Иллюзия продуктивности: какие последствия ждут многозадачников
Многозадачность (она же мультизадачность, или мультитаскинг) — это одновременная работа над несколькими задачами, которая предполагает постоянное переключение внимания с одного дела на другое. Если вы слушаете радио по дороге на работу, разговариваете по телефону во время готовки, смотрите телевизор, отвечая на электронные письма, запускаете два рабочих проекта одновременно, — вы живете в режиме многозадачности.
Идея мультизадачности притягательна: кажется, что, если выполнить несколько дел за раз, можно больше успеть. Однако на это способны только 2,5% людей. Причина проста — человеческий мозг устроен так, что ему проще концентрироваться на чем-то одном. А параллельное выполнение разных задач может привести к плохим последствиям.
Вред для мозга. Многозадачность влияет на исполнительную функцию мозга, которая позволяет сознательно контролировать мысли, эмоции и действия для достижения поставленных целей. Процесс исполнительного контроля состоит из двух этапов:
- постановка целей (или приоритизация) — когда мы выбираем, над какой задачей работать;
- установка правил — когда мы решаем, каким образом будем выполнять задачу, чтобы справиться с ней наиболее эффективно.
Обычно прохождение этих этапов занимает доли секунды. Но интервал может увеличиться, если постоянно переключать внимание с одного дела на другое.
К тому же японские ученые еще в 2014 году обнаружили, что у людей, которые часто работают в мультизадачном режиме, уменьшается количество серого вещества в мозге, особенно в областях, связанных с когнитивным контролем и регуляцией поведения и эмоций.
Рассеянность. Многозадачные люди более рассеяны по сравнению с теми, кто сконцентрирован на одной задаче. Некоторые исследования связывают многозадачность с долгосрочной потерей концентрации внимания, которая не восстанавливается даже в случае, если человек отказывается от параллельного выполнения дел.
«Люди, которые постоянно работают в режиме многозадачности, не могут отфильтровать ненужное. У них возникают проблемы с рабочей памятью, они постоянно отвлекаются. Часто у них задействованы те участки мозга, которые не имеют отношения к нужным делам», — говорит психолог Клиффорд Насс.
Затраты на переключение. Выполняя несколько дел одновременно, мы работаем более медленно и менее эффективно. Нейропсихологи Кеван Мадоре и Энтони Вагнер пишут, что концентрация на одной задаче высвобождает умственные ресурсы, а переключение между разными занятиями ведет к повышенным когнитивным нагрузкам.
Но существует распространенное заблуждение, что, переключаясь между разными делами, мы можем взглянуть на проблему «свежим взглядом». Одно исследование, участники которого играли в две разные головоломки, опровергло эту идею. Первая группа испытуемых выполняла задания последовательно, а вторая — переключалась между ними каждые четыре минуты. Те, кто работал в режиме многозадачности, набрали значительно меньше баллов по заданиям. Исследователи заключили, что так называемые затраты на переключение — необходимость вспоминать правила каждой головоломки и предпринятые ранее шаги — перевешивают любые преимущества «свежего взгляда».
Больше ошибок. Исследование 2015 года показало, что школьники-многозадачники получают более низкие оценки, при том что выполняют задания дольше своих сверстников.
Мультизадачность также влияет на производительность у взрослых. Работа 2018 года указывает на то, что люди совершают больше ошибок при вождении, если занимаются еще чем-то во время поездки. А в ходе другого исследования ученые обнаружили, что эффективность многозадачных сотрудников на 40% меньше, чем у тех, кто работает последовательно.
Вред для отношений. Сейчас ученые активно исследуют явление, называемое техноференцией — когда цифровые технологии мешают людям полноценно проводить время друг с другом. Смартфоны позволяют нам заниматься несколькими делами одновременно — составлять списки дел, отвечать на рабочие письма, смотреть прогноз погоды, — но мешают качественному общению. Опросы показывают, что партнеры многозадачников, не способных оторваться от телефонов, часто неудовлетворены отношениями.
Стресс и расстройства настроения. Исследование, в котором участвовали студенты колледжа, показало, что уровень стресса растет пропорционально количеству выполняемых задач. Ученые связывают это с избытком информации, который перегружает мозг и вызывает стрессовую реакцию. А другие исследователи обнаружили прямую связь между многозадачностью и ухудшением симптомов депрессии и тревоги.
Как работает мозг при многозадачности
Каждый раз, когда мы хотим выполнить определенную задачу, мозг активирует три системы, которые определяют дальнейшее поведение: лобно-теменную сеть контроля, дорсальную сеть внимания и вентральную сеть внимания.
