Фантазеры против зануд: как помочь креативщикам и технарям поладить
Много лет назад, в воскресенье вечером, я получила сообщение от своего руководителя: «Завтра жду у себя в 8 утра». Это было странно, ведь я всегда приходила в офис позже. С чего вдруг такое предложение?
Списалась с коллегой. Выяснилось, что она получила точно такое же сообщение. Мы решили, что, скорее всего, есть негативные новости по крупному проекту, который мы тогда вели: «Конечно, нужно встретиться пораньше, чтобы предотвратить кризис!»
Когда с утра мы появились в офисе, то увидели коллег, с которыми у нас не ладились отношения. Мы разговаривали на разных языках и с трудом находили взаимопонимание. Начальник с торжественным видом заявил: «Теперь разговаривайте». Надо ли говорить, что разговора не вышло, а выбранный способ урегулирования конфликта только вызвал раздражение?
Успех любой команды зависит в том числе от того, насколько эффективно выстроено взаимодействие между участниками. Что делать, если им никак не удается сработаться?
Почему креативщикам и технарям трудно сработаться
В командах всегда есть креативщики и технари
Креативщики смотрят на мир через призму богатого воображения, они инициативны и способны мыслить нестандартно. Их характеризуют гибкость мышления и изобретательность. Они могут быть неорганизованны и действовать хаотично. Таким сотрудникам сложно находиться в строгих рамках — ведь их работа как раз в том, чтобы эти рамки раздвигать.
Технари, напротив, ценят логику и порядок. Они структурируют информацию и тщательно анализируют, лишь потом принимают решение. Не любят торопиться.
Грамотно налаженная коммуникация между теми и другими — не прихоть, а необходимость для достижения общих целей.
Что говорит наука
Есть несколько теорий, объясняющих различия в работе мозга у творческих и логически мыслящих людей. Авторы наиболее известной предполагают, что у творческого человека доминирует правое полушарие, отвечающее за воображение и интуицию, в то время как у логика — левое полушарие, связанное с аналитическими и логическими процессами. Эта теория была популяризирована работами Роджера Сперри, получившего Нобелевскую премию за исследования разделенного мозга.
Однако, есть и противоположные теории. К примеру, ученые из Университета Юты утверждают, что на самом деле у всех людей работают оба полушария, просто акцент на их использовании может различаться в зависимости от ситуации и задач.
Как им помочь
1. Сформулируйте цель, которая найдет отклик и у креативщиков, и у технарей
Вы можете использовать метод SMART. Согласно ему, цель должна быть конкретной (specific), измеримой (measurable), достижимой (attainable), актуальной (relevant) и ограниченной по времени (time-bound).
«Подружитесь прямо сейчас в 8 утра в моем кабинете», — не цель.
«Запустите кампанию по улучшению клиентского опыта, чтобы повысить уровень вовлеченности клиентов на 25% в течение квартала» — цель.
Важно! Цель должна одновременно вдохновлять креативщиков и выглядеть достижимой в глазах аналитиков.
2. Определите мотивацию сотрудников
Есть знаменитая книга «Пять языков любви». Ее автор, Гэри Чепмен, предложил концепцию, описывающую пять способов выражения чувств в романтических отношениях: одобрение, время вместе, подарки, помощь и физический контакт. По мнению автора, научившись говорить на «языке любви» партнера, можно укрепить взаимопонимание.
В управлении командой можно применять тот же принцип. Каждого сотрудника мотивирует что-то свое. Если обобщать, для креативщиков важно, чтобы руководство ценило их идеи, поэтому мощной мотивацией могут стать регулярная похвала и возможность для самовыражения. Технари больше оценят четкие цели и финансовые вознаграждения за достижения.
Поговорите с каждым сотрудником, чтобы выявить его «язык любви». А затем разработайте систему мотивации.
Примеры вопросов для лучшего личностного понимания своей команды:
- Какой тип признания или поощрения за профессиональные достижения вам наиболее приятен?
- Что вас больше всего мотивирует в вашей работе?
- Какие достижения в работе вызывают у вас наибольшую гордость?
- Как вы предпочитаете получать обратную связь: развернуто и детально или кратко и по сути?
- Что вам помогает почувствовать себя ценным и важным в коллективе?
- Комфортен ли вам неформальный тип взаимодействия с коллегами, интересны ли вам неформальные мероприятия?
- Как вы предпочитаете отмечать рабочие успехи: вместе с командой или индивидуально?
- Какие элементы в вашей рабочей среде поддерживают вашу мотивацию на высоком уровне?
3. Создайте условия, чтобы креативщики узнали больше об аналитике, а технари — о процессе генерации идей
Проведите семинары с элементами геймификации. Это может быть:
Игра в конструктор (Lego Serious Play)
Эту методику разработала компания Lego совместно с профессорами Йоханом Роосом и Бартом Виктором еще в 1990-х годах. В ее основе лежит теория об использовании мелкой моторики для стимуляции креативного мышления.
Ведущий ставит перед участниками задачу, после чего каждый предлагает решение. Далее участники по очереди объясняют детали. Это укрепляет взаимопонимание в команде. Финальной частью игры может быть совместное обсуждение, цель которого — выработать общее решение.
