Регионы ждут ясности в бюджетной политике
Очевидно, экономический упадок регионов, как и всей страны, является следствием демонтажа системы хозяйства РСФСР – СССР.
Отсутствие адекватной поддержки Центра в течение длительного периода также не добавляло регионам сил для экономического роста. Впрочем, сегодня, когда денег в федеральном бюджете достаточно, чиновники задумались над качественным изменением региональной политики.
Министр регионального развития Дмитрий Козак предлагает стимулировать регионы, которые показывают наиболее высокие темпы развития. Де-факто Д.Козак решает отказаться от идеи бюджетного выравнивания регионов (централизации) в пользу их экономической самостоятельности. Субъектам Федерации предлагается конкуренция за ресурсы федерального бюджета. Журналисты окрестили эту реформу "революцией Козака".
"Система, при которой регионы живут на подачку, на дотацию, и чем хуже он покажет ситуацию, тем больше получит денег - тупиковая, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Диалог" член Совета Федерации Александр Починок. – Козак прав: кто быстрее развивается, тот и должен больше получать. Иначе у сильных будут отбирать деньги, чтобы помочь каким-то сирым и убогим, которые сложили лапки".
Разворачивая метафору А.Починка (в прошлом, кстати, министра труда и социального развития), остается развести руками, ведь неоказание помощи больному по советскому уголовному праву считалось преступлением против жизни и здоровья (соответствующая статья есть и в УК РФ).
"Можно помогать сильным, можно помогать слабым. Но нужно четко сформулировать, кому, – ищет определенности губернатор Пермского края Олег Чиркунов. – Сегодня всем вообще-то помогают, но по каким принципам? Кто в состоянии получить возможность дойти до этого решения на федеральном уровне, тот и получает поддержку. Мы регион-донор, мы готовы услышать, что федеральный центр помогает только дотационным территориям. Но вы скажите это четко и ясно, чтобы не оказывалось потом, что другие регионы-доноры получат больше и не по прозрачному принципу".
Таким образом, основанием для реформы отношений Федерации с регионами служат непрозрачность их взаимоотношений и иждивение региональных начальников. Но если в заслугу президента Владимира Путина ставится политическая централизация России, то Д.Козак, сохранения и даже усиливая "вертикаль власти" (дополнительным выделением "макрорегионов"), предлагает децентрализовать страну экономически.
Сторонники этого подхода считают, что федеральный ресурс разрушает конкуренцию между регионами: мол, регионы конкурируют за "подачки" вместо того, чтобы конкурировать за качество жизни. Но ведь на эту картину можно посмотреть иначе. Федеральный ресурс, напротив, обеспечивают равноправную конкуренцию, равенство граждан: не всем суждено было родиться в Москве или Ханты-Мансийске.
В этом свете "революция Козака" – очередной либеральный поворот правительства по следам 122-ФЗ и 131-ФЗ. "Очень большая страна. По этой причине у нас не может быть иного управления как децентрализованного, – объясняет логику этих поворотов О.Чиркунов. – Это значит, рано или поздно, взаимоотношения между регионами будут конкурентными, а федеральный центр будет выполнять одну функцию – устанавливать правила игры и минимум средств перераспределять через федеральный бюджет. Иного механизма существовать не может".
Другими словами, Центр обеспечивает масштабные инфраструктурные проекты, которые регионы должны представлять на конкурсной основе с аргументами в виде территориальных планов, и ни в коем случае не вмешивается в региональные экономики на уровне размещения производств. "Если мы все это перепутаем, получится Госплан!", – беспокоится О.Чиркунов.
Также эксперт предлагает в будущем сделать подоходный налог региональным, чтобы регионы, понижая его ставку могли стимулировать экономическое развитие. Не приведет ли это к повальной регистрации крупных предприятий в самых "комфортных" регионах? О.Чиркунов на это отвечает следующим образом: "Люди платят налоги там, где получают бюджетную услугу. Если ты в одном регионе платишь подоходный налог, то в другом ты своих детишек в школу не поведешь". Как будто руководители крупных предприятий водят своих детишек в школу по месту регистрации компаний.
Идею ослабления налогового режима для регионов поддерживает и А.Починок: "Хотя бы на время нужно понизить ставку налога на прибыль – чем взимать в бюджет деньги, которые бюджет не может переварить, лучше их оставить в экономике". Чем ниже налог, тем эффективнее работает власть, отмечает в заключение программы "Диалог" на РБК-ТВ О.Чиркунов, что тоже весьма спорно.
Но больше всего вопросов вызывает "революция Козака" у муниципалитетов. "Подавляющая часть муниципалитетов не имеет ресурсов для собственного развития, – признает А.Починок. – Должны быть либо источники, либо понятные принципы распределения денег на уровне субъектов Федерации". Как будут отвечать перед людьми на местах муниципалитеты, если губернатор проиграет в конкурентной борьбе за инвестиции на "инфраструктурный проект" из Центра?
Если ответы на вопросы региональной политики не будут найдены в ближайшее время, очевидно, претензии регионов и муниципалитетов к Центру будут только обостряться.