Лента новостей
Петербург обогнал Москву по объемам инвестиций в недвижимость 17:42, Строительство ФАС уличила Райффайзенбанк и Papa John's в нарушении правил ФИФА 17:34, Бизнес Костин допустил срыв покупки «Возрождения» из-за ареста активов Ананьевых 17:32, Финансы Как России не пропустить четвертую технологическую революцию 17:30, Партнерский материал В издателе Cosmopolitan и Esquire сменится гендиректор 17:24, Технологии и медиа Какой автомобиль выбрать для большой семьи 17:10, РБК и Volkswagen Teramont СМИ сообщили о похищении 10 млн руб. вооруженными грабителями в Москве 17:07, Общество Миллиардер Марк Ласри: Bitcoin подорожает до $40 тыс. 17:05, Крипто Путин потребовал от «Роскосмоса» прорыва 17:02, Технологии и медиа Дума приняла во втором чтении проект закона о повышении НДС 16:51, Общество Российские военные извинились за учения со стрельбой в селе Паник 16:48, Общество Сколько государство даст заработать на обновлении инфраструктуры ЖКХ 16:42, РБК и Сбербанк Следователь рассказал о фиктивном разводе Зиявудина Магомедова 16:36, Общество Как Шакро к генералам привел: фигуранты «дела следователей» 16:29, Фотогалерея  МИД назвал задержание в США Бутиной «откровенным политическим заказом» 16:21, Политика Технологический скачок: когда дроны отнимут рабочие места у людей 16:20, Партнерский материал В Тульской области произошло ДТП из-за сбежавшего циркового верблюда 16:13, Общество Власти ФРГ потребовали у владельцев Tesla Model S вернуть субсидии 16:13, Общество Путин пообещал распространить технологию Fan ID на другие мероприятия 16:09, Общество «В этой сфере много мошенников»: что иностранцы думают о криптовалютах 16:05, Крипто Мосгорсуд отклонил еще четыре жалобы на конфискацию имущества Захарченко 16:01, Общество Представитель властей Македонии заявил о сохранении диалога с Москвой 15:56, Политика Простой способ экономии на транспортных расходах для компаний 15:55, РБК и «Шелл» Часовой бюджет: модели стоимостью от 50 до 150 тысяч рублей 15:52, Стиль Что будет с Ethereum: фонд Tetras Capital рекомендует продавать монету 15:52, Крипто ЕК оштрафовала Google на €4,34 млрд за нарушение антимонопольных законов 15:49, Бизнес В Приамурье паводок блокировал детскую туристическую группу 15:46, Политика McKinsey оценила уровень использования «умных» технологий в Москве 15:41, Технологии и медиа
Летать - не ездить: россияне в 2010г. предпочитают самолеты поездам
Экономика, 31 мар 2010, 19:46
0
Летать - не ездить: россияне в 2010г. предпочитают самолеты поездам
Пассажирооборот транспорта общего пользования в России после продолжительного падения начал расти. За январь-февраль 2010г. этот показатель увеличился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 54 млрд пассажиро-километров (п-км), сообщила сегодня Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В кризисном 2009г. данный показатель упал на 8,4% (до 407,5 млрд п-км), однако с начала этого года уверенно прибавляет в весе. Если в январе пассажирооборот вырос всего на 0,3%, то в феврале темпы ускорились. На этом фоне особенно любопытно выглядит динамика в разных видах общественного транспорта. Так, перемещение автотранспортом практически не изменилось (в пределах 1%). При этом сильно сократился пассажирооборот железнодорожного транспорта (-16,3%), а вот в воздушном транспорте, наоборот, данный показатель вырос на десятки процентов (+36%).

Эксперты говорят о малой активности миграции населения из-за кризиса и дорогих железнодорожных билетах. Авиаперевозки же, по мнению, аналитиков, "отыгрывают" провальное падение начала 2009г.

