Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

РБК Образование⁠,
0

Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона

Алекс Фергюсон был главным тренером «Манчестер Юнайтед» 26 лет: за эти годы команда одержала множество побед. Управляя командой (и в футболе, и в бизнесе), вы должны принимать быстрые и жесткие решения. Какие именно приемы привели Фергюсона к успеху
Фото: Laurence Griffiths / Getty Images
Фото: Laurence Griffiths / Getty Images

Публикуем отрывок из книги «Алекс Фергюсон. Автобиография». Книга вышла в издательстве «АСТ».

О честности, критике и конфликтах

Прежде всего ты должен быть честен с игроками. Если футболист растерял форму, нет ничего плохого в том, чтобы сказать ему правду. И всем, чья уверенность была поколеблена, я говорил одно и то же: мы в «Манчестер Юнайтед» просто не можем позволить себе опуститься до уровня других команд.

Если мне нужно было высказать свое недовольство футболисту, не оправдывающему наши ожидания, я говорил: «Вот это — полная ерунда». Но затем добавлял: «Для игрока твоего уровня». Это смягчало первоначальный удар. Не стесняйся ругать, но уравновешивай критику поощрением: «Почему ты так делаешь? Ты же можешь гораздо лучше».

Нескончаемая похвала звучит фальшиво, и игроки это видят. Главное слагаемое отношений между тренером и футболистом заключается в том, что ты должен заставить их брать на себя ответственность за собственные действия, отвечать за свои ошибки, за уровень игры и, наконец, за результат. В футболе все определяется одним лишь результатом. Иногда вымученная победа значила для нас гораздо больше, чем разгром со счетом 6:0, в котором команда реализовывала красивые комбинации после 25 передач. «Манчестер Юнайтед» всегда должен побеждать, это самое главное. И я не смог бы поддерживать этот победный дух, если бы не говорил футболистам всю правду о том, что думаю об их уровне игры. И да, порою я мог быть несколько резок и агрессивен, объясняя игроку, чего от него хочет клуб.

Сейчас я говорю молодым наставникам: не идите специально на конфликт, не ищите конфронтации, потому что — будьте уверены — она сама вас найдет. Если вы настроены на конфликт, то игрок окажется в контратакующей позиции, что даст ему преимущество.

Немного Макиавелли

На протяжении всей моей карьеры люди считали, что я следую заветам Макиавелли, тогда как в действительности никакими методами пропаганды я не пользовался. За исключением одной необычной хитрости: я постоянно высказывался в том плане, что «Манчестер» всегда заканчивает сезон на более высокой ноте, чем начинает. Это была своего рода игра разума, и я был заинтригован, когда зимой 2009 года тренер «Челси» Карло Анчелотти разгадал меня. Перефразируя мои слова, он заявил: «Алекс говорит, что «Манчестер» во второй половине чемпионата играет лучше, чем в первой, но так ведь и мы тоже».

Я делал так каждый год. «Дождитесь второй половины сезона», — говорил я. И это всегда срабатывало. Эта мысль пускала корни в головах наших игроков и внушала неотступный страх соперникам. Во вторую половину сезона игроки «Юнайтед» вступали, словно армия вторжения, в их глазах горело адское пламя, и мои слова становились самосбывающимся пророчеством.

Часики тикают

Еще одной моей психологической уловкой было постукивание по часам. Я не особо внимательно следил за временем, ведь трудно предсказать, через сколько минут закончится игра, потому что ты никогда не знаешь, сколько судья добавит к основному времени. Главным было то, какой эффект это постукивание оказывало не на моих игроков, а на игроков команды соперника. Когда они видели меня указывающим на часы и жестикулирующим, их пробивала дрожь. Они немедленно представляли себе, что к игре добавят еще минут десять. А все знали, что «Юнайтед» умеет и любит забивать голы на исходе матча. Увидев мое постукивание по часам, они воображали себе, что им придется обороняться против нас еще целую вечность.

Они чувствовали себя в осаде, в окружении. Они знали, что мы никогда не сдаемся и что голы на последних минутах — наш конек. Комментируя финал Лиги чемпионов 1999 года на телеканале Ай-ал-ви, Клайв Тайлдесли сказал тогда, в начале компенсированного времени: «Юнайтед» всегда забивает». По мне, так эта фраза вполне сравнима со знаменитым комментарием Кеннета Уолстенхолма, прозвучавшими в финале чемпионата мира 1966 года: «Они думают, что уже все. И это действительно все!»

Неизбежные ошибки: как на них реагировать

Я совершал их неоднократно. К примеру, я был уверен, что в полуфинале Лиги чемпионов против дортмундской «Боруссии» Петер Шмейхель допустил ошибку. В тот момент я еще не надевал на игры очки. Петер сказал: «Мяч срикошетил».

