Главные фобии сотрудников: как с ними справляться руководителю
Психологическая безопасность — это такое состояние в коллективе, при котором сотрудники не боятся высказывать свое мнение, чувствуют себя свободно, доверяют друг другу и руководителю, проявляют инициативу и понимают ценность своей работы. Если этого нет, в коллективе будут царить страх и уныние, а производительность труда стремительно падать.
Рассмотрим пять страхов, которые, по опросам, названы самыми разрушительными для работников и бизнеса, и способы их нейтрализовать.
Страх 1. Бесполезная работа
Согласно исследованию «Нетологии», более 40% опрошенных отметили, что боятся работы, лишенной смысла. Например, долго выполнять задачу, а потом узнать, что она никому не была нужна. Часто звучали жалобы на подготовку отчетов, которые руководитель получит и не посмотрит, и длительные и малоинформативные совещания.
В чем проблема для руководителя: чем более разочарованными и не вовлеченными в общее дело чувствуют себя сотрудники, тем хуже они работают. Для них характерно «тихое увольнение»: физическое присутствие на рабочем месте, но минимальное участие в делах компании. Такое отношение к работе способно распространяться по всему коллективу, как вирус, а массовый тихий саботаж — угроза для бизнеса.
Решение проблемы: руководителю следует объяснять, зачем поставлена та или иная задача, и информировать сотрудников о стратегических планах компании. Еще лучше, если вместо авторитарного стиля принятия решений будет создано пространство для обсуждения всеми членами коллектива текущей ситуации и поиска консенсуса, когда каждый участник обсуждения возьмет на себя ответственность за выполнение подзадачи. Такой метод управления возможен только при благоприятном психологическом климате в коллективе.
Страх 2. «Большой брат» следит за мной
Сотрудники боятся, что руководство следит за их работой с помощью встроенных трекеров, внезапных созвонов и вопросов в чатах, ответить на которые надо моментально, иначе возникнет подозрение в том, что они отлынивают от работы. Это вызывает тревожность и боязнь пропустить срочное сообщение.
В чем проблема для руководителя: тревожные и выгоревшие из-за нервного напряжения сотрудники — неэффективные работники: они безынициативны и работают в лучшем случае от и до.
Решение проблемы: четко прописать правила нетоксичной коммуникации: время ответа на вопрос, временные границы использования чатов, отменить тайм-трекеры.
Страх 3. Отсутствие четкости в постановке задач и обратной связи
Более 32% опрошенных боятся получить задания без четких объяснений. Их пугает неопределенность, отсутствие подробного ТЗ и необходимость задавать вопросы и показаться при этом глупыми. Также люди сильно переживают, если не знают, что руководитель думает об их работе.
В чем проблема для руководителя: скромный или неуверенный в себе сотрудник предпочтет не задавать вопросов, а выполнить задание так, как понял, и это понимание может оказаться ошибочным — в результате время будет упущено, а работа не сделана. Более смелые будут задавать бесконечное множество вопросов и отвлекать руководителя.
Решение проблемы: давать подробное техническое задание, всегда аргументировать любые замечания, начинать разговор с хорошего и критиковать без осуждения.
Страх 4. Изоляция и сужение круга общения
Когда люди работают удаленно, они могут сталкиваться со страхом изоляции, повышенной тревожностью, беспокойством из-за отсутствия социальных контактов.
В чем проблема для руководителя: высокое нервное напряжение или апатия, отсутствие соревновательности — все это факторы, снижающие работоспособность сотрудника.
Решение проблемы: проводить онлайн-корпоративы, конкурсы и другие мероприятия, делиться личными историями, отмечать дни рождения и другие праздники.
Помимо формальных собраний, организации должны создавать открытые каналы коммуникации, где сотрудники могут свободно общаться друг с другом: общий чат, форум или доска объявлений, где можно делиться идеями, задавать вопросы и обсуждать проекты или даже не относящиеся к работе вещи.
Страх 5. Проблемы с интернетом
Около 34% участников опроса переживают, что во время работы пропадет интернет. Такие ситуации могут случиться в самый неподходящий момент — например, посреди онлайн-совещания или при сохранении важного документа.