Дорогая железная дорога

За два месяца 2010г. "Российские железные дороги" (РЖД) сократили перевозку пассажиров на 27,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого год. Всего за январь-февраль текущего года поездами воспользовались 124,2 млн человек. В дальнем следовании перевозка сократилась на 6,3%, в пригородном сообщении — на 29,2%.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в марте заявил, что уровень тарифов на пассажирские перевозки достиг своего предела, а железнодорожники начинают проигрывать пригородным автобусным перевозкам и авиации. Все это происходит, несмотря на субсидирование перевозок дальнего следования.

Ярким примером повышения тарифов железнодорожниками стала ситуация с проездом в поездах пригородного сообщения в столичном регионе, где с 1 января 2010г. значительно повысились цены на билеты. Так, стоимость поездки в электричке в Подмосковье (на одну зону) выросла на 17,8% - до 16,5 руб., а поездки на электричке по Москве - на 18% - до 26 руб. При этом изменилась система оплаты проезда пересечении границы между Москвой и Подмосковьем. Тарифы суммировались, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 руб. Из-за изменения подхода к тарификации стоимость абонентских билетов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в 3-5 раз.

Резкое повышение тарифов вызвало большой общественный резонанс. В итоге новый порядок расчетов продержался чуть больше месяца. 2 февраля 2010г. представители РЖД, правительств Москвы и Московской области договорились вернуться с 6 февраля 2010г. к прежней системе расчета оплаты за проезд в электричках между Москвой и Подмосковьем. Однако размер повышения тарифов оставлен на прежнем уровне - около 18%.

Кроме дороговизны билетов, свою роль сыграло и ухудшение доходов населения в целом: упала миграционная активность населения, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. "Львиная" доля перевозок в общем пассажирообороте - это перевозки именно железной дорогой и автобусами.

Авиация отыграла показатели

Перевозка пассажиров за январь-февраль 2010г. возросла на 36,1% по сравнению с аналогичным периодом 2009г. - до 6 млн 176 тыс. человек. Однако такое солидное увеличение по итогам января-февраля объясняется очень низкой сравнительной базой, ведь первые месяцы прошлого года были провальными для авиаперевозчиков, отмечает А.Агибалов.

Эксперт департамента оценки "2К Аудит – Деловые консультации" Ирина Воробьева добавляет, что в 2009г. цены на авиабилеты для пассажиров значительно снизились, поэтому по мере выхода из кризиса при поездках на дальние расстояния россияне предпочитают авиатранспорт.

Между тем, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Геннадий Курзенков еще в конце прошлого года заявлял, что в 2010г. роста цен на авиабилеты не ожидается. Их стоимость будет соответствовать ценам 2009г., сказал тогда он. "Правительство продолжает оказывать поддержку перевозок с Дальнего Востока, из Сибири, а также региональных перевозок. У перевозчиков нет повода повышать цены, если только не будет роста цен на авиатопливо и сборы", - сказал тогда глава ведомства.

Рост будет

Эксперты сходятся во мнении, что в нынешнем году перевозки пассажиров увеличатся.

По словам И. Воробьевой, в стране сокращается количество безработных и восстанавливается мобильность населения, то есть спрос на транспорт растет. К тому же весной и летом увеличивается поток трудовых мигрантов, что должно значительно сказаться на объемах перевозок. Она прогнозирует увеличение пассажирооборота на железнодорожном и автобусном транспорте по итогам 2010г. в среднем на 8-10%. А вот авиаперевозки пассажиров в 2010г. вернуться к докризисному уровню, т.е. позапрошлогодней давности, считает И.Воробьева.

Однако эксперт прогнозирует при этом повышение цен как на авиабилеты (растут цены на нефть и продукты нефтепереработки, в том числе и керосин), так и на железндорожный и автотранспорт (перевозки пригородным транспортом убыточны и рост цен на билеты неизбежен).

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов говорит, что в связи с наступлением весенне-летнего сезона, оживлением деловой активности и предстоящим сезоном отпусков можно ожидать увеличения пассажирооборота и на автомобильном и на железнодорожном транспорте. За год этот показатель может превысить значения 2009г. и сравняться с докризисным 2008г.: пассажирооборот может быть равным 440-445 млрд. п-км.