— Срикошетил? Ага, щас! — прокричал я. — Не было там рикошета!

Но, посмотрев позже повтор, я увидел, что мяч действительно внезапно изменил направление. И с тех пор стал надевать на игры очки. Не мог позволить себе допускать таких промахов, не мог позволить позориться. Если ты спрашиваешь защитника, зачем он пытался сделать искусственный офсайд, а он отвечает, что не пытался, тебе нужно быть твердо уверенным в своей правоте.

«Посмотрим, как вы справитесь»: 7 ошибок лидера, которые разрушат команду
Образование
Фото:Midjourney

Нельзя так легко предоставлять игрокам возможность сказать себе: «Тренер тут ошибся». Если они теряют доверие к твоим знаниям, они теряют доверие и к тебе. Твое понимание ситуации должно быть на высочайшем уровне, всегда и везде. Ты должен тщательно думать, что говоришь игрокам. Плюс можно весело провести время, стараясь вечно быть правым, ведь это не всегда одна лишь погоня за истиной. Например, мы часто играли в такую игру, как «Угадай стартовый состав команды соперника». И как-то раз я дал свой очередной, очень уверенный прогноз о том, кто выйдет у них на поле. Это была игра Лиги чемпионов, и, когда чужие игроки вышли из раздевалки, Рене Мёленстен заявил: «Босс, они сделали шесть изменений по сравнению с вашим прогнозом».

На какое-то мгновение я оцепенел, но тут же понял, как можно исправить ситуацию: при помощи возмущения. «Видите? — рявкнул я на игроков. — Они над нами смеются, думают, что могут выставить против нас резервный состав!»

В своем первом сезоне в «Юнайтед», после того как мы выбили в третьем раунде Кубка Англии «Манчестер Сити», мне пришлось в четвертом раунде сыграть на «Олд Траффорд» против «Ковентри». За неделю до той встречи я посмотрел матч «Ковентри» против «Шеффилд Уэнсдей», и вы не поверите, насколько ужасно они тогда выступили. Мы с Арчи Ноксом вернулись домой, абсолютно уверенные в будущей победе. Угадайте, что было потом? «Ковентри» сыграл против нас просто блестяще. Команды часто появлялись на поле «Олд Траффорд», как будто их кто-то подменил: иная тактика, иная мотивация, все иное. С первых дней в клубе я выучил этот урок: в домашних матчах следует всегда быть готовым к тому, что соперник выпустит на поле свой лучший состав, использует лучшую тактику, продемонстрирует лучшую игру. И что мне следует сделать все, чтобы они все равно оказались не у дел.

Доверие команды

Благодаря своему долголетию на мостике «Юнайтед» я в итоге сделался неуязвимым к обычным сплетням и домыслам, окружающим других тренеров после трех подряд поражений. Мои достижения ограждали меня от журналистов, призывающих к увольнению. Такое случалось с другими клубами, но не с «Манчестером». Это придавало мне сил в раздевалке, и они передавались и игрокам. Они знали: тренер не уйдет, а значит, не уйдут и они. Остальные тренеры и персонал тоже никуда не денутся, потому что главный тренер останется на своем посту. Стабильность. Преемственность. Редкие качества в современном футболе. Попав в черную полосу, мы не паниковали. Нет, нам это не нравилось, но мы никогда не паниковали.

Мне также нравится думать, что мы понимали дух игры.

Как-то раз одной ночью где-то в 90-х годах Йохан Кройф сказал мне:

— Ты никогда не выиграешь Лигу чемпионов.

— Почему?

— Ты не жульничаешь и не подкупаешь судей, — был его ответ.

Я сказал тогда:

— Ну что ж, отличная эпитафия, беру.

Игроки уважают силу: о том, как подавить бунт в команде

Рой Кин был игроком необычной энергии, мужества и темперамента, он обладал врожденным пониманием игры и ее принципов. В раздевалке ему не было равных, он был самым влиятельным в ней человеком. Это позволяло мне перекладывать на него большую часть ответственности за состояние умов игроков, за их мотивацию, и, как тренер, я не могу не выразить ему свою благодарность за такую помощь.

Но к тому моменту, как он покинул «Манчестер» в ноябре 2005 года, наши отношения были напрочь испорчены. Но прежде я должен объяснить, почему он так много значил для клуба.

Если, по мнению Роя Кина, ты плохо исполнял свои обязанности на поле, он немедленно набрасывался на тебя и устраивал взбучку. Скрыть это преступление от Роя было просто невозможно, и многие игроки испытали на себе его ярость.

В мою бытность игроком тренеры редко когда выясняли отношения с футболистами сразу после матча, еще не отойдя от схватки. Как правило, поиск виноватых устраивали сами игроки, часто прямо в душевой, где под шум воды раздавались возгласы: «Ты, ты запорол этот момент, да как ты...» Сейчас же все иначе и тренеры не упускают возможность проанализировать игру, похвалить или поругать футболистов в первые 10–15 минут после финального свистка (наилучшее время для привлечения внимания игроков).

