Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Пять разных поколений на рынке труда. Чего они хотят и что делать HR

Сегодня в одном кабинете или на заводской площадке могут одновременно оказаться 50-, 30- и 20-летние работники. Как компаниям реагировать на этот поколенческий микс, своими наблюдениями делится директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Российский рынок труда проходит через уникальный период: в одной компании могут одновременно трудиться и взаимодействовать представители сразу пяти, а порой и шести разных поколений — от традиционных беби-бумеров до цифровых зумеров и совсем юных альфа. Такой разброс возрастов и, как следствие, ценностей и мировоззрений создает новые вызовы для всех участников.

Кто все эти люди

Беби-бумеры, люди, родившиеся в период с 1946 по 1964 год. Сейчас они часто работают в качестве руководителей, в силу опыта и возраста имеют экспертное мнение по профессии или в своей сфере, встречаются в качестве консультантов и советников. Различные исследования, в частности большой срез потребительских настроений в России, проведенный компанией «Яков и партнеры» и холдинга РОМИР, показал, что в ценности данной категории укладываются такие понятия, как трудоголизм, карьерный рост, командный дух. Старшее поколение мотивируют статус, уважение, финансовое вознаграждение. А основной причиной ухода с текущего места работы, кроме выхода на пенсию, оказалось улучшение социального пакета.

Еще одна большая когорта — поколение X (1965–1980). Сейчас это основа управленческого звена. И их ценности, касающиеся работы, — рост заработка, прагматизм, самостоятельность, а также потребность в удовольствии от работы.

Третьи по счету на рынке труда — миллениалы (1981–1996). Сейчас они самая активная часть рынка. Их ценности часто вращаются вокруг осмысленности работы, развития и свободы выбора. При этом, если это поколение решается на смену работы, то движущим фактором становится также рост в доходе, потребность в радости от работы и востребованность гибкого графика.

Зумеры, люди, родившиеся в период с 1997 по 2012 год. Это те самые молодые специалисты и стажеры, о которых так много говорят в последнее время. Мы все чаще видим, что в их ценности входит цифровизация, быстрый и понятный результат и, конечно, work-life balance. Больше всего при поиске работы их мотивирует удаленка или гибридный, а также гибкий график, проектная работа, а также ответственность и экологичность компании. И если зумеры решаются сменить работу, то в первую очередь потому, что чувствуют потребность в развитии, они, как любые молодые специалисты, замотивированы на карьерный рост.

В компаниях впервые работают шесть поколений сразу. Как избежать балагана
Образование
Фото:Brent Stirton / Getty Images

И наконец, альфа, люди, родившиеся с 2010 года по настоящее время. Они уже делают первые шаги на рынке труда, их еще совсем немного среди активных работников, но интерес ко всему есть. Например, на hh.ru с начала года в целом по стране резюме создали или обновили более 81 тыс. молодых пользователей, родившихся в 2010 году.

Рынок труда под аффектом

Весь этот поколенческий микс, конечно, влияет на рынок труда, на HR-стратегию, на системы мотивации работников и варианты, а также формы удержания сотрудников на фоне разворачивающегося кадрового голода.

Во-первых, во второй половине 2020 года на фоне восстановления спроса на персонал после пандемии и в период, когда демографическая яма 1990-х впервые заявила о себе на рынке труда, проявилась тенденция лояльного отношения к найму возрастных сотрудников. Как показал опрос компаний, проведенный hh.ru в конце 2020 года, сотрудники пенсионного возраста были в штате у 59%, предпенсионного возраста — у 57%. Не было таких сотрудников у каждого пятого (20%) из опрошенных работодателей. В среднем работники пенсионного возраста составляли в 2020 году всего 7% от общего количества сотрудников опрошенных компаний, работники предпенсионного возраста — 11%.

Сейчас ситуация немного иная. Доля сотрудников пенсионного возраста за последний год выросла, как и выросло число предложений о работе, которые работодатели высылают, например, соискателям 65+ лет. Так, по данным облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix, за последние три года более 40% российских работодателей пересмотрели требования к возрасту соискателей в сторону его увеличения, причем половина из них — представители малого и среднего бизнеса (со штатом менее 100 сотрудников). В целом отношение к соискателям 40+ в лучшую сторону изменили 41% российских работодателей. Реже нанимать людей старшего возраста в последние три года стали лишь 7% компаний.