В чем проблема для руководителя: потеря документов, связи с клиентами, разрыв коммуникации в момент принятия важных решений из-за технических сбоев может действительно навредить бизнесу.
Решение проблемы: оплачивать сотрудникам качественные интернет-тарифы. С пониманием относиться к ситуациям, когда у работника возникают проблемы со связью.
Понимание и поддержка психического здоровья членов команды
Главной ошибкой руководителей, которым пришлось неожиданно перевести команду на удаленный график, стало отсутствие доверия. Сотрудников стремились контролировать с помощью программ отслеживания рабочего времени, ругали за долгие ответы в мессенджерах, заставляли присутствовать на совещаниях по видеосвязи, а не в голосовом режиме.
Но всегда ли люди, работающие в офисе, постоянно присутствуют на рабочем месте? Очевидно, что нет — у них есть возможность выйти на обед, зайти в соседний кабинет, встретить курьера. Всегда ли в офисе руководители получают мгновенные ответы на сообщения? Тоже нет.
Нежелание удаленного сотрудника общаться по видео может быть связано с тем, что дома у него находятся маленькие дети. Медленно отвечать на сообщения он может потому, что не увидел уведомление вовремя.
Поэтому основой психологической безопасности в удаленном коллективе является доверие. Помочь установить его помогут следующие способы:
- введение гибкого графика с возможностью начать рабочий день в удобное время;
- работа на результат без необходимости регулярно отчитываться за свои действия;
- отказ от программ контроля рабочего времени;
- бережное отношение к эмоциональному состоянию сотрудников, готовность идти навстречу.
Если работник сможет написать руководителю о своей проблеме, объяснить причину промедлений в задачах и при этом не получит выговор, он будет чувствовать себя значительно комфортнее. Это положительно повлияет на мотивацию и эффективность сотрудника, его готовность оставаться в компании дольше.
Когда же эффективность работников снижается, руководитель должен показать, что готов выслушать и поддержать. Можно провести встречу по видео, обсудить ситуацию и предложить пути решения (например, предоставить внеплановый отпуск или несколько дополнительных выходных). При необходимости можно пересмотреть рабочий график, предложить пройти дополнительное обучение за счет компании или подумать над персональной системой мотивации.
Методы улучшения благополучия и эмоционального состояния удаленной команды
Психологической безопасности в удаленном коллективе способствуют:
- понятные и четкие системы постановки задач — например, Kanban, Scrum;
- использование для коммуникаций простых и общедоступных программ, разобраться в которых одинаково быстро смогут и IT-специалист, и менеджер по продажам (Google Docs, Skype, Битрикс24);
- регулярные онлайн-встречи с обсуждением задач и проблем, поиском решений;
- поощрение инициативы, индивидуальности.
В нашем агентстве мы соблюдаем правила, которые помогают поддерживать психологический комфорт сотрудников:
- поощрение специалистов за новые идеи и дополнительно взятые задачи;
- еженедельные созвоны: два в рабочем порядке и один неформальный. Последний помогает понять, в каком состоянии сейчас находится сотрудник;
- адаптивность системы постановки задач, ее гибкость;
- интересные проекты и творческие задачи, которые помогают раскрыть каждого сотрудника с новой стороны и вовлечь его в работу.
В периоды социальных потрясений стоит подумать о введении бесплатных психологических консультаций для сотрудников. Можно нанять психолога в штат или воспользоваться услугами специалиста на аутсорсе.
Доступ к психологическим услугам должен быть прямым. Сотрудник не обязан сообщать руководству о том, что решил обратиться к психологу. Поэтому контакты специалиста следует разместить на корпоративном сайте или закрепить в рабочем чате.
Компания, которая создаст здоровую атмосферу, со временем ощутит экономическую выгоду. Психологическая безопасность снизит отток удаленных сотрудников, повысит их удовлетворенность работой. Сотрудники будут заинтересованы в том, чтобы быть эффективными и развиваться внутри компании, и это приведет к росту экономических показателей.
