«Игнорируют и отменяют». Как ведут себя наши 20-летние дети на работе
Какие они — молодые сотрудники, только начинающие свою карьеру, вчерашние дети? Давайте рассмотрим семь характерных черт поколения Z: проанализируем, что сформировало их особенности, как упростить им адаптацию в коллективе и сделать их эффективными участниками рабочего процесса.
1. Не выносят доминирования
А.И. Макаров, философ и культуролог, отмечает: бытует мнение, что смена поколений обусловлена желанием молодых исправить или компенсировать те черты предыдущего поколения, которые кажутся им неприемлемыми. Однако зумеры категорически нарушают этот закон. Они не стремятся исправить что-либо, вместо этого они игнорируют и отменяют. При возникновении конфликта они предпочтут остаться в стороне. Агрессия и доминирование хорошо распознается зетами.
Что делать?
Для них очень важны комфорт и дружелюбная атмосфера на рабочем месте.
С первых же дней постарайтесь наладить доверительный контакт. Познакомьте их с корпоративной культурой, проведите ориентационные сессии, чтобы зумеры понимали, что они могут дать компании. Для этого подойдет формат интерактивной встречи, на которой можно презентовать миссию, ценности, цели компании и возможности развития для сотрудника. Можно использовать игровой формат, например Welcome Day, в рамках которого сотрудник поучаствует в командных играх, где познакомится с коллегами, в квестах, связанных с рабочим местом, в неформальной обстановке пообщается с руководством.
2. Психуют и унывают
Поколение Z очень тревожное. Молодые люди подвержены паническим атакам, впадают в тревожное состояние и депрессию. Основной причиной является тот объем информации, который они обрабатывают ежедневно. Почти половина зумеров страдают от депрессии, требующей клинического лечения. CDC (Centers for Disease Control and Prevention, федеральное агентство в США, которое отвечает за укрепление здоровья) утверждает, что самоубийство является второй по числу случаев причиной смерти поколения Z, оно выросло на 56% в период с 2007 по 2017 год.
У миллениалов тревожные расстройства обычно развиваются только к 30 годам. Одно из объяснений этого — их проектное мышление. Миллениалы привыкли мыслить категориями проектов: у всего есть начало, процесс и завершение. Они воспринимают идею конечности (как в проектах, так и в жизни) как естественную и неизбежную часть реальности. У них это не вызывает особых эмоций, они спокойно принимают временные рамки. Зумеры начинают задумываться о смерти намного раньше, и это приводит их к ранним психическим расстройствам.
Что делать?
В борьбе с тревожностью отчасти поможет проведение семинаров о том, как справляться с информационной перегрузкой, управлять стрессом и развивать эмоциональный интеллект. Также будет полезно внедрить программы поддержки ментального здоровья: предоставить доступ к корпоративным психологам или горячим линиям, оказывающим психологическую помощь, и проводить Mindfulness-сессии.
3. Страдают из-за «неподходящего» стиля коммуникации
Зеты сторонятся принятия решений. Нередко они проявляют неуверенность, ведь решение для них подсознательно воспринимается как конец, чего они избегают. Вместо уверенного «да» они предпочтут добавить «наверное», «скорее всего».
Характерным признаком неприятия категоричности является отсутствие точек в их письменном общении в конце предложения: точка воспринимается ими как знак завершенности и агрессии. Они выбирают более плавные и непринужденные формы общения, где эмоции и интонации передаются через визуальные символы (эмодзи, стикеры и мемы).
Парадоксом коммуникации с поколением Z является то, что, с одной стороны, зумеры всегда предпочтут онлайн-переписку звонкам, а с другой стороны, переписка будет уступать офлайн-общению, которое имеет для них наивысшую ценность.
Что делать?
Создайте зоны для неформального общения, кофе-брейков и мозговых штурмов в офисе и используйте корпоративные социальные сети или мессенджеры для общения и совместной работы на расстоянии. Эти два формата хорошо работают вместе. Важно наладить личный доверительный контакт с зумерами, а для коммуникации на расстоянии использовать текстовый формат вместо звонков.
4. Чувствуют себя творцами
Исследования площадки Pinterest показали, что поколение Z стремится получать новый опыт и заниматься творческими хобби. Число поисковых запросов «осенние занятия» (например, изготовление ювелирных изделий или сумок) увеличилось на 50%: проекты DIY (от англ. Do it yourself — «сделай это сам») становятся все более популярными. Кроме того, растет их интерес к клубным мероприятиям: все больше поисковых запросов молодых людей касается книжных клубов (+135%) и театральных кружков. Поколение Z боролось с осенней хандрой, сосредоточившись на инновационных хобби и контактах в реальной жизни.