Кин был яркой, сильной личностью, внушавшей страх, и лучше вам было его не злить, потому что в ярости он сразу же шел в атаку, набрасываясь на тебя с кулаками и матюгами.

Как нанять «звездного» специалиста и сработаться с ним
Образование
Фото:Midjourney

Полагаю, что поведение Кина изменилось после того, как он осознал, что уже не тот, что был раньше. Мы отговаривали его носиться от штрафной до штрафной и подключаться к атакам. Он вступил в тот возраст, когда он уже не мог позволить себе так играть, но при этом смириться с новыми реалиями Рой оказался не в состоянии. Мы предложили ему решение: держаться все время в центре поля, откуда он мог бы контролировать игру. Думаю, в глубине души Рой понимал необходимость этого лучше кого бы то ни было, но он просто не мог заставить себя отказаться от своей прежней роли.

Вот на этом фоне и развернулось противостояние, приведшее в итоге к уходу Кина из «Манчестера».

Первый серьезный удар по нашим отношениям был нанесен во время предсезонной подготовки к кампании 2005/06 в тренировочном лагере в Португалии. Комплекс, где мы остановились, оказался просто чудесным местом: тренировочные поля, тренажерный зал, небольшие дома для игроков — все было просто безупречно. Все игроки и весь штаб уютно разместились в своих виллах, за исключением Роя: он нашел дома не соответствующими своим стандартам и отказался в них поселиться. В первом доме ему не понравилось отсутствие кондиционера в одной из комнат, у второго была та же проблема, а в третьем Рой отказался селиться без объяснения причин.

Мы серьезно поссорились, и я сказал ему: «Ты капитан, Рой, однако поступил безответственно. Мы же не предлагали тебе поселиться в какой-то лачуге. Это были хорошие дома, в них можно было жить».

С этого и началось постепенное ухудшение наших отношений. А затем Рой выступил на нашем телеканале МЮТВ, где хорошенько прошелся по некоторым молодым игрокам команды, якобы плохо исполняющим свои обязанности, и разнес в пух и прах некоторых игроков за игру накануне. Около четырех часов дня мне позвонили домой: «Ты должен это увидеть».

Боже, это было просто невероятно! От Роя досталось всем и каждому — Кин не пощадил никого.

Утром мне из раздевалки позвонили и попросили спуститься к ним. Я подумал, что Кин хочет извиниться, однако ошибся: игроки с порога заявили, что недовольны тренировочным процессом. Я просто не поверил своим ушам. Рой пользовался немалым авторитетом, и, думаю, он попробовал употребить свое влияние, чтобы обратить ситуацию себе на пользу. Да, тренировки могут быть несколько однообразны, но именно выполняя одни и те же упражнения и становятся хорошими футболистами, отрабатывая навыки до совершенства.

Я отругал их: «Вы заставили меня спуститься сюда, чтобы пожаловаться мне на тренировки? Вы даже и не начинайте... Забыли, с кем разговариваете?» — и вышел из раздевалки.

Позже Рой пришел ко мне в кабинет, и я сказал ему, что в курсе всего случившегося, после чего поднял вопрос о его выступлении на телевидении: «Это твое интервью — настоящий позор, посмешище. Ты позволил себе раскритиковать своих одноклубников и еще хотел, чтобы это стало достоянием публики?»

Рой предложил показать интервью игрокам и позволить им самим решить, стоит ли такое ставить в эфир или нет. Я согласился, и мы собрали всех членов команды на просмотр. После просмотра Рой спросил: не хочет ли кто-нибудь из игроков высказаться по существу увиденного?

Первым вызвался Эдвин ван дер Сар, заявив, что Рой перешел все границы, решив публично раскритиковать партнеров по команде, и Кин немедленно набросился на него: «Да кто ты вообще такой, что ты вообще знаешь о клубе?» В поддержку Эдвина высказался ван Нистелрой, за что ему следует отдать должное, и Рой обрушился и на него. Но больше всего в итоге досталось лично мне.

В этот момент некоторые игроки стали демонстративно уходить.

Во время нашей ссоры в тот день я заметил, как его глаза стали сужаться, превращаясь в маленькие точки. Это внушало страх, а ведь я родом из Глазго, и меня не так легко испугать.

После ухода Роя Карлуш, первый помощник, заметил, как сильно я был расстроен произошедшим.

— Никогда в своей жизни не видел ничего подобного, — сказал он, назвав случившееся худшим спектаклем, который только можно устроить в профессиональном футбольном клубе.

— Карлуш, ему придется покинуть команду, — сказал я.

