Перейти к основному контенту
Экономика⁠,
0

Летать - не ездить: россияне в 2010г. предпочитают самолеты поездам

Пассажирооборот транспорта общего пользования в России после продолжительного падения начал расти. За январь-февраль 2010г. этот показатель увеличился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 54 млрд пассажиро-километров (п-км), сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Летать - не ездить: россияне в 2010г. предпочитают самолеты поездам

В кризисном 2009г. данный показатель упал на 8,4% (до 407,5 млрд п-км), однако с начала этого года уверенно прибавляет в весе. Если в январе пассажирооборот вырос всего на 0,3%, то в феврале темпы ускорились. На этом фоне особенно любопытно выглядит динамика в разных видах общественного транспорта. Так, перемещение автотранспортом практически не изменилось (в пределах 1%). При этом сильно сократился пассажирооборот железнодорожного транспорта (-16,3%), а вот в воздушном транспорте, наоборот, данный показатель вырос на десятки процентов (+36%).

Эксперты говорят о малой активности миграции населения из-за кризиса и дорогих железнодорожных билетах. Авиаперевозки же, по мнению, аналитиков, "отыгрывают" провальное падение начала 2009г.

Дорогая железная дорога

За два месяца 2010г. "Российские железные дороги" (РЖД) сократили перевозку пассажиров на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого год. Всего за январь-февраль текущего года поездами воспользовались 124,2 млн человек. В дальнем следовании перевозка сократилась на 6,3%, в пригородном сообщении — на 29,2%.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в марте заявил, что уровень тарифов на пассажирские перевозки достиг своего предела, а железнодорожники начинают проигрывать пригородным автобусным перевозкам и авиации. Все это происходит, несмотря на субсидирование перевозок дальнего следования.

Ярким примером повышения тарифов железнодорожниками стала ситуация с проездом в поездах пригородного сообщения в столичном регионе, где с 1 января 2010г. значительно повысились цены на билеты. Так, стоимость поездки в электричке в Подмосковье (на одну зону) выросла на 17,8% - до 16,5 руб., а поездки на электричке по Москве - на 18% - до 26 руб. При этом изменилась система оплаты проезда пересечении границы между Москвой и Подмосковьем. Тарифы суммировались, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 руб. Из-за изменения подхода к тарификации стоимость абонентских билетов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в 3-5 раз.

Резкое повышение тарифов вызвало большой общественный резонанс. В итоге новый порядок расчетов продержался чуть больше месяца. 2 февраля 2010г. представители РЖД, правительств Москвы и Московской области договорились вернуться с 6 февраля 2010г. к прежней системе расчета оплаты за проезд в электричках между Москвой и Подмосковьем. Однако размер повышения тарифов оставлен на прежнем уровне - около 18%.

Кроме дороговизны билетов, свою роль сыграло и ухудшение доходов населения в целом: упала миграционная активность населения, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. "Львиная" доля перевозок в общем пассажирообороте - это перевозки именно железной дорогой и автобусами.

Авиация отыграла показатели

Перевозка пассажиров за январь-февраль 2010г. возросла на 36,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 6 млн 176 тыс. человек. Однако такое солидное увеличение по итогам января-февраля объясняется очень низкой сравнительной базой, ведь первые месяцы прошлого года были провальными для авиаперевозчиков, отмечает А.Агибалов.

Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Ирина Воробьева добавляет, что в 2009г. цены на авиабилеты для пассажиров значительно снизились, поэтому по мере выхода из кризиса при поездках на дальние расстояния россияне предпочитают авиатранспорт.

Между тем, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков еще в конце прошлого года заявлял, что в 2010г. роста цен на авиабилеты не ожидается. Их стоимость будет соответствовать ценам 2009г., сказал тогда он. "Правительство продолжает оказывать поддержку перевозок с Дальнего Востока, из Сибири, а также региональных перевозок. У перевозчиков нет повода повышать цены, если только не будет роста цен на авиатопливо и сборы", - сказал тогда глава ведомства.

Рост будет

Эксперты сходятся во мнении, что в нынешнем году перевозки пассажиров увеличатся.

По словам И. Воробьевой, в стране сокращается количество безработных и восстанавливается мобильность населения, то есть спрос на транспорт растет. К тому же весной и летом увеличивается поток трудовых мигрантов, что должно значительно сказаться на объемах перевозок. Она прогнозирует увеличение пассажирооборота на железнодорожном и автобусном транспорте по итогам 2010г. в среднем на 8-10%. А вот авиаперевозки пассажиров в 2010г. вернуться к докризисному уровню, т.е. позапрошлогодней давности, считает И.Воробьева.

Однако эксперт прогнозирует при этом повышение цен как на авиабилеты (растут цены на нефть и продукты нефтепереработки, в том числе и керосин), так и на железндорожный и автотранспорт (перевозки пригородным транспортом убыточны и рост цен на билеты неизбежен).

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов говорит, что в связи с наступлением весенне-летнего сезона, оживлением деловой активности и предстоящим сезоном отпусков можно ожидать увеличения пассажирооборота и на автомобильном и на железнодорожном транспорте. За год этот показатель может превысить значения 2009г. и сравняться с докризисным 2008г.: пассажирооборот может быть равным 440-445 млрд. п-км.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 18:29
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 18:29
Страны ЕС договорились о бессрочной заморозке активов России Экономика, 18:53
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:51
Чемпионку Игр увезли на вертолете с горнолыжной трассы после падения Спорт, 18:45
Путин поговорил с Мадуро на фоне угроз Венесуэле со стороны Трампа Политика, 18:45
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
В Кремле заявили, что не получали приглашения в «Ключевую пятерку» Политика, 18:40
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Аренда жилья в России дешевела второй месяц подряд после сезонного роста Недвижимость, 18:19
Что такое социальная сеть «Сигнал» и как она работает Спорт, 18:18
Северск: что это за город, значение для ВСУ и ВС России База знаний, 18:16
Фанаты подожгли стадион собственного клуба после вылета из элиты Спорт, 18:15
Эрмитаж сообщил о работе над освобождением задержанного в Польше ученого Политика, 18:14
Глава «Мегафона» стал лучшим CEO в России по версии бизнес-сообщества Отрасли, 18:14
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12