Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как Google и Pixar создают психологическую безопасность в командах

Проект пошел не по плану, но руководитель узнал об этом, лишь когда клиент стал грозить разрывом контракта. Подобное часто случается там, где нет психологической безопасности. Бизнес-психолог Екатерина Кольбе (Setters Education) — о том, как ее выстроить
Фото: Brendan Hoffman / Getty Images
Фото: Brendan Hoffman / Getty Images

В 2012 году компания Google запустила проект «Аристотель» и в течение двух лет проводили исследование. Его целью было выявить, что отличает эффективные команды от неэффективных. В исследование попало около 180 разных команд. В 2015 году Google обнародовал результаты, согласно которым выделили пять факторов, отличавших успешные команды от менее успешных:

  • психологическая безопасность;
  • надежность;
  • структура и четкость;
  • осмысленность;
  • воздействие (ощущение ценности вклада каждого).

При этом психологическая безопасность оказалась основополагающим фактором, определяющим все остальные.

Как понять, что в команде нет психологической безопасности

1. Проявите внимательность

У американского бейсбольного тренера Йоги Берра есть высказывание: «Многое можно увидеть, лишь наблюдая». Так и с психологической безопасностью. Присмотритесь:

  • Есть ли в компании конфликты?
  • Боятся ли сотрудники быть честными, говорить открыто?
  • Повышена ли общая тревожность?
  • Обратная связь работает или существует только формально? Обсуждаются ли проблемы в ходе проекта, а не только по итогу?
  • Приходят ли руководитель и команда по отдельности жаловаться друг на друга HR-партнеру?

Самый главный из этих симптомов — конфликты, которые влияют на весь процесс работы. Обычно конфликты затягиваются потому что люди боятся проговаривать негативные чувства, опасаясь наказания или непринятия. Разобщенность и формальность в такой ситуации растут, а эффективность, наоборот, падает. Становится опасно проявлять инициативу и предлагать свежие идеи, потому что не все идеи идеальны, а критика — вполне.

О происхождении термина «психологическая безопасность»

Психологическая безопасность — это атмосфера в группе, в которой все участники могут открыто высказываться и проявлять себя, не опасаясь последствий, связанных с властью, статусом, своим будущим и самооценкой.

Термин ввела Эми Эдмондсон, профессор по лидерству Гарвардской бизнес-школы. Она исследовала работу сотрудников клиник, а точнее взаимосвязь командной работы и количества медицинских ошибок. Эдмондсон заметила статистически значимую корреляцию, прямо противоположную гипотезе: успешные команды совершали больше ошибок. Оказалось, что в успешных командах было больше открытости и возможностей перепроверить, сообщить друг другу об ошибках. Впоследствии Эми Эдмондсон продолжила свои исследования в бизнесе и написала книгу «Работа без страха».

Важно отметить, что психологическая безопасность не подразумевает вежливость. Напротив, она подразумевает открытость и прямоту, то есть возможность говорить все, как есть, не стараясь избежать острых углов и неудобных тем.

2. Проведите анонимное анкетирование.

Вы можете задать следующие вопросы:

  • Как часто в этой команде, если вы делаете ошибку, она используется против вас?
  • Поднимают ли участники команды проблемы и сложные вопросы?
  • Бывает ли, что в команде отвергают тех, кто отличается?
  • Безопасно ли рисковать?
  • Насколько легко вам просить о помощи?
  • Случается ли так, что коллеги намеренно подрывают ваши усилия?
  • Чувствуете ли вы, что ваши навыки и таланты ценятся и находят применение?

Имейте в виду: если команда маленькая — до десяти человек, а психологической безопасности нет, то этот способ может не сработать. Сотрудники побоятся честно отвечать на вопросы.

Космический провал

28 января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер». Шаттл разрушился на 73-й секунде полета, все семь членов экипажа погибли. Сама программа шаттлов была свернута на 32 месяца для проведения расследования. Спустя несколько месяцев специальная комиссия пришла к выводу, что определяющими факторами катастрофы стали недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений. Руководство NASA пренебрегло предупреждениями конструкторов о технических неполадках и не доложило об этом вышестоящему руководству.

Подобные истории и «катастрофы» на фоне особенностей корпоративной культуры происходят довольно часто. Одна из черт культуры, где сотрудники не могут рассказать вышестоящему руководству о трудностях или признать неудачи, связана с отсутствием психологической безопасности в командах.

Катастрофа шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года
Катастрофа шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года

Как ее создать

Не бывает команд полностью опасных или безопасных. Тут нет черного и белого. Важно найти моменты, в которых психологическая безопасность присутствует. Это может стать отправной точкой.

Что делать дальше?

1. Поймите, как вы, руководитель, воздействуете на психологическую безопасность в команде.

