Новый офисный синдром — ложное выгорание сотрудника на работе
Как распознать манипуляции сотрудника, который просит снизить нагрузку, жалуясь на выгорание
Если задать прямой вопрос, почти каждый ответит: «Да, я выгорал». Но чаще это все же подмена понятий, и речь может идти не о выгорании, а о затяжном стрессе или о физической и эмоциональной усталости, ведь выгорание — последняя стадия утомления. Руководителю важно понять в такой ситуации: у человека настоящее выгорание или просто усталость от сложного периода. Люди — не фениксы, не все могут восстать из пепла.
Бывает, что сотрудники манипулируют руководителем, говоря о выгорании и прося каких-либо преференций: снижения нагрузки или повышения дохода. Будьте внимательны к поведению таких сотрудников. При ложном выгорании человек чаще всего использует тему профессионального выгорания как удобный способ избежать сложных задач и ответственности, а не как настоящий запрос о помощи.
Если они говорят об усталости, но при этом они:
- сохраняют обычный уровень активности;
- участвуют в нерабочих инициативах;
- уклоняются от сложных или нежелательных задач, но при этом готовы выполнять более приятные или менее ответственные;
- используют жалобы на усталость, чтобы избежать проверок или снизить ваши требования к их результату, и это повторяющееся поведение, —скорее всего, это манипуляторы.
Однако будьте крайне осторожны в своих предположениях, ведь неправильная оценка может подорвать доверие. Важно помнить, что выгорание сотрудника на работе может сочетаться с высоким уровнем стресса и личными обстоятельствами, поэтому поспешный вывод о манипуляции опасен для рабочей атмосферы.
Поговорите с таким сотрудником наедине, сначала дайте ему высказать жалобы, а потом — предложить решения и аргументировать их. Считает ли он, что стал работать менее эффективно? Сомневается ли в своей компетентности? Сравните нагрузку этого сотрудника с нагрузкой его коллег — действительно ли он перерабатывает? Если задачи распределены равномерно, подумайте: есть ли у него субъективные причины чувствовать переутомление? Узнайте, как сотрудник проводит свободное время и есть ли у него увлечения. Затем проанализируйте его ответы: манипулятор вряд ли захочет признаваться в снижении эффективности и неспособности качественно выполнить работу. Так шаг за шагом можно понять: настоящее выгорание или ложное — и найти истинную причину проблемы.
Но возможно, что работник и правда переутомлен — обычно это проявляется следующим образом.
Первые реальные сигналы SOS от вашего сотрудника
Один из первых признаков усталости сотрудника — изменения в его поведении. Например, раньше он всегда выполнял задачи, вовремя и с энтузиазмом брался за новые проекты, а теперь задерживает сроки, качество выполненных задач падает, а число ошибок растет, он проявляет меньше инициативы, молчит на встречах, не подхватывает генерацию новых идей. Это может быть признаком потери интереса к работе и эмоционального истощения. Именно так появляются первые симптомы профессионального выгорания, и становится понятно, что эмоциональная усталость постепенно заменяет усталость от работы.
Другой яркий пример — сотрудник начал часто брать больничные и дополнительные дни отпуска, опаздывать на работу или вовсе попросил постоянно оставаться на удаленке — все это может указывать на усталость, желание избегать рабочей среды и контактов. Для руководителя такие изменения — важные сигналы. По ним можно вовремя заметить признаки выгорания у сотрудника и начать профилактику.
Психологическая раздражительность — еще один индикатор усталости. Сотрудник легко выходит из себя при малейших затруднениях или конфликтует с коллегами, негативно реагирует на обратную связь, чаще высказывает недовольство, начинает повышать голос, отказывается участвовать в совместных инициативах. Это явный признак стресса и выгорания. Оно сказывается на человеке и настроении всей команды.
Не надо забывать и о физических признаках: бледность, темные круги под глазами, выглядит утомленным, перестал следить за внешним видом и жалуется на проблемы со сном — еще один тревожный звоночек. Эти внешние сигналы помогают увидеть симптомы профессионального выгорания. Они показывают, когда стоит вмешаться раньше, чем выгорание сотрудника перерастет в затяжной кризис.
