Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Карнавал со сменой масок: как и зачем играть в бизнес-игры

Владельцы компании могут считать бизнес-игры шалостями. Что полезного в том, если директор по IТ или продажам будет скакать зайцем или добывать огонь в тайге? Но польза есть. Как «работают» бизнес-игры, рассказывает Алексей Алехин, эксперт «ВБО Рубикор»
Фото: Philipp Guelland / Getty Images
Фото: Philipp Guelland / Getty Images

Бизнес-игра — инструмент, который на время выводит людей из традиционного привычного бизнес-контекста. Ведущий погружает людей в выдуманные обстоятельства — например, предлагает представить, что они выживают в тайге. Проживая нестандартные ситуации, люди легче вырабатывают нетипичные, а значит, возможно, более выигрышные, решения, ведь игра — древнейший формат общения и передачи опыта.

Какие есть виды бизнес-игр

Не путайте бизнес-игру с корпоративными развлечениями для сотрудников, которые нужны для общения. У бизнес-игры всегда трехчастная структура:

  • проблема, которую бизнес хочет решить;
  • действия, которые должны совершить участники;
  • обязательный этап рефлексии, на котором нужно понять, что произошло и какие выводы из этого можно сделать.

Если разделить бизнес-игры по задачам, то можно выделить две группы:

  • те, которые решают HR-задачи. Самый распространенный запрос — оценка компетенций сотрудников и поиск точек роста;
  • те, которые помогают решить бизнес-задачи, — например, масштабировать бизнес и для этого найти ресурсы внутри компании.

По форматам бизнес-игры делятся на две большие группы.

1. Настольные и ролевые игры

Цель — научиться владеть определенным ресурсом и управлять им.

Например, бизнес-тренинги и учебники не помогли команде продажников справляться с задачами в критических ситуациях. Решено проработать ситуацию в игровой форме. Ведущий создает сценарий: «Представьте, что вы группа космических рейнджеров на враждебной планете. Ваша задача — вернуться на базу с минимальными потерями, по пути собирая необходимые ресурсы и грамотно ими распоряжаясь». Во время игры ведущий наблюдает за действиями участников, меняет сценарий и сюжетные повороты. После игры происходит этап рефлексии, когда фиксируются основные инсайты и наблюдения.

Результат подобной практики — набор бизнес-рекомендаций, основанных на реальном поведении конкретных продавцов в предложенной ситуации. Игра помогает раскрыть характеры и потенциалы, понять критические ошибки, которые не выявить в результате обычной беседы, тренинга или любой другой корпоративной процедуры.

Фото: Warner Bros.

2. Форсайт-сессии

Цель — прийти к экспертному консенсусу и вместе с командой заглянуть в будущее.

У игр такого типа множество вариантов, так же как и у нашего будущего. Например, производитель автомобилей размышляет над выходом в прямой онлайн-канал продаж. На форсайт-игру собираются эксперты (максимально широкая междисциплинарная команда из автобизнеса, онлайн-продаж и др.), которых просят «нарисовать» возможные и менее вероятные сценарии развития. Ведущий направляет дискуссию в определенное русло: задает провокационные вопросы, вбрасывает тренды.

Результатом сессии является несколько сценариев: консолидированный, наиболее вероятный прогноз будущего; интересный сценарий; маловероятный сценарий. Компания поймет, не расходится ли ее стратегия с существующим бизнес-контекстом, и сможет воспользоваться одним из сценариев, внедрив его целиком или трансформировав отдельные его элементы.

Отдельные игровые элементы в рамках стратегических и дизайн-сессий

Любая хорошая бизнес-встреча или презентация должны быть вовлекающими. Для этого можно использовать отдельные игровые практики, которые встраиваются в повествование и контекст. Цели могут быть совершенно разные — например, помочь людям выразить свое мнение или взглянуть на проблему под другим углом.

Стратегические сессии вышли из моды. Почему и как вернуть им ценность
Образование
Фото:Midjourney

Как вариант, в дизайн-сессиях можно применять игровую механику «Как мы можем…». Методика распаковывает проблему, делит ее на составные части. Например, в компании высокая оплата труда продавцов, но клиенты не довольны. Мы начинаем задавать вопросы, как мы можем сократить фонд оплаты труда, как мы можем повысить эффективность продаж, как мы можем продавать вообще без продавцов и так далее. Распаковка проблемы позволяет сформулировать как минимум три области для улучшения.

