Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Как руководители ломают бизнес-процессы компании: 5 грубых ошибок

На 100 компаний примерно 80 закрываются в первый год жизни. В течение трех лет закрывается еще порядка 80%. Одна из причин — ошибки управленцев при выстраивании бизнес-процессов. Их разбирает Антон Самутин, СЕО агентства CRM-маркетинга Out of Cloud
Как руководители ломают бизнес-процессы компании: 5 грубых ошибок

Ошибка № 1. Неумение делить проблемы на локальные и системные

Когда сотрудник ошибается или начинает работать не очень эффективно, неопытный руководитель проводит разговор с глазу на глаз и указывает на ошибки. Казалось бы, пожурил сотрудника — решил проблему. Однако ситуация может повториться с другим сотрудником, а затем еще с одним.

Если это происходит, значит, ошибка не локальная, случившаяся разово из-за недочета сотрудника, а системная. Такая ошибка влияет не только на результаты отдельного работника, но и на производительность целого отдела.

Поэтому руководителю всегда стоит задавать себе вопрос: «Точно ли к текущему результату привела локальная ошибка отдельного сотрудника? Или это системная ошибка в менеджменте, из-за которой не закрываются важные клиентские потребности?»

Как исправить

Выясните, на каком уровне произошла ошибка: на уровне сотрудника (локальная) или компании (системная). Системную ошибку решайте комплексно. Например, у нас в агентстве есть отдел, который занимается разработкой стратегий CRM-маркетинга для клиента. Долгое время эффективность этого отдела измерялась тем, остался ли клиент доволен предложенной стратегией. При этом не учитывалось, как внедрение стратегии повлияет на бизнес-показатели заказчика. То есть задача с разработкой стратегии выполнялась, но при реализации стратегии постоянно возникали проблемы. Тогда руководство внедрило новую метрику — стали оценивать, как предлагаемое решение влияет на бизнес-показатели клиента. Для этого:

  • ввели ежеквартальную проверку показателей внутри проектов и наладили процессы, чтобы каждое подразделение фокусировалось на достижениях клиента, а не на факте выполненной работы. Это помогло увеличить уровень удовлетворенности клиентов;
  • переписали систему мотивации, чтобы каждый сотрудник видел, как его идея влияет на итоговую выручку.

Ошибка № 2. Отсутствие приоритетов

Зачастую руководитель увлекается процессами ради процессов. В итоге он берется сразу за много задач и не анализирует, для чего их нужно решать. Особенно часто это происходит в первые годы работы бизнеса.

Если у руководителя нет четко выстроенных приоритетов, их нет и у команды. В результате никто в компании не знает, куда двигаться и за что браться в первую очередь. Поэтому важным направлениям не уделяется достаточное внимание. Например, агентство бросает все усилия на работу с текущими клиентами, а новых привлекает по остаточному принципу. Потом текущие проекты заканчиваются, и агентство оказывается на грани закрытия.

Как исправить

Прежде чем улучшать процесс, поставьте четкую цель. Разбейте цель на задачи и подумайте, какие действия быстрее приведут к их выполнению. В приоритет ставьте задачи, которые позволяют:

  • увеличить прибыль компании,
  • улучшить и оптимизировать бизнес-процессы,
  • повысить конкурентоспособность,
  • управлять финансами и сотрудниками.

В примере с агентским бизнесом главным приоритетом все же остается удержание клиентов. Постоянные клиенты генерируют проекты, а значит, и деньги. Поэтому важно добиться того, чтобы им не хотелось уходить к другим игрокам рынка. В частности, позаботиться о:

  • сервисе — оперативно и вежливо отвечать на любые запросы, выстроить электронный документооборот, продумывать персонализированные решения. От этого зависит качество работы и итоговый уровень удовлетворенности от клиента. А значит, растет вероятность, что он вернется вновь;
  • слаженности рабочих процессов: создать регламенты и выстроить систему оценки эффективности работы сотрудников, разработать соглашение об уровне сервиса (SLA) для каждого отдела и внутренние стандарты. В регламентах прописывают обязательные правила выполнения задач и указывают ответственных за их соблюдение. А вот внутренние стандарты представляют собой рекомендации, которым каждый сотрудник может следовать по желанию.

Ошибка № 3. Незаменимые элементы в системе

Частая ситуация — многие процессы в компании замыкаются на одном сотруднике, из-за чего он становится незаменимым. С одной стороны, это хорошо: сотрудник полностью погружен в работу, знает все подводные камни и выдает качественный результат. С другой — стоит такому сотруднику уйти из компании, и бизнес понесет потери.