Задайте себе вопрос: как я повышаю или снижаю эмоциональную безопасность в команде? Для ответа возьмите время и понаблюдайте за собой. Сделайте это в качестве домашнего задания.

Может оказаться, что вы сверхконтролер: хотите уберечь команду от ошибок и авторитарно спускаете решения, или проявляете невроз в важном проекте, который влияет на всю динамику команды. Невроз — это не болезнь, а основной структурирующий конфликт личности, что-то что, для каждого из нас становится главной темой конфликтных отношений. Невроз лидера всегда становится неврозом организации и команды.

2. Начните проявлять свою уязвимость.

Открытость и доверие в команде напрямую связаны с тем, как ведет себя руководитель.

Бывает, что руководителю страшно проявить уязвимость, так как он опасается обратной связи или потери авторитета. Однако ситуация, когда руководитель все время транслирует «всё хорошо», снижает уровень психологической безопасности до минимума. Сотрудники боятся нарушить парадигму «у нас должно быть всё всегда хорошо».

Попробуйте небольшую практику, спросите себя:

  • Говорите ли вы с командой, когда вам сложно?
  • Как справляетесь с кризисными и тревожными ситуациями?
  • Бывает ли, что подавляете стресс и сложные чувства? Почему вы это делаете?
  • О каких последствиях вы фантазируете, когда размышляете, поделиться или нет с командой сложностями?

3. Легализуйте обсуждение проблем.

Вы можете добавить в график специальную сессию, на которой будете обсуждать провалы, или создать рубрику в рабочем чате.

Объясните сотрудникам, зачем нужны подобные встречи/чат, каких последствий им ждать и чем они могут помочь всей команде и каждому участнику Покажите, как работает новый инструмент. Например, поделитесь на встрече переживаниями по поводу конкретного рабочего процесса или проекта.

Пять провалов и одна победа: как улучшить стратегическое планирование
Образование
Фото:Netflix

Компания Google, развивая культуру безопасности, придумала ритуал. В начале встречи сотрудники рассказывают о рисках, которые взяли на себя на прошлой неделе. На это отводится десять минут. Один лишь этот ритуал повысил психологическую безопасность в команде на 6%. Кроме того, сотрудники Google регулярно обсуждают все 5 элементов командной эффективности открыто.

4. Вместе с командой сформулируйте безопасные рамки.

  • Безопасно там, где понятны границы. Обсудите с командой допустимое и недопустимое, договоритесь о правилах.
  • Безопасно там, где понятны ожидания. Проговорите в индивидуальном и групповом формате ожидания: ваши от команды, команды от вас, каждого участника от других.
  • Безопасно там, где сформировано общее командное отношение к провалам и неудачам. Как в вашей команде принято реагировать на неудачи? Безопасно ли их обнаруживать вовремя? Некоторые компании вводят понятие «умных неудач» — тех, благодаря которым случаются инновации. Студия Pixar внедрила этот принцип в работу своих команд еще в 1999 году, когда ей надо было спасти от провала «Историю игрушек — 2».
  • Безопасно там, где есть общая цель и где понятно, как команда будет реагировать на изменения и неопределенность. Возвращайтесь к обсуждению командных смыслов и целей регулярно.

Для такой работы лучше всего провести отдельную сессию. Она поможет снять тревоги. Когда правила понятны, по ним можно играть. Запишите результаты сессии. Во-первых, так вы продемонстрируете твердое намерение создать безопасную среду. Во-вторых, к записям можно будет возвращаться при возникновении конфликтных ситуаций.

Все больше руководителей стараются разобраться в глубинных процессах управления. Психологическая безопасность — один из ключевых инструментов, чтобы построить крепкие и здоровые отношения в команде, повысить эффективность и дать сотрудникам возможность сосредоточиться на том, что действительно важно — их работе.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 16:20
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 16:20
Новомосковск по традиции на сутки переименовали в Сталиногорск Общество, 16:38
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
В ЕС оценили последствия успеха и провала голосования по активам России Политика, 16:35
FA назвал стратегию Европы по Трампу «саморазрушительной ловушкой» Политика, 16:30
Солнце в течение суток расставалось с большим протуберанцем. Видео Общество, 16:28
Reuters предупредил о «катастрофе» для ЕС и Киева без решения по активам Политика, 16:28
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Ларри Эллисон потерял $25 млрд за день из-за обвала акций Oracle Инвестиции, 16:13
Цветное стекло и микс эпох: тренды в дизайне интерьера — 2026 Недвижимость, 16:10
Лукашенко провел в Минске переговоры с представителями Трампа Политика, 16:08
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Основатель Oracle потерял почти $25 млрд за день Бизнес, 15:58
Какую гарантию дают «китайцы». Беды с ремонтом, дефицит и подбор деталей Авто, 15:57
Париж предупредил о заморозке активов «на столько времени, сколько нужно» Политика, 15:57