Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Фантазеры против зануд: как помочь креативщикам и технарям поладить

Креативщики винят технарей в том, что они вечно нудят и докапываются до мелочей. А технари креативщиков — в том, что они фантазируют, игнорируя цифры. Анастасия Семёнова, эксперт в области креативных коммуникаций — о том, как примирить их друг с другом
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Много лет назад, в воскресенье вечером, я получила сообщение от своего руководителя: «Завтра жду у себя в 8 утра». Это было странно, ведь я всегда приходила в офис позже. С чего вдруг такое предложение?

Списалась с коллегой. Выяснилось, что она получила точно такое же сообщение. Мы решили, что, скорее всего, есть негативные новости по крупному проекту, который мы тогда вели: «Конечно, нужно встретиться пораньше, чтобы предотвратить кризис!»

Когда с утра мы появились в офисе, то увидели коллег, с которыми у нас не ладились отношения. Мы разговаривали на разных языках и с трудом находили взаимопонимание. Начальник с торжественным видом заявил: «Теперь разговаривайте». Надо ли говорить, что разговора не вышло, а выбранный способ урегулирования конфликта только вызвал раздражение?

Успех любой команды зависит в том числе от того, насколько эффективно выстроено взаимодействие между участниками. Что делать, если им никак не удается сработаться?

Почему креативщикам и технарям трудно сработаться

В командах всегда есть креативщики и технари

Креативщики смотрят на мир через призму богатого воображения, они инициативны и способны мыслить нестандартно. Их характеризуют гибкость мышления и изобретательность. Они могут быть неорганизованны и действовать хаотично. Таким сотрудникам сложно находиться в строгих рамках — ведь их работа как раз в том, чтобы эти рамки раздвигать.

Технари, напротив, ценят логику и порядок. Они структурируют информацию и тщательно анализируют, лишь потом принимают решение. Не любят торопиться.

Грамотно налаженная коммуникация между теми и другими — не прихоть, а необходимость для достижения общих целей.

Что говорит наука

Есть несколько теорий, объясняющих различия в работе мозга у творческих и логически мыслящих людей. Авторы наиболее известной предполагают, что у творческого человека доминирует правое полушарие, отвечающее за воображение и интуицию, в то время как у логика — левое полушарие, связанное с аналитическими и логическими процессами. Эта теория была популяризирована работами Роджера Сперри, получившего Нобелевскую премию за исследования разделенного мозга.

Однако, есть и противоположные теории. К примеру, ученые из Университета Юты утверждают, что на самом деле у всех людей работают оба полушария, просто акцент на их использовании может различаться в зависимости от ситуации и задач.

Как им помочь

1. Сформулируйте цель, которая найдет отклик и у креативщиков, и у технарей

Вы можете использовать метод SMART. Согласно ему, цель должна быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (attainable), актуальной (relevant) и ограниченной по времени (time-bound).

«Подружитесь прямо сейчас в 8 утра в моем кабинете», — не цель.

«Запустите кампанию по улучшению клиентского опыта, чтобы повысить уровень вовлеченности клиентов на 25% в течение квартала» — цель.

Важно! Цель должна одновременно вдохновлять креативщиков и выглядеть достижимой в глазах аналитиков.

2. Определите мотивацию сотрудников

Есть знаменитая книга «Пять языков любви». Ее автор, Гэри Чепмен, предложил концепцию, описывающую пять способов выражения чувств в романтических отношениях: одобрение, время вместе, подарки, помощь и физический контакт. По мнению автора, научившись говорить на «языке любви» партнера, можно укрепить взаимопонимание.

Мистер «Да» и мистер «Нет»: как избежать крайностей в отстаивании границ
Образование
Фото:fizkes / Shutterstock / Fotodom

В управлении командой можно применять тот же принцип. Каждого сотрудника мотивирует что-то свое. Если обобщать, для креативщиков важно, чтобы руководство ценило их идеи, поэтому мощной мотивацией могут стать регулярная похвала и возможность для самовыражения. Технари больше оценят четкие цели и финансовые вознаграждения за достижения.

Поговорите с каждым сотрудником, чтобы выявить его «язык любви». А затем разработайте систему мотивации.