Выгорание — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. С 2022 года включен в МКБ-11 (Международную классификацию болезней), является основанием для получения медицинской помощи. То есть причины выгорания и его последствия выходят далеко за рамки простой усталости и требуют внимательного отношения со стороны руководителя и HR.
Пять причин выгорания
- Высокая нагрузка, стиль руководства, токсичная среда и скука — четыре всадника Апокалипсиса любого сотрудника. Именно они чаще всего выступают ключевыми причинами выгорания в офисной среде.
- Избыточный объем и сверхурочная работа, частые масштабные проекты без достаточного времени на восстановление могут привести к физическому и эмоциональному истощению. Во время беспрерывной работы даже мотивированные сотрудники постепенно эмоционально выгорают и начинают воспринимать работу как источник постоянного стресса.
- Личность руководителя играет важную роль в эмоциональном состоянии сотрудников. Авторитарный стиль управления, переход на личности, нечетко определенные роли и задачи, несогласованность и отсутствие поддержки могут усугублять ситуацию. Создание безопасной и продуктивной среды — несомненно, основная задача каждого руководителя. Если этого нет, профессиональное выгорание сотрудников становится лишь вопросом времени, а ложное выгорание превращается в удобную защитную реакцию и форму пассивного протеста.
- Негативная атмосфера, конфликты, отсутствие доверия и взаимопонимания в команде — одни из ключевых факторов эмоциональной усталости и стресса на работе. Чем ниже уровень доверия и прозрачности, тем выше риск, что выгорание сотрудника закрепится и начнет восприниматься как норма, а не как тревожный сигнал к изменениям.
- Скука — это часто состояние безразличия, низкой энергии или отсутствия мотивации. Если оставить скуку без внимания, она может привести к другим негативным эмоциям: равнодушию, усталости, апатии или недовольству и раздражительности, а затем злости и даже гневу. Скука может стать отправной точкой ухудшения общего психоэмоционального состояния сотрудника и всей команды. Если человек начинает скучать, это может означать, что он устал от рутины или бессмысленности работы, не чувствует, что его вклад важен и влияет на бизнес. Возможно, он разочарован оттого, что его не поощряют и не хвалят за результаты, что отсутствуют вызовы или ему не хватает общения с коллегами.
Все это — типичные причины профессионального выгорания, которые важно видеть до того, как сотрудник эмоционально выключится из процессов или заявит о выгорании в ультимативной форме.
Как руководитель может оказать сотруднику первую помощь
Первый шаг — открытое общение с сотрудником на one-to-one встрече, где вы сможете понять, что происходит в его жизни и вне работы. Возможно, у него есть личные проблемы — семейные трудности, переезд, утрата близкого человека или другие обстоятельства, которые влияют на его продуктивность. Или человек перфекционист, и у него высокие ожидания от себя и окружающих. Задавайте открытые вопросы, выразите свою заботу и поддержку, спросите, как вы можете помочь, и дайте возможность собеседнику «поныть». Постарайтесь выяснить, действительно ли он устал или же просто хочет вашего внимания. Такой формат разговора помогает отличить ложное выгорание от реальной перегрузки и понять, какие именно меры поддержки нужны. При начальном и среднем уровне усталости помогают временные меры поддержки для восстановления рабочего состояния:
- пересмотрите нагрузку;
- предоставьте дополнительные ресурсы;
- предложите не работать по пятницам в течение нескольких недель;
- помогите ускорить выполнение задач и предложите взять отпуск сразу после завершения проекта;
- направьте на обучение по управлению стрессом.
Иногда можно рекомендовать обратиться к специалисту, например к психологу. Это особенно важно, когда вы видите устойчивые признаки выгорания сотрудника и понимаете, что внутренних ресурсов команды уже недостаточно, чтобы вернуть человека в рабочее состояние.