Что делать?
Позвольте зумерам творчески самореализоваться, привлекайте их к различным творческим проектам.
- Маркетинговые кампании: предложите им разработать рекламные ролики для социальных сетей, которые будут резонировать с молодой аудиторией.
- Экологические инициативы: проект по минимизации отходов на производстве пополнится свежими идеями, вовлечет молодежь, улучшит имидж компании.
- Разработка инновационных продуктов и услуг.
5. На все смотрят с подозрением
Как отмечает Маргарита Ковалева, маркетолог, автор телеграм-канала о теории поколений «Дети и плети», многообразие контента, с которым сталкиваются зумеры, сформировало у них раннее критическое мышление. Именно по этой причине они ценят доказательность; для них важна аргументированность, они хотят докопаться до сути, исследуя что-то новое.
Что делать?
Проводите тематические обучающие сессии, микроленинги, тренинги и мастер-классы по актуальным темам, чтобы зумеры могли расширять свои знания и умения в интересующих областях. Например, это может быть тренинг по креативному мышлению, где сотрудники научатся решать проблемы нестандартным способом, или воркшоп по приспособлению искусственного интеллекта к решению специфических задач компании.
6. Хотят знать, с кем они тут и зачем
Команда Invisible Force (ex «Культура Инноваций») в своем отчете «О паттернах поведения, вызовах, привычках и актуальных запросах молодых специалистов» по результатам глубинных интервью выделила сквозные потребности зумеров:
- понимать свой ценностный вклад в развитие компании;
- ощущать себя частью команды;
- видеть пример человечного лидерства.
Что делать?
Для понимания своего вклада и того, как он повлияет на достижение общей цели, помогут командные проекты. Привлеките к ним зумеров: так они смогут ощутить командный дух и проявить свою креативность. Организуйте хакатон (особый формат соревнования, где участники решают поставленную перед ними задачу за определенный срок), пусть молодежь предлагает инновационные решения.
Поскольку для зетов важны лидеры мнений, назначьте им наставников — опытных сотрудников, которые смогут оказать поддержку и продемонстрировать примеры лидерства. Лидерство подразумевает эмпатию, внимание к индивидуальным потребностям человека. Предоставьте возможность старшим коллегам делиться своими историями с младшими. В результате такого взаимодействия молодой сотрудник приобретет уверенность и необходимые навыки, а наставник разовьет лидерские качества.
7. Все еще любят получать пятерки и другие ачивки
Зумеры хотят получать бонусы, а не стол для пинг-понга в офисе. Для этого есть несколько причин.
- Прагматичность и ориентированность на выгоду.
Зумеры выросли в эпоху экономической нестабильности и глобальных кризисов. Они предпочитают материальные бонусы или возможности, которые реально улучшат их качество жизни, а не символические «удобства».
- Защита личного пространства.
Для зумеров важен баланс между работой и личной жизнью. Стол для пинг-понга или другие офисные развлечения не смогут улучшить их жизнь.
- Фокус на развитии и свободе.
Они ищут работу, которая позволяет сохранять гибкость и дает реальные инструменты для личностного и карьерного роста: финансовую поддержку, обучение, удаленные форматы. Бонусы можно вложить в саморазвитие, что для них приоритетно.
- Отказ от «офисного романтизма».
Зумеры не склонны идеализировать офисную культуру. Для них работа — это выполнение задач, а не «вторая семья» или место, где нужно «жить».
Что делать?
Создайте прозрачную систему поощрений и мотивации. Поощрения могут быть как материальные (денежные вознаграждения, маркетплейсы с корпоративным мерчем), так и нематериальные (обучение и повышение квалификации, корпоративные мероприятия, встречи с руководителями). Вместе с тем компания может предложить такие нефинансовые способы стимулирования, как гибкий график, удаленная работа, дополнительные дни отпуска и мотивация через статус, так называемое «сухое повышение»: dry promotion, когда повышают по должности, не увеличивая при этом зарплату. Некоторым сотрудникам важен не только материальный аспект, но и признание их профессиональных заслуг, что может компенсировать отсутствие дополнительного финансового поощрения.
Поколение Z, несомненно, отличается от предшественников: они быстро учатся, полностью отдают себя процессу и вовлекаются в то, что действительно считают важным, заботятся о своем ментальном здоровье, отстаивают личные границы и дорожат своей зоной комфорта. Это смелые, открытые и многогранные личности, ищущие поддержки и понимания. Найдя правильный подход, работодатель сможет раскрыть те качества зумеров, которые принесут ощутимую пользу компании.