Примеры вопросов для лучшего личностного понимания своей команды:

  • Какой тип признания или поощрения за профессиональные достижения вам наиболее приятен?
  • Что вас больше всего мотивирует в вашей работе?
  • Какие достижения в работе вызывают у вас наибольшую гордость?
  • Как вы предпочитаете получать обратную связь: развернуто и детально или кратко и по сути?
  • Что вам помогает почувствовать себя ценным и важным в коллективе?
  • Комфортен ли вам неформальный тип взаимодействия с коллегами, интересны ли вам неформальные мероприятия?
  • Как вы предпочитаете отмечать рабочие успехи: вместе с командой или индивидуально?
  • Какие элементы в вашей рабочей среде поддерживают вашу мотивацию на высоком уровне?

3. Создайте условия, чтобы креативщики узнали больше об аналитике, а технари — о процессе генерации идей

Проведите семинары с элементами геймификации. Это может быть:

Игра в конструктор (Lego Serious Play)

Эту методику разработала компания Lego совместно с профессорами Йоханом Роосом и Бартом Виктором еще в 1990-х годах. В ее основе лежит теория об использовании мелкой моторики для стимуляции креативного мышления.

Ведущий ставит перед участниками задачу, после чего каждый предлагает решение. Далее участники по очереди объясняют детали. Это укрепляет взаимопонимание в команде. Финальной частью игры может быть совместное обсуждение, цель которого — выработать общее решение.

«Маршмеллоу-челлендж» (The Marshmallow Challenge)

Ведущий разбивает участников на несколько небольших команд и выдает набор материалов: 20 спагетти, 1 м скотча, 1 м нитки и один зефир. Задача — за 18 минут построить самую высокую свободно стоящую конструкцию, на вершине которой будет закреплен зефир. Цель игры в том, чтобы стимулировать креативное мышление: команды должны обсуждать и тестировать различные подходы, активно сотрудничать и адаптироваться к неудачам. Игра хорошо демонстрирует, как мыслит каждый из участников.

Как организовать деловую игру, чтобы оценить сотрудников. Инструкция
Образование
Фото:Midjourney

Есть и более простые механики — например «Мафия» и «Что? Где? Когда?». С них хорошо начинать, если раньше вы никогда не проводили корпоративные игры.

«Мафия»

Игра помогает развивать навыки командной коммуникации и критического мышления. Участники учатся строить логические цепочки и принимать коллективные решения. Игра подойдет для тренировки навыков переговоров и формирования стратегии.

«Что? Где? Когда?»

Игра требует быстрой реакции, умения слушать и формулировать коллективные ответы, то есть договариваться между собой. Подойдет для развития навыков решения проблем и прокачки гибкости мышления.

4. Включайте сотрудников в межфункциональные группы

Вы можете создать временные группы для работы над конкретными проектами. Выше я приводила пример цели: «Разработать и запустить кампанию по улучшению клиентского опыта, чтобы повысить уровень вовлеченности клиентов на 25% в течение квартала».

Межфункциональная группа для достижения этой цели может выглядеть следующим образом:

— менеджер по клиентскому опыту определяет, что раздражает клиентов, и предлагает изменения;

— маркетолог разрабатывает стратегию продвижения, чтобы донести изменения до целевой аудитории;

— специалист по продажам адаптирует предложения с учетом клиентских предпочтений;

— продуктовый менеджер обеспечивает соответствие изменений общей стратегии;

— аналитик данных измеряет эффективность изменений и их влияние на поведение пользователей;

 — IT-специалист обеспечивает техподдержку;

— PR-специалист анализирует все идеи на соответствие текущему событийному контексту и в случае успешной реализации готовит материалы для СМИ.

5. Организуйте ротацию ролей

Одна из причин конфликтов внутри коллектива состоит в том, что сотрудники не понимают, с какими сложностями сталкивается каждый в своей зоне ответственности, как вообще устроены процессы и сколько на них может уходить времени. Добиться понимания поможет ротация ролей. Например, маркетолог может примерить на себя роль менеджера по клиентскому опыту, а IT-специалист — продажника.

6. Помогите технарям и креативщикам найти общие интересы

Ученые из Калифорнийского университета доказали, что неформальное общение с коллегами помогает лучше справляться с задачами.

