Эксперты Кудрина предложили ввести в России грин-карты для мигрантов
Российский рынок труда теряет привлекательность для мигрантов, а без них восполнить сокращение трудоспособного населения страны не получится, утверждают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) в докладе «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения» (.pdf).
В условиях сокращения трудоспособного населения (общая убыль до 2030 года составит от 11 млн до 13 млн человек) российский рынок труда не сможет обойтись без иностранной трудовой миграции, отмечают эксперты ЦСР. «Особенно 2017 год нам показал, что без миграции население России поддерживаться на неизменном уровне не может», — сообщил ведущий научный сотрудник института демографии ВШЭ и один из авторов доклада Никита Мкртчян.
Сокращение населения России в возрасте 20–64 лет продлится до конца 2020-х годов, отметил он. «У нас еще только началось сокращение реального населения в трудоспособном возрасте, и самый большой убыток только предстоит… Если естественная убыль [населения] уйдет за значения 200–300 тыс. человек, то нынешнего миграционного прироста [для ее компенсации] попросту не хватит», —указал эксперт.
Мало женщин
Естественная убыль населения за 11 месяцев 2017 года составила 122 тыс. человек, следует из последних данных Росстата. Согласно его демографическому прогнозу (.xls), убыль будет нарастать и с 2025 года превысит 400 тыс. человек. Причина набирающего обороты демографического спада в том, что в стране слишком мало женщин, родившихся в 1990-е годы, объяснил РБК директор института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Провал рождений в годы Великой Отечественной войны привел к тому, что каждые 25 лет рождаемость в стране снижается. «На протяжении всех 90-х годов рождалось мало детей, а эти поколения сейчас становятся родителями», — указывает эксперт. Число рождений будет сокращаться, и принципиально изменить этот тренд невозможно, подчеркнул он.
Внутренних резервов нет
Внутренняя мобильность не может компенсировать дефицит работников на рынке труда, резервов для роста внутренней миграции нет, подчеркивает Мкртчян. Российская периферия стремительно пустеет, за пределами крупных городов население в результате миграции сокращается на 0,5 млн человек в год. «Только небольшая международная миграция, 250–300 тыс. человек в год, поддерживает всех. В российской периферии, сельской местности, малых городах, она не то что компенсирует потери от депопуляции, но в какой-то мере, на 40–70%, восполняет отток в Москву», — отметил он.
При сохранении текущих экономических условий для основных доноров трудовой миграции в Россию — стран СНГ — привлекательность российского рынка труда будет снижаться, а сокращение притока иностранных работников, начавшееся в 2015 году, продолжится. Численность работников из Узбекистана и Таджикистана уменьшалась в 2015–2016 годах в пределах 15% в сравнении с показателями 2014 года. Из-за кризиса, санкций, падения курса рубля и без того небольшое число квалифицированных мигрантов резко сократилось. Если в 2014 году 158,6 тыс. специалистов оформили разрешение на работу в России, то в 2015 году их стало 22,1 тыс., в 2016-м — 14,2 тыс. человек.
Грин-карты для мигрантов
Эксперты ЦСР предлагают обратиться к опыту зарубежных стран для разработки новых мер миграционной политики. По мнению авторов доклада, в России необходимо создать балльную систему отбора мигрантов, которая позволит оценивать необходимость приезда в страну каждого работника. Например, в Великобритании система состоит из пяти уровней: высококвалифицированные, квалифицированные и низкоквалифицированные работники, студенты и временные работники, не имеющие экономических целей (музыканты, волонтеры и др.). Для каждой категории власти определяют свои условия въезда и пребывания в стране.
Для привлечения зарубежных профессионалов нужно облегчить для них вход на российский рынок труда, утверждает заведующая центром качественных исследований социальной политики ВШЭ, соавтор доклада Екатерина Деминцева. Например, следует создать систему рабочих виз, дающих право на временный въезд в страну при наличии приглашения от работодателя, а также рабочих карт, ускоряющих получение разрешения на работу и вид на жительство. Введение лотерейной системы по аналогии с американской Green card и европейской Blue card будет способствовать росту квалифицированной миграции, отмечает она.
Кроме того, эффективным инструментом интеграции мигрантов могут стать специальные «контракты», продолжает Деминцева. Мигрант, подписывая контракт, обязуется изучить русский язык, основы государственности и права. Взамен ему предоставляется вид на жительство и возможность работать, а после прохождения курсов и сдачи экзаменов он сможет получить гражданство (при отсутствии нарушений и судимости). Для внедрения такой системы интеграции должна быть подготовлена соответствующая инфраструктура — курсы по русскому языку и основам государственности, уроки для детей иностранных мигрантов, подчеркивает эксперт.