— Согласен на все сто, — ответил он. — Тебе надо избавиться от него.

Рой потом публично заявлял, что был разочарован тем, что наше решение о его уходе было доведено до него не лично мной. Но после той ссоры между нами все было кончено, и я не хотел ни развязывать еще один конфликт, ни даже просто пересекаться с ним лишний раз.

Придя на тренировку, я сообщил всем игрокам об уходе Роя: для них всех это был просто шок.

Принятие управленческих решений: подробный гайд для руководителей
Образование
Фото:РБК Pro

Одним из своих лучших тренерских качеств я считаю умение быстро принимать решения, основываясь на бесспорных фактах и собственном убеждении. Мне было абсолютно ясно, что надо сделать, чтобы преодолеть этот кризис. Если бы я ушел от конфликта, то еще выше поднял бы авторитет Кина в раздевалке, еще больше уверил бы его в собственной правоте, дал бы ему время, чтобы убедить в этом остальных. А он был неправ, он поступил дурно.

В современном футболе звездные игроки часто обладают большим влиянием, чем тренер. В мои игровые годы ни у кого и духу не хватило бы перечить тренеру. Сейчас же все иначе, и мне не раз приходилось слышать истории об игроках, использовавших свое влияние против тренера и получивших в этом поддержку со стороны широкой публики и даже менеджмента клуба. Футболист всегда может высказать свое негодование любому, кто захочет его выслушать, но тренеру, чья ответственность гораздо выше, такое непозволительно.

Не дав хода тому видео, мы не позволили Рою потерять уважение со стороны своих партнеров по команде. Но после произошедшего на той встрече в моем офисе Рою места в клубе больше не было.

Я никак не мог допустить утраты контроля над командой, ведь без него я перестал бы быть тренером. Я понимал, что, как только в клубе начнет распоряжаться игрок, нам конец. Футболистам нравится такой подход, им нравятся жесткие тренеры. Или которые могут быть жесткими. Игрокам нравятся сильные тренеры, в этом есть свои плюсы. Они думают: «Во-первых, может ли он привести нас к победе? Во-вторых, может ли он помочь мне играть лучше? В-третьих, верен ли он нам?» С точки зрения игрока это очень важные вопросы, и если ответ на все три — «да», то тогда они готовы будут простить тебе все что угодно. За свою карьеру я не раз выходил из себя после игр, не раз позволял своему гневу и эмоциям взять над собой верх. И этим отнюдь не горжусь. Порою я возвращался домой, с ужасом ожидая последствий. Может, игроки больше не захотят со мной разговаривать? Может, они будут злиться на меня, строить заговоры, что-то замышлять? Но, вернувшись на базу в понедельник, я обнаруживал, что они готовы слушать и подчиняться.

Уход Роя пошел клубу на пользу: многие игроки были запуганы им до такой степени, что после его отъезда сразу же воспряли духом и стали играть лучше. Напряжение в команде спало, и многие вздохнули с облегчением, ведь им не нужно было больше постоянно выслушивать критику со стороны Кина.

Позже Рой обвинил «Юнайтед» в том, что мы оскорбили и обманули его при подготовке его ухода. Клуб всерьез рассматривал идею выдвинуть против него судебный иск, ведь Рой отказался взять свои слова обратно. Думаю, он ждал этого, хотел выступить в суде, чтобы произвести впечатление на болельщиков, для которых он все еще был настоящим героем. Поэтому я посоветовал руководству отказаться от этой затеи, и, как мне кажется, мы повели себя более чем достойно.

Теги

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 18 декабря
EUR ЦБ: 94,15 (+0,34)
Инвестиции, 14:19
Курс доллара на 18 декабря
USD ЦБ: 80,38 (+0,95)
Инвестиции, 14:19
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
Продюсер фильмов Гая Ричи — РБК Life: «Оказалось, что я тоже немного гик» Life, 14:25
Британия ввела санкции против «Татнефти» и «Русснефти» Политика, 14:23
Секс-блогера Сашу Казанцеву заочно приговорили к девяти годам колонии Политика, 14:23
Трехкратный чемпион КХЛ стал тренером хоккейного «Динамо» Спорт, 14:20
Риелторы дали прогноз по ценам и спросу на жилье в Москве на 2026 год Недвижимость, 14:17
Песков рассказал о подготовке Путина к прямой линии Общество, 14:14
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Канцлер Австрии призвал серьезно отнестись к опасениям Бельгии по активам Политика, 14:13
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Как трансформируется IT-ландшафт российского бизнеса Отрасли, 14:09
Сервис Drivee составил карту вежливости российских городов Компании, 14:00
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Барщевский объяснил решение уйти с должности полпреда правительства в КС
РАДИО
Политика, 13:59
Как «Щелкунчик» стал новогодним хитом: непростая история балета Стиль, 13:58