Как руководителю выйти из эмоционального ступора
Лидеру-предпринимателю приходится постоянно балансировать между рабочими и личными приоритетами, рисками и предсказуемостью. Ежедневно он сталкивается с огромным количеством вызовов: попытками убедить инвесторов, наймом команды, разногласиями с партнерами и много еще чем.
Руководитель склонен испытывать эмоции и реагировать на события в той же степени, как и любые другие люди. Отрицание и непонимание того, что он чувствует по поводу различных ситуаций, может приводить не только к ощущению растерянности и раздражения, но и к непродуктивному поведению, ошибочным решениям и неверным приоритетам.
Почему предпринимателям вредно подавлять свои эмоции? Как найти в себе любопытство, радость, азарт и заразить этим команду?
Какую роль эмоции играют в бизнесе
Любопытство, радость, восторг и азарт стимулируют нас двигаться вперед. Страх, отвращение, сомнение и недоверие оберегают нас от ненужных опасностей и вредных решений. То, что мы испытываем, формирует наше отношение к людям, задачам и идеям. Мы нуждаемся в эмоциях, чтобы проецировать их на других людей или компанию, за которую несем ответственность.
В бизнесе это особенно важно, когда нужно:
- собирать или пересобирать команду;
- внедрять организационные изменения;
- обеспечивать единство и согласованность сотрудников;
- проявлять стойкость под давлением сроков, ожидаемых результатов или сложности задач;
- принимать и транслировать непопулярные решения, то есть доносить их так, чтобы они были поняты и приняты;
- устранять разногласия, разрешать конфликты между партнерами или сотрудниками;
- эффективно взаимодействовать с инвесторами и советом директоров;
- оказывать влияние на других без использования формальных инструментов административного контроля и получать при этом от людей искреннее желание следовать за вами.
По-настоящему стоящей идее предшествует выявление неудовлетворенных потребностей рынка. И первый шаг в развитии лидерских компетенций предпринимателя должен быть честным, а взгляд на сильные и слабые стороны — объективным, насколько это возможно.
Попробуйте вспомнить, что вы испытываете, когда оказываетесь в любой ситуации из списка выше? Как это проявляется в вашем поведении? Какие из этих проявлений продуктивны, а какие могут вредить вам лично или отношениям с людьми?
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоции сказываются на поведении, решениях и лидерском стиле предпринимателя. Высокий уровень осознания своих особенностей позволяет лучше понимать других людей. Самоконтроль и саморегуляция помогают руководителю сохранять эмоциональную стабильность в ситуациях стресса, а его команде — чувствовать возможность на это опереться.
Влияние эмоциональности предпринимателя на других проявляется во всех коммуникативных ситуациях: от отборочных интервью с кандидатами в компанию до питча для потенциальных инвесторов.
Считается, что первыми, кто ввел в полноценный обиход на рубеже 1980-х и 1990-х годов понятие «эмоциональный интеллект», были психологи Дж. Мэйер и П. Сэловей. В статье «Эмоциональный интеллект» в журнале «Воображение: когнитивистика и личность». Они определили его как способность отслеживать собственные и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления собственного мышления и действия.
В 1995 году Дэниел Гоулман популяризировал эту концепцию в книге-бестселлере «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем общий интеллект».
Большинство существующих сегодня моделей эмоционального интеллекта сводится к четырем категориям, две из которых отвечают за персональную или внутриличностную компетентность и две — за межличностную или межперсональную.
Как вас воспринимает окружение
Получается, что эмоциональный интеллект — это способность распознавать и понимать эмоции свои и других людей, а также управлять собственными состояниями и взаимоотношениями с окружением.
Важным шагом в развитии эмоционального интеллекта предпринимателя является оценка того, как он воспринимается окружающими. Это похоже на тестирование продуктовых гипотез и сопоставление собственного мнения о продукте с мнением целевых аудиторий.
Если спросить участников бизнес-среды, что отличает хорошего лидера-предпринимателя от плохого, ответы могут сильно отличаться. Но хорошему руководителю чаще всего приписывают такие качества:
- открытый и искренний;
- честный и последовательный;
- спокойный и уравновешенный;
- обладает четким и интересным видением;
- проявляет заботу об атмосфере в компании;
- признает усилия и заслуги всей команды и каждого ее члена в отдельности;
- доверяет экспертам и не углубляется в детали их работы;
- «челленджит» подчиненных, подталкивает к развитию и поддерживает в нем.