Как защитить сотрудников от выгорания
- Помните о ключевом принципе work-life balance — здоровом балансе между разными сферами жизни, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы и избегать перенапряжения, а главное, о том, что каждый сотрудник имеет на это право: переработки и дополнительные нагрузки — прямой путь к тому, что команда превратится в пепелище. Профилактика выгорания на работе и забота о ментальном здоровье сотрудников — зона ответственности работодателя, если он хочет сохранить устойчивую и мотивированную команду.
- Проводите комплексные программы для сотрудников, особенно работающих с трудными клиентами, в продажах, в службах поддержки, контакт-центрах. С такими сотрудниками надо работать системно: гибкий график работы, тренинги по управлению стрессом, эмоциями, работой с возражениями, встречи с психологами помогут предотвратить или снизить эмоциональную усталость. Такие программы укрепляют корпоративное благополучие, снижают уровень стресса в офисе и помогают менеджерам раньше замечать симптомы профессионального выгорания.
- Оформите публичную доску лидеров, где будут отмечаться успешные личные достижения, помните о важности публичного признания заслуг. Регулярное признание достижений снижает риск выгорания сотрудника на работе и делает усилия видимыми для всей команды.
- Создайте уютную атмосферу в офисе: добавьте зелени, позвольте своим сотрудникам улучшать рабочие места личными предметами, предоставьте общие доски, где все могут делиться идеями или вдохновляющими цитатами, приобретите настольные игры. Такие простые элементы среды помогают поддерживать психоэмоциональное состояние команды и служат мягкой профилактикой выгорания.
- Проводите регулярные индивидуальные встречи, которые позволят своевременно выявлять возможные проблемы и купировать их в самом начале.
- Четко объясняйте свою позицию, предлагайте помощь в разрешении конфликтов. Чем выше уровень ясности, тем меньше эмоциональной усталости. Прозрачная коммуникация и понятные ожидания существенно снижают риск того, что выгорание сотрудника останется незамеченным до последнего момента.
- Вводите и соблюдайте приятные традиции и ритуалы, например совместный десятиминутный кофе-брейк с утра или настольные игры по пятницам в конце рабочего дня.
- Коллективно посещайте мастер-классы, спортивные марафоны, формируйте командные проекты.
Все это укрепляет команду и уменьшает вероятность того, что ложное выгорание станет удобной маской для отсутствия вовлеченности.
Кейс: как несколько простых подходов могут значительно улучшить самочувствие сотрудников и стимулировать их к переосмыслению себя и своей работы.
В компании раз в неделю проводятся 15-минутные утренние медитации, направленные на улучшение концентрации и общего самочувствия сотрудников.
Результат: сотрудники отмечают положительный эффект, медитации помогают снизить уровень стресса, повысить фокус и создать более позитивное настроение на весь день.
Помимо медитаций, эффективным решением стали регулярные встречи с интересными людьми из различных сфер, не связанных напрямую с бизнесом. Интеграция таких практик в корпоративную культуру показала, что инвестиции в эмоциональное и интеллектуальное развитие сотрудников приносят ощутимые результаты бизнесу, так как не только улучшают самочувствие сотрудников, но и повышают мотивацию к достижениям стратегических целей компании. Подобные меры работают и как профилактика выгорания, и как способ уменьшить его симптомы у тех, кто уже близок к грани истощения.
Семь качеств, необходимых руководителю для оценки состояния сотрудника
- Эмпатия — способность чувствовать и сопереживать людям.
- Самоосознанность — понимание своих эмоций и их влияния на окружение.
- Наблюдательность — внимание к поведению сотрудников.
- Доверие и открытость — сотрудники знают, что могут обратиться к руководителю с любыми вопросами.
- Гибкость и адаптивность — способность быстро реагировать на изменения, корректировать планы и перераспределять обязанности в зависимости от состояния команды.
- Умение работать с конфликтами — готовность вовремя вмешаться и помочь разрешить конфликт.
- Интуиция и проницательность — способность чувствовать общую атмосферу и настроение команды и предотвращать ситуации эмоциональной и физической усталости сотрудников.
Эти качества помогают руководителю отличить настоящее выгорание сотрудника от ложного, вовремя увидеть причины и правильно поступить.