Еще один вариант встроенных мини-игр — генерация идей от лица бренда. Команда выдумывает новые идеи развития, но представляет, что ей помогают представители какой-то отрасли. Например, как в ситуации с продавцами нам сможет помочь индустрия развлечений? Что было бы, если бы мы пригласили команду «журнала для взрослых» для решения нашей проблемы? Что бы они предложили? Вместо продавцов выпускать красивый журнал с образцами продукции?! Давайте попробуем!

Игры в действии

Рассмотрим, как бизнес-игры работают на практике.

«Встряхнуть» команду

Близится завершение проекта, в команде растет озлобленность, коммуникации рушатся, сроки срываются, качество работ падает. Поставлена HR-задача — преодолеть усталость от долгого проекта и повысить эффективность. Выбрали сценарий — полевая военная игра «команда на команду». Вместо оружия — пейнтбольные автоматы. Задачи: захват флага, освобождение заложника. Установка: решить задачу за ограниченное время раунда. После игры обязательная командная и индивидуальная рефлексия: «Почему ты сам-то побежал?» — «Не хотелось вас ждать». «Почему проиграли?» — «Не договорились». — «А почему?» Фактор стресса и игровой формат помогли выявить поведенческие особенности каждого. Для каждого участника смогли прописать карьерные и проектные рекомендации. В рамках текущего проекта перестроили распределение обязанностей.

Фото: Tom Shaw / Getty Images

Протестировать идеи

Компания разрабатывает программы лояльности в b2b-секторе. Задача: понять, насколько продукт понравится будущим пользователям. Усложнение: будущие пользователи — необычная категория, строители, скептичные, нередко замкнутые, очень занятые, поэтому нужно вовлечь их в эмоциональное обсуждение. Выбрали вариант игры-симуляции покупки в формате интервью с нарисованной картой сценария и карточками сервисов, которые «появлялись» (выдавал ведущий) в момент выбора. Обнаружили, какие сервисы вызывают интерес, а за какие люди не готовы платить даже виртуальные деньги. Проанализировали частоту «выбора» из нескольких сервисов, приоритизировали победителей. Игра помогла сэкономить время и деньги на разработке сервисов, сразу не тратить ресурс на разработку того, что не понравится пользователям.

Разрешить конфликт

В страховой компании два подразделения («продажи» и «операции») конфликтуют, выявлены странные случаи воровства и невыполнения планов. Задача: примирить подразделения, выработать тактику повышения продаж. Вопиющие случаи превратили в сценарии и попросили представителей отделов разрешить эти кейсы, но поменяли роли, продажники стали операционистами и наоборот. Обнаружили, что «не на своем месте» люди предлагают нестандартные решения задач. Формат игры позволил всем высказаться. Воплощение идей в жизнь позволило превратить убыточные филиалы компании в прибыльные, дополнительно развили целый регион.

Как подготовиться и провести бизнес-игру

1. Осознайте, какую проблему хотите решить.

Бизнес-игры всегда решают конкретные задачи: например, найти точки роста или ресурсы внутри компании, масштабироваться, понять, каких компетенций не хватает у сотрудников для решения бизнес-задач.

2. Определите, нужна ли вам игра.

Сотрудники должны признать, что проблема существует, и выразить готовность решить ее в ходе бизнес-игры. В противном случае во время и после игры не случится необходимой рефлексии и время будет потрачено впустую.

«Я уже свое отучился»: как убедить сотрудников развивать компетенции
Образование
Фото: minho jeong / Unsplash

3. Разработайте формат и сценарий.

В сценарий включите те виды деятельности, которые необходимо проработать: например, если внутри команды плохая коммуникация, по плану должно быть много общения. Метафора игры должна быть яркой, чтобы участники могли лучше прожить проблему. Викинги на ладье лучше, чем отыгрывание набившего оскомину бизнес-кейса. Обязательно должна быть возможность «маневра» и определенная свобода действий для участников.

4. Обсудите формат с будущими участниками.