Плохого лидера чаще всего описывают совсем иначе:
- микроменеджер;
- постоянно критикует, ищет недостатки;
- не умеет взаимодействовать с людьми;
- недоступный для общения, дистанцированный;
- эмоционально несдержанный, непредсказуемый;
- негибкий, закрыт к новым идеям или не своим идеям;
- держит команду на голодном информационном пайке;
- позволяет себе оценочные категоричные суждения, переходит на личности;
- заботится лишь о себе и своем благополучии, занимается самопродвижением.
Предприниматели с развитым эмоциональным интеллектом строят более сильные связи с клиентами, которые формируют потребительскую лояльность. Они культивируют уверенность своих сотрудников и их готовность рисковать даже в условиях кардинальных перемен. Они создают воодушевление, прилив сил, азарт, уважение и доверие.
Такие лидеры лучше понимают особенности разных людей и обеспечивают благоприятный климат в команде, который способствует долгосрочному развитию компании. При такой корпоративной культуре сотрудники оказываются глубже вовлеченными во все процессы, что помогает им создавать лучшие продукты. Это помогает сформировать положительный опыт у клиентов.
Неэффективные лидеры-предприниматели упускают возможности для развития компании, команды и себя. Хуже того, они мешают сами себе, вредят бизнесу и отравляют климат в коллективе.
Какие из перечисленных черт характера вам свойственны? Как думаете, какой эффект они оказывают на людей?
Как развить эмоциональный интеллект
Существует большое количество способов развивать эмоциональный интеллект. Ниже лишь некоторые из них. Используйте их, комбинируйте и превращайте в привычку.
Сформулируйте приоритеты своего развития
Выпишите топ-3 своих сильных сторон и топ-3 слабых. Какое влияние они оказывают на вас, на тех, с кем вы взаимодействуете (неважно, руководите вы ими или нет), и на бизнес в целом?
Запрашивайте обратную связь
Пройти ассесмент-центр, личностный тест или опросник «360 градусов» — всегда хорошая идея. Но часто достаточно простой неформальной обратной связи. Попросите разных людей, кто вас часто видит со стороны и кому вы доверяете, дать обратную связь о впечатлении, которое вы производите в тех или иных ситуациях. Какое влияние это оказывает на них?
Замечайте и записывайте свои триггеры
Что заставляет вас испытывать негативные эмоции на работе? Какие сигналы подает ваше тело, когда вы в плохом настроении? Что чаще всего вызывает у вас расстройство? Как это сказывается на поведении? Проделывайте то же самое и для позитивных эмоций.
Остановитесь, подумайте, выберите
В сложных диалогах и в стрессогенных ситуациях не торопитесь с реакцией, не давайте ответ сразу. Лучше сначала сосредоточиться на своем дыхании, пощупать одной рукой другую, переключить фокус внимания на что-то нейтральное. Но главное — подумайте о том, какая реакция будет рефлекторной, а какая — оптимальной. Выберите вторую и действуйте.
Слушайте, чтобы понять, а не чтобы ответить
Часто мы только делаем вид, что слушаем собеседника, хотя сами в это время подбираем эффектную реплику или ответный контраргумент. Но действительно разобраться в мотивах и состояниях другого человека поможет осознанное слушание.
Слушать и говорить лучше ровно в той пропорции, сколько у нас ушей и ртов, — 2:1. То есть слушать в нужно в два раза чаще, чем говорить. Как говорил Уинстон Черчилль: «Нужна смелость, чтобы встать и говорить; нужна смелость, чтобы сесть и слушать».
Вовлекайте других людей
Какова доля вопросов, которые вы задаете, по сравнению с количеством указаний и утверждений? Чем больше идей ваши собеседники посчитают своими собственными, а не привнесенными извне, тем с большей готовностью они будут включаться в их реализацию.
Лучше задавать те вопросы, которые способствуют развитию диалога.
- Что для вас важно?
- Что именно делает этот критерий/это событие/этот параметр особенно критичным для вас?
- Какие вопросы требуют особого внимания?
- Что вы думаете по этому поводу?
- Как мы могли бы добиться этого?
- Что было бы разумным в такой ситуации? Почему?
Собирайте свою копилку сильных вопросов. Культивируйте недирективный стиль взаимодействия с командой.
Планируйте работу над взаимоотношениями
Определите, какие взаимоотношения (с командой, с клиентом, с партнерами и т.д.) имеют для вас как для предпринимателя особое значение сейчас, а какие — в долгосрочной перспективе. Запишите идеи для формирования, укрепления и развития взаимоотношений с конкретными важными для вас людьми и сформулируйте минимально удовлетворяющий вас результат и сверхзадачу.
Эмоциональный интеллект — это не антитеза общего интеллекта и не его замена, а необходимое дополнение, которое позволяет добиваться намного более заметных практических результатов и выстраивать гармоничные отношения с сотрудниками, клиентами, партнерами и с самим собой.