— Устройте соревнования. Выбирайте командные виды спорта — например волейбол, баскетбол, футбол, керлинг, пейнтбол.

— Проведите мозговой штурм.

— Создайте книжный клуб, где сотрудники будут читать и обсуждать книги.

— Попробуйте экстремальный отдых. Например, сплав по реке, походы в горы.

— Устройте тимбилдинг. Тимбилдинг может быть:

  • творческим. Заранее выясните, что команде хотелось бы попробовать — например, это может быть мастер-класс по гончарному делу или танцам;
  • благотворительным. Например, вы можете устроить благотворительную ярмарку, субботник на природе или посетить приют для животных;
  • психологическим. Вы можете сыграть в психологическую игру (например «Лила»), бизнес-игру или устроить ретрит.

7. Используйте технические средства

Подключитесь к одной из платформ для обмена идеями и контроля над проектами. Примеры таких платформ: Weeek, AmoCRM, Yougile или Sboard. Так вы упорядочите работу над проектами, а значит, у участников команды будет меньше поводов для стычек.

Как оценить результаты

Убедитесь, что предпринятые усилия принесли плоды. Для этого воспользуйтесь качественными и количественными методами оценки.

Количественные — опросы удовлетворенности: регулярные краткие анкеты или другие формы. А качественные — это любой формат диалога: личная переписка или общение, небольшие интервью и т.д.

Вот примеры вопросов, которые вы можете задать:

— Какая часть/аспект вашей работы приносит вам наибольшее удовлетворение?

— Чувствуете ли вы недостаток внутренних или внешних ресурсов для выполнения своих задач? Если ответ «да», то уточните, в каких задачах это чаще всего встречается и чем вызвано.

— Вы чувствуете, что ваша работа значима? В какие моменты у вас чаще всего возникает это чувство?

— Вы выражаете свои идеи и предложения по улучшению процессов? Если ответ «нет», то спросите, что является сдерживающим фактором.

— Как бы вы оценили уровень сотрудничества с коллегами и командной работы?

— Вам нужна конструктивная обратная связь от своего руководителя? Как часто вы ее получаете? Что вы чувствуете при получении обратной связи?

— Чувствуете ли вы, что ваша индивидуальность ценится в команде?

— Есть коллеги, с которыми вам некомфортно взаимодействовать? Если «да», то с коллегами на каких позициях и почему.

— Насколько вам ясна миссия компании и команды, в которой вы работаете?

— Вы понимаете цели своей команды?

— Вы понимаете свои задачи в контексте целей команды и компании?

— Как вы оцениваете свой баланс между работой и личной жизнью?

— У вас есть идеи по изменениям в команде, которые, на ваш взгляд, могли бы повысить общую продуктивность и улучшить сотрудничество в команде?

Эти вопросы помогут вам глубже понять положение дел в команде и выявить области для улучшения.

Задача объединить креативщиков и их технических коллег кажется сложной только на первый взгляд. Если приложить определенные усилия, то результаты работы, как и проекты, станут сильнее и ярче за счет синергии.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 11:14
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 11:14
Экс-боец Bellator заявил о колоссальном уроне от Яна в бою с Двалишвили Спорт, 11:17
От избы до дизайнерских квартир: как менялось гостеприимство в России РБК и Legenda, 11:15
В UFC после жуткой травмы выявили 1-го родившегося в 21-м веке чемпиона Спорт, 11:14
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостеронеПодписка на РБК, 11:05
В F1 самый напряженный финиш за 15 лет. Чего ждать от последней гонки Спорт, 11:00
Адвокат сообщила, какого решения по квартире Долиной ожидает Лурье Общество, 10:57
Отравившиеся на танкере у берегов Стамбула россияне пришли в себя Общество, 10:51
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45
Бизнес против подработок сотрудников: почему борьба обречена на провалПодписка на РБК, 10:36
The Telegraph назвала Каллас подарком России из-за ее позиции по Украине Политика, 10:33
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
В Гонконге в отеле нашли тело 35-летней россиянки Общество, 10:23
Синоптик рассказал, что на следующей неделе снег покроет 92% России Общество, 10:17
Вратарь сборной России в первом матче за ПСЖ за полгода отстоял «на ноль» Спорт, 10:11