Например, в компании есть талантливый маркетолог. Он отвечает за все, что связано с продвижением бизнеса в интернете: оптимизирует работу сайта для того, чтобы компания выходила в верхние строчки поисковиков, настраивает рекламные кампании, работает с лидерами мнений. Словом, решает сразу вагон задач, делает это быстро и качественно. В моменте руководителю может казаться, что решить горящую проблему с клиентом на полмиллиона рублей приоритетнее, чем раскрыть «секрет успеха» сотрудника, приносящего компании 10 млн руб. Но если на следующий день сотрудник уволится, пойдет в отпуск или просто заболеет, процессы встанут, а эффективность всего отдела упадет. Как следствие, компания рискует потерять клиентов и деньги.

Как исправить

Проанализируйте то, как работает ключевой сотрудник. Составьте регламент. Включите в него источники, которыми пользуется сотрудник, чтобы искать информацию и создавать документацию, этапы работы над задачами, нюансы конкретного проекта. Сделайте регламент доступным для других сотрудников.

Ошибка № 4. Неумение делегировать задачи

Рано или поздно большинство владельцев бизнеса решают избавиться от операционки и сосредоточиться на стратегических задачах. При делегировании может возникнуть следующая ошибка: управленец понимает некомпетентность подчиненных и замыкает исполнение всех задач на себе. Такой подход мешает масштабированию.

Как исправить

Комплексно подойдите к собственному восприятию делегирования. Для того чтобы научиться это делать, необходимо работать со своим мышлением: избавляться от искажения «хочешь сделать хорошо — сделай сам».

Делегируйте не сами задачи, а функцию контроля их выполнения. Руководители отделов должны грамотно выстраивать работу своих сотрудников, чтобы те давали качественный результат. Если же они вынуждены своими руками делать задачи подчиненных, нужно чинить процессы.

Ошибка № 5. Отсутствие горизонта планирования

Если руководитель выстраивает все бизнес-процессы по принципу «здесь и сейчас», он с большой долей вероятности столкнется с болезнью роста. При этом даже если все процессы в компании в целом или в отдельно взятом отделе хорошо налажены для существующих объемов работы, это не значит, что в будущем все будет функционировать так же эффективно. Когда бизнес вырастет, число проектов увеличится, компания может не справиться с новым объемом задач, потому что не хватит ресурсов и понимания, как работать в новых условиях.

Как исправить

Выстраивайте процессы с прицелом на будущее. Для этого задавайте себе вопрос, как заложить в структуру механизмы масштабирования при увеличении объемов задач. Минимальный горизонт планирования для бизнеса — два года.

Например, сейчас отдел состоит из десяти человек и зарабатывает для компании 5 млн руб. в месяц. Если оборот вырастет в четыре раза, для качественной работы потребуется не только 40 линейных сотрудников, но и четыре новых руководителя — на каждые десять человек нужен свой управленец. Компания не может позволить себе нанять столько руководителей. Поэтому нужно перестроить систему работы, не дожидаясь роста и проблем, которые с ним будут связаны. Не стоит проектировать модель, которая не выдержит увеличения нагрузки.

Главная задача руководителя — создать прозрачную систему работы внутри команды, от этапа постановки задач до контроля конечного продукта. Если есть системность, компания сможет успешно масштабироваться, несмотря на проблемы роста и внешние факторы.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 17:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 17:21
ГК «Галс-Девелопмент» завершил благоустройство в «Маслово Forest Club» Пресс-релиз, 17:40
Эмоции, карьера и смысл жизни: как ИИ изменит человеческую идентичность Тренды, 17:39
Минцифры предупредило о постепенном отказе от входа на госуслуги по смс Общество, 17:38
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37
Утверждено расписание ЕГЭ на 2026 год Общество, 17:36
Cloudflare сообщила о восстановлении работы после масштабного сбоя Общество, 17:36
Курскому бизнесмену дали 24 года из-за зенитного прожектора для «Азова» Политика, 17:33
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Путин назвал слова Индиры Ганди точным описанием отношений России и Индии Политика, 17:31
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
Смягчение позиции ЦБ и биткоины SpaceX. События недели на крипторынке Крипто, 17:28
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23
На автозаводе объяснили, какие «Москвич 5» появились в Нижнем Новгороде Авто, 17:23
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17