Желательно освободить целый рабочий день. Конечно, нужно балансировать — не выбирать дни, когда в компании формируются отчеты или есть иные рутины, которые нельзя перенести. Но и не проводить игру в выходные или праздники. Во время игры, скорее всего, будет действовать запрет на пользование смартфонами и ноутбуками. Это важно для полного погружения команды в процессы, а необходимую фиксацию поведения участников или принятых решений проводят ведущие и их помощники.

5. Спланируйте и проведите игру.

Сопротивление некоторых сотрудников неизбежно. Оно может случиться как до игры, так и уже на месте. Для некоторых действительно сложно сделать шаг за пределы бизнеса и своей роли в нем. Есть несколько типов сопротивляющихся и методов их нейтрализации.

  • «Cкептик». Участник, который считает, что не надо тратить время на игры, а лучше посидеть над рабочей табличкой. С его аргументами сложно спорить. Донесите ценность игры до такого человека через выгоду. Если сопротивление возникло «на месте», апеллируйте к группе: «Господа, вы считаете так же? Может, действительно, ну ее, эту игру?» В 99% случаев активиста застыдят свои же.
  • «Всезнайка». Участник, который пытается изменить сценарий игры, чтобы решить свои задачи. Возможно, предложения не так уж и плохи и какие-то из них действительно можно реализовать. Вообще, «всезнайка» — скорее полезный тип, чем деструктивный. Для идей «в сторону» обычно отводят специальное место — стенд, флипчарт, куда помещают все озвученные мысли. Таким образом реально услышать всех и воспользоваться идеями в следующий раз.
  • «Любитель поиграть». Участник, который за деревьями не видит леса: плохо делает бизнес-выводы и просто любит играть. Проговорите ему, для чего все затевалось, как результаты игры будут применены в бизнесе. Сделайте это и во время самой игры, и после нее, на этапе рефлексии.

6. Сделайте бизнес-выводы.

Крайне важно, чтобы интересные бизнес-механики, которые будут придуманы с помощью бизнес-игры, конечно, были позже проверены и рассчитаны с точки зрения финансовой модели.

Нередко к формату бизнес-игры приходят, уже испробовав некоторое количество способов решения задачи. Какие-то были неэффективны, в каких-то случаях специалисты ищут инструменты с более высоким ROI. Бизнес-игры могут стать такой палочкой-выручалочкой. Стоимость этого инструмента варьируется от пары сотен тысяч рублей (за готовый формат игры с обкатанной механикой) до миллиона и выше, если речь заходит о крупной, специально подготовленной сессии с множеством участников и несколькими ведущими.

Игровые и «легкие» форматы могут казаться несерьезными: люди вообще, к сожалению, склонны ставить знак равенства между «работаем без выходных, устали до смерти» и «эффективно поработали». Но я верю, что помочь компаниям стать эффективнее можно, только сочетая структурность консалтинга и творческое раскрепощение. В конце концов, согласно данным американского исследовательского центра OnePoll, многие люди мечтают, чтобы их ценили за креативность и творчество (31%), а не за материальные достижения (14%), и почти три четверти (72%) признаются, что хотели бы чаще заниматься творческой деятельностью.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 18:20
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 18:20
Новые ограничения ЦБ и «уголовка» за серый майнинг. События крипторынка Крипто, 18:26
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
В Курской области установили памятник погибшему командиру Чебневу Политика, 18:24
«Фокус смещается на Восток»: Россия и международный рынок в 2025 году Радио, 18:23
Риск «доиграться». Как менялась риторика США и России о третьей мировой Политика, 18:23
Суд конфисковал имущество экс-главы района на Кубани и 11 его близких Общество, 18:22
ВЭБ.РФ вложил в проекты устойчивого развития более ₽0,6 трлн Отрасли, 18:20
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Минобрнауки на «ТехПред-2025» назвали число университетских стартапов Пресс-релиз, 18:20
Почему ручная работа снова в цене: пример российского бренда Pars Стиль, 18:15
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Одиночный майнер добыл блок биткоина и заработал $285 тыс. Крипто, 18:11
Синдром хронической усталости: что за «зверь» и как его укротить Образование, 18:07
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
ФХР обратится в совет IIHF по поводу допуска молодежных сборных Спорт, 17:59