с функционалом для управления документами и согласований, обеспечивающая прозрачность и контроль на всех уровнях.
Бэби-бумеры чувствуют себя комфортно, работая в интуитивно понятных и простых решениях.
Пример: «Облако Mail» или «Яндекс Диск», «Битрикс24» — дают возможность быстро обмениваться файлами, поддерживают базовые функции управления задачами.
Звонки
По данным исследования той же Adaptavist Group, каждое поколение по-своему относится и к планированию звонков.
Зумеры предпочитают решить вопрос текстом, даже если он срочный.
Напишите сообщение с четким запросом в чате. Если звонок все же необходим, договоритесь о нем заранее. Обсудите лишь ключевые моменты, детали отправьте в текстовом формате.
Пример: «Привет, нужно согласовать детали проекта. Скину основное в чат, а если что-то непонятно — наберу на пару минут».
Миллениалы предпочитают созвониться и решить проблему за 10–15 минут. Для них комфортны короткие созвоны по ходу дня.
Пример: «Доброе утро! Есть несколько моментов по проекту — давай созвонимся на десять минут?»
Иксы ценят звонки как эффективный способ обсудить задачи и уточнить детали. Тем не менее они могут воспринимать звонки без предупреждения как нарушение границ. Согласуйте звонок заранее, уточните тему разговора.
Пример: «Когда будет удобно созвониться по проекту? Уточню вопросы в календаре».
Бумеры планируют звонки заранее. Назначьте звонок и отправьте подтверждение в календаре.
Пример: «Добрый день! Запланируем звонок на завтра? Дублирую встречу в календаре».
Время реакции
Установите сроки ответа на сообщения. Определите ожидания по поводу используемых каналов коммуникации.
Зумеры отвечают в течение получаса, если задача срочная, и в течение двух-трех часов, если нет. Они четко разделяют работу и личную жизнь — и вряд ли ответят в нерабочее время.
У миллениалов время реакции то же, что и у зумеров. При этом они обычно откликаются на сообщения в рабочие часы и предпочитают ясные инструкции.
Иксы не торопятся: они отвечают в течение дня, если вы не отметите, что задача срочная и приоритетная.
Бумеры откликаются на сообщения, касающиеся текущих задач, в течение дня, но предпочитают заранее оговорить сроки ответа. Для срочных задач важно заранее уточнять ожидания по времени.
Обратное наставничество
Чтобы преодолеть разрыв поколений, важно мотивировать коллег разного возраста на командную работу и обмен опытом. Такая стратегия позволит найти баланс между традиционными и новыми подходами в работе.
Зумеры могут поделиться навыками работы с новыми платформами и инструментами, включая работу с ИИ, алгоритмами и созданием контента для соцсетей. Расскажут, как решать задачи креативно.
Миллениалы научат, как находить баланс между взаимодействием в цифровой среде и живым общением, управлять проектами. Они хорошо адаптируются к гибридному формату работы, могут предложить полезные советы по тайм-менеджменту и профессиональному росту.
Иксы могут обучить навыкам стратегического планирования, умению выдерживать сроки и сосредотачиваться на приоритетных задачах. Они также отлично владеют навыками деловой переписки, грамотной постановки задач. Знают, как четко сформулировать KPI для команд.
Бумеры хорошо знакомы с телефонным и деловым этикетом, могут поделиться опытом ведения сложных переговоров. Научат, как грамотно поддерживать долгосрочные деловые отношения и достигать устойчивых результатов.
Личные встречи
Несмотря на то что большая часть взаимодействия сегодня перешла в онлайн, для развития долгосрочных и доверительных отношений важно личное взаимодействие. Поэтому проводите регулярные встречи и совместные мероприятия. Они помогают сократить дистанцию между коллегами и снижают вероятность возникновения конфликтов.
Клин между поколениями
У нас в компании команда столкнулась с разногласиями в стиле работы, когда на проекте встретились юные разработчики (зумеры) и аналитики (миллениалы и иксы). Аналитики придерживались традиционного подхода — регулярно созванивались, фиксировали задачи, запрашивали отчеты у разработчиков. Зумеры общались в Slack и почти не проводили митапы, считая это пустой тратой времени. Проект начал пробуксовывать. Зумеры обвинили коллег в излишней бюрократизированности (иксы предпочитали почту для работы над проектом). Они были уверены, что закончили бы все в срок, если бы не тратили время на встречи и звонки. А миллениалы, в свою очередь, заметили, что зумеры некорректно выполнили одну из задач, не обратив внимание на уточнения, которые были даны текстом.
Зумеры предпочитают онлайн-общение, в частности видеозвонки. Не видят особой нужды в личных встречах, но готовы участвовать в них, если это даст возможность лучше познакомиться с командой и наладить взаимодействие.
Миллениалы ценят гибридный подход: понимают важность личных встреч для построения доверительных отношений, но предпочитают, чтобы они были по делу.
Иксы положительно относятся к личным встречам, считают их необходимыми для решения стратегических вопросов. Ценят возможность лично уточнить детали и напрямую обсудить возникающие вопросы.
Бумеры, как правило, с энтузиазмом поддерживают личные встречи и считают их важными для командной работы. Они склонны уделять внимание каждому участнику и воспринимают личное общение как показатель профессионализма.
Хотя возраст и год рождения не определяют личность, они влияют на стиль общения и привычки. Учитывайте это, и конфликтов в команде будет меньше.