«Маршмеллоу-челлендж» (The Marshmallow Challenge)
Ведущий разбивает участников на несколько небольших команд и выдает набор материалов: 20 спагетти, 1 м скотча, 1 м нитки и один зефир. Задача — за 18 минут построить самую высокую свободно стоящую конструкцию, на вершине которой будет закреплен зефир. Цель игры в том, чтобы стимулировать креативное мышление: команды должны обсуждать и тестировать различные подходы, активно сотрудничать и адаптироваться к неудачам. Игра хорошо демонстрирует, как мыслит каждый из участников.
Есть и более простые механики — например «Мафия» и «Что? Где? Когда?». С них хорошо начинать, если раньше вы никогда не проводили корпоративные игры.
«Мафия»
Игра помогает развивать навыки командной коммуникации и критического мышления. Участники учатся строить логические цепочки и принимать коллективные решения. Игра подойдет для тренировки навыков переговоров и формирования стратегии.
«Что? Где? Когда?»
Игра требует быстрой реакции, умения слушать и формулировать коллективные ответы, то есть договариваться между собой. Подойдет для развития навыков решения проблем и прокачки гибкости мышления.
4. Включайте сотрудников в межфункциональные группы
Вы можете создать временные группы для работы над конкретными проектами. Выше я приводила пример цели: «Разработать и запустить кампанию по улучшению клиентского опыта, чтобы повысить уровень вовлеченности клиентов на 25% в течение квартала».
Межфункциональная группа для достижения этой цели может выглядеть следующим образом:
— менеджер по клиентскому опыту определяет, что раздражает клиентов, и предлагает изменения;
— маркетолог разрабатывает стратегию продвижения, чтобы донести изменения до целевой аудитории;
— специалист по продажам адаптирует предложения с учетом клиентских предпочтений;
— продуктовый менеджер обеспечивает соответствие изменений общей стратегии;
— аналитик данных измеряет эффективность изменений и их влияние на поведение пользователей;
— IT-специалист обеспечивает техподдержку;
— PR-специалист анализирует все идеи на соответствие текущему событийному контексту и в случае успешной реализации готовит материалы для СМИ.
5. Организуйте ротацию ролей
Одна из причин конфликтов внутри коллектива состоит в том, что сотрудники не понимают, с какими сложностями сталкивается каждый в своей зоне ответственности, как вообще устроены процессы и сколько на них может уходить времени. Добиться понимания поможет ротация ролей. Например, маркетолог может примерить на себя роль менеджера по клиентскому опыту, а IT-специалист — продажника.
6. Помогите технарям и креативщикам найти общие интересы
Ученые из Калифорнийского университета доказали, что неформальное общение с коллегами помогает лучше справляться с задачами.
— Устройте соревнования. Выбирайте командные виды спорта — например волейбол, баскетбол, футбол, керлинг, пейнтбол.
— Проведите мозговой штурм.
— Создайте книжный клуб, где сотрудники будут читать и обсуждать книги.
— Попробуйте экстремальный отдых. Например, сплав по реке, походы в горы.
— Устройте тимбилдинг. Тимбилдинг может быть:
- творческим. Заранее выясните, что команде хотелось бы попробовать — например, это может быть мастер-класс по гончарному делу или танцам;
- благотворительным. Например, вы можете устроить благотворительную ярмарку, субботник на природе или посетить приют для животных;
- психологическим. Вы можете сыграть в психологическую игру (например «Лила»), бизнес-игру или устроить ретрит.
7. Используйте технические средства
Подключитесь к одной из платформ для обмена идеями и контроля над проектами. Примеры таких платформ: Weeek, AmoCRM, Yougile или Sboard. Так вы упорядочите работу над проектами, а значит, у участников команды будет меньше поводов для стычек.
Как оценить результаты
Убедитесь, что предпринятые усилия принесли плоды. Для этого воспользуйтесь качественными и количественными методами оценки.
Количественные — опросы удовлетворенности: регулярные краткие анкеты или другие формы. А качественные — это любой формат диалога: личная переписка или общение, небольшие интервью и т.д.
Вот примеры вопросов, которые вы можете задать:
— Какая часть/аспект вашей работы приносит вам наибольшее удовлетворение?
— Чувствуете ли вы недостаток внутренних или внешних ресурсов для выполнения своих задач? Если ответ «да», то уточните, в каких задачах это чаще всего встречается и чем вызвано.
— Вы чувствуете, что ваша работа значима? В какие моменты у вас чаще всего возникает это чувство?
— Вы выражаете свои идеи и предложения по улучшению процессов? Если ответ «нет», то спросите, что является сдерживающим фактором.
— Как бы вы оценили уровень сотрудничества с коллегами и командной работы?
— Вам нужна конструктивная обратная связь от своего руководителя? Как часто вы ее получаете? Что вы чувствуете при получении обратной связи?
— Чувствуете ли вы, что ваша индивидуальность ценится в команде?
— Есть коллеги, с которыми вам некомфортно взаимодействовать? Если «да», то с коллегами на каких позициях и почему.
— Насколько вам ясна миссия компании и команды, в которой вы работаете?
— Вы понимаете цели своей команды?
— Вы понимаете свои задачи в контексте целей команды и компании?
— Как вы оцениваете свой баланс между работой и личной жизнью?
— У вас есть идеи по изменениям в команде, которые, на ваш взгляд, могли бы повысить общую продуктивность и улучшить сотрудничество в команде?
Эти вопросы помогут вам глубже понять положение дел в команде и выявить области для улучшения.
Задача объединить креативщиков и их технических коллег кажется сложной только на первый взгляд. Если приложить определенные усилия, то результаты работы, как и проекты, станут сильнее и ярче за счет синергии.