Кроме того, почти четверть (23%) опрошенных отметили, что среди трудоустроенных за последний год кандидатов преобладают соискатели в возрасте 41–55 лет (то есть рожденные с 1969 по 1983 год).

В то же время каждая пятая компания (20%) отмечает, что инвестирует в работу с начинающими специалистами и стала чаще нанимать молодежь. Такую тактику найма выбирает почти каждый третий работодатель с численностью штата от 100 до 500 сотрудников (28%) и каждая четвертая компания с командой более 1000 сотрудников (23%). Также 17% работодателей заявили, что за последние три года чаще всего принимали на работу молодых специалистов (в возрасте 18–25 лет, то есть рожденных с 1999 по 2006 год).

20-летние скоро займут все топ-позиции: как готовиться компаниям — 8 идей
Образование
Фото:Андрей Любимов / РБК

Таким образом, сегодня бизнесу нужно отслеживать не только рыночный уровень оплаты труда и предложения конкурентов, но и социально-демографические тренды, изменяя в соответствии с ними тактику подбора и требования к кандидатам. Важно учитывать реальную численность трудоспособного населения, а не личные убеждения (и тем более предубеждения), связанные с тем или иным возрастом, а также применять различные подходы к привлечению и удержанию сотрудников.

Мировой опыт показывает, что мультивозрастные команды — это ценно для бизнеса, потому что более опытные специалисты могут обучать молодых и, наоборот, происходит обмен знаниями и практиками. Кроме того, сотрудники с большим профессиональным и жизненным опытом часто более мотивированы на долгосрочное сотрудничество с компанией-работодателем и могут показывать хороший пример начинающим специалистам. Люди, рожденные в 1960–1970-е годы, всю свою профессиональную жизнь трудятся при рыночной экономике, они преодолели множество кризисов (от ситуации в 1990-х, мирового кризиса в 2008-м до COVID-19 и геополитики) и активно используют современные технологии. Такие работники могут стать настоящей находкой для любого бизнеса, и все больше компаний начинают понимать это.

Ценности, кнуты и пряники

В связи с тем, что в одном кабинете или на заводской площадке теперь могут одновременно оказаться 50-, 30- и 20-летние работники, у эйчаров начала болеть голова про их грамотную мотивацию.

Мотивация «кнутом» сейчас утрачивает распространение, и это касается, кстати, не только молодых кадров, но и возрастных, которые тоже видят обилие предложений о работе и не будут уж слишком долго терпеть и рассмотрят предложение компании-конкурента. Именно поэтому штрафы и наказания — это устаревший подход, который демотивирует сотрудников, создает негативную атмосферу и может привести к увольнению ценных кадров. Публичное унижение — это не только неэффективно, но и не этично. Такое обращение с сотрудниками приводит к потере уважения, что отрицательно сказывается на их мотивации. Постоянное наблюдение и микроменеджмент демотивируют сотрудников и подавляют их инициативу. Доверие к сотрудникам становится более эффективно, чем контроль.

Также теряет актуальность и финансовая стимуляция, не учитывающая индивидуальные потребности. Cотрудники могут быть мотивированы не только денежными выплатами, но и гибким графиком, возможностью работать удаленно, дополнительными отпусками и т.д. Современные работники, и кстати, довольно часто это не только зумеры и миллениалы, но и условные иксы хотят чувствовать себя частью команды, иметь возможность влиять на процесс принятия решений, получать обратную связь и развиваться в профессиональном плане.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:21
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27
Netflix объявила о покупке студии Warner Bros. Бизнес, 15:25
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Чем известна певица Лариса Долина и что случилось с ее квартирой 15:12
Интернет-банк ПСБ для бизнеса признан лучшим на рынке по версии Markswebb Пресс-релиз, 15:11
Белый «Облачный танцор» стал цветом года. Что это значит и как носить Life, 15:09
Суд частично удовлетворил иск об изъятии имущества Тимура Иванова Политика, 15:07
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Запасы биткоинов SpaceX за два месяца сократились на $500 млн Крипто, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Губернатор Красноярского края проверил работу предприятий АПК Пресс-релиз, 14:59
Основатель «Белой дачи» связал запоздалое завещание с крахом бизнеса
РАДИО
Бизнес, 14:57
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
Движение вверх: что авиации дает прогноз погоды Национальные проекты, 14:52
В чем проявляется эстетика бренда. Разбираем на примере IKEA и Patagonia Образование, 14:50