20-летние скоро займут все топ-позиции: как готовиться компаниям — 8 идей
Уже с начала 2024-го более 276 тыс. представителей поколения Z числились в списке соискателей. Многие работодатели считают их инфантильными, дерзкими, не желающими работать в полную силу — и не берут на работу. Однако в скором времени большая часть рынка труда будет состоять из тех, кто родился в конце 90-х и начале нулевых, и рано или поздно все бизнесмены будут вынуждены адаптировать под них свои рабочие процессы. Наша команда на 100% состоит из зумеров от 22 до 25 лет (в том числе и мы сами). Так что мы точно знаем, как превратить недостатки в достоинства и использовать во благо бизнесу такие качества молодых сотрудников, как креативность и умение схватывать все на лету.
1. Ставьте задачи понятно
Зумеры чаще других имеют клиповое мышление, а потому передавать информацию им нужно кратко и простым языком. Инфографики, презентации, блок-схемы — лучший формат для восприятия данных поколением Z. Ставьте задачи четко, проговаривая (а лучше прописывая), что и когда конкретно нужно сделать и в каком виде задача будет считаться выполненной. А лучше разбивайте задачу на несколько подзадач и фиксируйте дедлайны раньше того времени, когда она фактически должна быть выполнена.
Именно так мы делаем в нашей команде. Признаться честно, дедлайны зумерами нарушаются регулярно, поэтому лучший способ обезопасить себя от нарушения сроков и нервных срывов — не только ставить дедлайн для зумера раньше фактического, но и после постановки задачи просить сотрудника пояснить, как он ее понял. Мы всегда даем возможность обратиться к нам с вопросами, если они появляются по ходу выполнения работы.
2. Контролируйте
Система контроля в работе с командой зумеров должна быть автоматизирована до мелочей, иначе вы погрязнете в ручном контроле. Мало обсудить задачу или сформулировать ее в сообщении. Заведите онлайн-офис или CRM-систему, где вы сможете отслеживать процесс выполнения задач каждого из сотрудников по отдельности и команды в целом. В онлайн-офисе также можно фиксировать цели и задачи по стратегическому развитию компании, где каждый из сотрудников найдет информацию, какую роль он играет в команде.
Для наших задач мы автоматизировали работу в YouGile. Но существует еще несколько сервисов с не менее удобным интерфейсом и похожим функционалом.
3. Определите сильные стороны каждого сотрудника
Представители поколения Z быстро теряют интерес к работе и не боятся от нее отказываться. Поэтому определите, в каких областях каждое звено команды имеет сильные стороны, и согласно этому распределяйте задачи. Принимая сотрудника в команду, мы всегда смотрим на ключевые навыки и опыт их применения в резюме. Кроме этого, определить сильные стороны человека помогает тест Ицхака Адизеса. Результаты теста подскажут, на какую позицию поставить того или иного сотрудника.
В нашей команде ценятся специалисты, которые могут выполнять разноплановые задачи качественно и быстро. Но, несмотря на это, мы знаем, например, кому поручить собрать информацию, а кому — проанализировать ее. И благодаря этому наши процессы работают слаженно и эффективно.
Безусловно, даже те задачи, которые у специалиста могут хорошо получаться, не всегда легки для выполнения. В таких случаях к выстраиванию рабочих процессов подключается мотивация.
4. Мотивируйте не только деньгами
Денежный вопрос актуален для зумеров не менее, чем и для других поколений, однако не первостепенен. Работать бесплатно молодые сотрудники, конечно, не будут, напротив — они часто претендуют на высокий гонорар даже на старте. Но если грамотно объяснить сотруднику, от чего будет зависеть рост его зарплаты, он будет готов трудиться и энергично добиваться достижения цели. Главный момент — дать понять зумеру, что к успеху он может прийти быстрее, чем его родители. Ему не придется работать на одной должности десять лет, чтобы сделать шаг на ступеньку выше. Если он будет учиться, развивать компетенции и работать, то может прийти туда намного быстрее.
Для зумеров не менее важен статус и стремление к общей цели, а также то, как он влияет на результаты бизнеса и какое место в команде занимает.
Мы ежемесячно проводим мастер-классы, лекции, интерактивы на различные темы, чтобы узнать друг о друге больше в неформальной обстановке. Это помогает сформировать доверительную и дружескую атмосферу в коллективе.
5. Будьте чутки к эмоциям и чувствам
Двадцатилетние — личности весьма эмоциональные. И как бы много ни писалось в пособиях по бизнесу, что в работе нет места эмоциям, в отношении работы с зумерами — все же есть.
Мы общаемся с каждым участником команды и интересуемся его настроением. Но здесь важно найти золотую середину, иначе есть риск нарваться на манипуляции со стороны работника и получать бесконечные оправдания бездействию. Мы понимаем, что в жизни случается всякое. Но как только начинаем замечать, что из-за постоянных личных проблем задачи систематически перестают выполняться или выполняются кое-как — выходим на личный разговор и обсуждаем пути решения проблемы.
6. Обучайте бесплатно
Молодые целеустремленные сотрудники часто обращают внимание на то, какие возможности им дает компания: интересные проекты, опыт, новые навыки.
Мы проводим обучение своими силами или отправляем на обучение, если внутри нет нужных компетенций. Ежемесячно фиксируем, где у команды чаще всего возникают трудности, и коллективно разбираем, как их можно решить, давая право высказаться каждому из участников.
Кроме этого, когда мы берем в команду нового специалиста, то закрепляем за ним наставника — более опытного менеджера, который в течение месяца вводит его в курс дела и посвящает во все детали и особенности нашей работы. Мы как руководители тоже активно участвуем в этом процессе.
7. Соблюдайте TOV компании всегда
Тон общения в вашей компании должен считываться уже на моменте размещения вакансии. Рекомендуем с первого контакта начинать общение с кандидатом в таком тоне, в котором вы обычно делаете это на рабочем месте.
Мы, как большинство диджитал-специалистов, даже на этапе собеседования переходим с кандидатами на «ты» и часто узнаем какие-то детали их личной жизни. Такая обстановка в процессе коммуникации с зумерами помогает лучше понять их и предсказать, как они могут проявить себя в команде.
8. Управляйте без стресса
Молодым сотрудникам сложно работать в состоянии тревоги и стресса. Поэтому проявляйте эмоциональный интеллект, помните о личных границах, которые зумеры умело отстаивают. Повысьте голос — и вы напрочь отобьете у работника желание делать что-либо вообще. Поэтому выбирайте формат общения, при котором ваша критика не будет звучать как обвинение. Не забудьте обсудить, как сотрудник может исправить ошибки.
В завершении отметим главное: эффективное сотрудничество с поколением Z возможно, хотя и имеет много нюансов и внимания к деталям. Но если научиться выстраивать работу, учитывая особенности зумеров, то они могут проявить себя с лучшей стороны и привести вашу компанию к большим успехам.