Лобно-теменная сеть отвечает за постановку цели, вспоминание и поиск нужной информации, а также за игнорирование отвлекающих факторов. Когда мы приступаем к выполнению задачи, в работу включается дорсальная сеть, которая помогает удерживать внимание на значимых стимулах, играющих роль в достижении результата. Но ресурсы этих систем ограничены — они не могут работать с несколькими целями одновременно.
Вентральная сеть обрабатывает стимулы, которые находятся вне поля нашего внимания, и отвечает за переориентацию. Когда мы работаем в режиме многозадачности, эта система становится слишком активной, из-за чего внимание рассеивается на конкурирующие потоки информации, в том числе отвлекающие и нерелевантные.
«Психологи и нейробиологи едины во мнении, что многозадачность нагружает наш разум. Лавируя между разными делами, мы пытаемся получить от наших нейрокогнитивных систем те результаты, на которые они не способны. В долгосрочной перспективе мы платим за это значительным снижением производительности», — пишут исследователи Кевин П. Мадор и Энтони Д. Вагнер из Стэнфордского университета.
Как бороться с многозадачностью
Часто люди ошибочно полагают, что они хорошие многозадачники. В 2018 году ученые опросили более 8 тыс. человек и обнаружили, что 93% респондентов считают, что хорошо справляются с несколькими делами одновременно. Исследователи говорят, что такое впечатление складывается из-за ухудшения навыков метапознания — еще одно последствие многозадачности, которое снижает нашу способность адекватно оценивать собственную эффективность. Другими словами, продуктивность снижается, но мы этого не ощущаем. И это может быть опасно в определенных ситуациях, например когда вы одновременно управляете машиной и переписываетесь в мессенджере. Поэтому первый шаг в борьбе с многозадачностью — признание проблемы.
Вот еще способы, которые помогут избавиться от многозадачности и стать продуктивнее.
Концентрируйтесь только на одной задаче. Так вы быстрее добьетесь нужного результата. «Благодаря десятилетнему опыту в инженерном деле и сфере образования я точно знаю, что последовательное выполнение задач порождает огромное количество инноваций. В мире, где существует много отвлекающих факторов, монозадачность — необходимая привычка, которая позволяет сохранять концентрацию и достигать результатов», — пишет глава Университета Лойола Мэримаунт Ирма Бессера.
Применяйте правило «20 минут». При четких временных рамках у вас не возникнет соблазна переключиться на что-то другое. 20 минут — не такой большой промежуток, но за него можно многое успеть, если не отвлекаться на социальные сети, электронную почту, чаты в мессенджерах и другие факторы. По истечении 20 минут сделайте небольшой перерыв. Затем вы можете продолжить работу или перейти к другой задаче.
Не держите задачи в голове. Сложно сосредоточить внимание на одном деле, когда думаешь о том, как успеть все остальное. Эту проблему просто решить — в начале дня распределите задачи по временным промежуткам. План можно корректировать и менять. Например, если в процессе работы вам поступило новое распоряжение от руководства, добавьте его в расписание и вернитесь к нему позднее.
Распределите задачи по категориям. В этом может помочь матрица Эйзенхауэра. Объедините дела в четыре группы: важные и срочные (например, отвезти родственника в больницу), важные и несрочные (повседневные задачи, которые нельзя не делать), срочные и неважные (например, помочь с чем-то коллеге), несрочные и неважные (например, прогулки по лесу или просмотр сериала). Этот метод помогает определить, в какой последовательности решать задачи.
Организуйте рабочее пространство. Если вам предстоят сложные задачи, требующие полной концентрации, найдите тихое место, где не будет отвлекающих факторов. Это может быть библиотека, кафе, коворкинг или уединенная беседка в парке.
Умейте сказать «нет». Желание угодить другим людям зачастую заставляет нас отодвигать на второй план собственные приоритеты. Подумайте о том, насколько целесообразно в тот или иной момент прийти к кому-то на помощь или выполнить чье-то поручение. В некоторых ситуациях (например, когда вы готовите презентацию по важному проекту, а ваш друг хочет поговорить с вами по телефону) следует все-таки сосредоточиться на собственных целях.
Если пришлось быть многозадачным, совмещайте дела правильно. Наш мозг управляет перцептивными (зрение и слух) и моторными (движения глаз и рук) ресурсами. Проблемы возникают в том случае, когда для нескольких задач нужны одни и те же ресурсы. Например, когда мы пишем эссе, нам легче слушать музыку, а не смотреть телевизор. По такому принципу вы можете совмещать несколько дел одновременно, не теряя в продуктивности.