Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 14:08
Главком ВСУ сообщил, что РСЗО HIMARS уже ведут бои в Донбассе Политика, 14:06
Джонсон призвал не подталкивать Украину к «худому миру» Политика, 14:00
В «Зените» опровергли информацию об интересе к защитнику «Галатасарая» Спорт, 13:54
Российские дзюдоисты победили на первом с марта международном турнире Спорт, 13:32
Минобороны узнало об отказе батальона ВСУ из Львова ехать в Донбасс Политика, 13:30
Коротко, богато: сколько могут стоить очень престижные автономера Партнерский проект, 13:29
В «Шерифе» отреагировали на запрет УЕФА проводить еврокубки в Тирасполе Спорт, 13:28
Патриарх Кирилл объяснил падение во время литургии законами физики Общество, 13:18
FT узнала о запросах «кочевников» из России о бизнесе в Южной Америке Бизнес, 13:16
Военная операция на Украине. Главное Политика, 13:09
Патриарх Кирилл упал во время литургии в Новороссийске Общество, 12:57
Медведев пожелал Молдавии «насладиться санкциями» до вступления в ЕС Политика, 12:54
На регбийных матчах в Москве будут продавать пиво Спорт, 12:48

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Экономика ,  
0 

Впервые за десять лет отпуск ухудшил настроение россиян

Все последние 10 лет в третьем квартале потребительское доверие россиян крепло или по крайней мере не менялось — сказывался послеотпускной подъем. В 2015 году тренд оборвался: многим пришлось экономить на летнем отдыхе
Фото: Анатолий Струнин/ТАСС
Фото: Анатолий Струнин/ТАСС

Международная компания Nielsen оценила значение Индекса потребительского доверия россиян: в третьем квартале он оказался равен 74 (падение на четыре пункта по сравнению с предыдущим кварталом). Исторический минимум в 72 пункта был зафиксирован в первом квартале 2015 года (исследование проводится с 2005 года). «Таким образом, признаки пробудившегося в предыдущем периоде потребительского оптимизма развития не получили», — говорится в пресс-релизе компании, посвященном исследованию.

В предыдущие десять лет индекс в третьем квартале «ни разу не скатывался в негативный тренд» (либо оставался стабильным, либо показывал рост), что было следствием «общего приподнятого настроения в постотпускной период», пишет Nielsen. И вот теперь послеотпускной эффект не проявился.

Индекс Nielsen рассчитывается с использованием трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда, характеристики собственного финансового положения и готовности тратить денежные средства. Если индекс превышает 100, это свидетельствует о том, что в среднем людей, настроенных оптимистически по этим параметрам, больше, чем пессимистов. Если значение индекса ниже 100, наблюдается превышение числа пессимистично настроенных граждан над числом оптимистов. Эксперты Nielsen провели свое исследование в 60 странах и опросили более 30 тыс. онлайн-потребителей в период между 10 августа и 8 сентября 2015 года.

Отчасти наблюдаемая динамика связана с августовским ослаблением рубля: все понимают, что это знак, что цены снова будут расти, пояснила коммерческий директор Nielsen в России Илона Лепп. Кроме того, сказалось то, что от привычного отдыха в этом году пришлось отказаться.

Наконец, по словам эксперта, значительно выросла доля тех, кто считает, что страна в рецессии, — сложился такой информационный фон, что люди поняли: кризис пройдет нескоро.

Действительно, доли тех, кто считает, что экономика России находится в состоянии рецессии, и тех, кто полагает, что в скором времени из кризиса страна не выберется, достигли 79 и 45% соответственно. Эти цифры выше результатов прошлого квартала на 15 и на 11 п.п.

Показатели экономии увеличиваются по всем отслеживаемым Nielsen группам товаров и услуг, включая туристические поездки. 58% опрошенных экономят на одежде (на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале), 57% респондентов сократили расходы на развлечения (+3 п.п.), 52% ограничивают затраты на короткие отпуска и выходные (+7 п.п.).

Pro
Фото: Shutterstock И роботам, и людям: как написать работающий SEO-оптимизированный текст
Pro
Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста
Pro
Из-за чего ИТ-специалисты не пойдут к вам работать: семь ошибок компаний
Pro
Фото: Unsplash На глубину: какие навыки фридайвера пригодятся в обычной жизни
Pro
Как сократить потери бизнеса. Разбираем четыре вида разрывов
Pro
Фото: Максим Блинов / РИА Новости Полный гид по ОФЗ: какие бумаги сегодня спасут от инфляции
Pro
Фото: Shutterstock Конкурент торгует на маркетплейсе под вашим товарным знаком. Что делать
Pro
Фото: Shutterstock Как методы тарелки и пирамиды помогут питаться правильно

«На фоне общего привыкания к плохим новостям мы не ожидаем ни существенного роста, ни существенного падения потребительского доверия в ближайшее время — конечно, при условии отсутствия новых внешних шоков», — говорит Илона Лепп.

Потребительские настроения оценивает и Центр конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. Их данные тоже свидетельствуют об ухудшении потребительских настроений. В третьем квартале потребительская уверенность, по данным ВШЭ, снизилась на 1 п.п. «Основными негативными драйверами, повлиявшими на снижение ИПУ [индекс потребительской уверенности] в отчетном периоде, стали частные индексы, отражающие мнения респондентов относительно ожидаемых изменений в экономике России и личном материальном положении», — говорится в исследовании ВШЭ.

По данным Росстата, за январь—сентябрь 2015 года реальные располагаемые доходы россиян сократились на 3,3%. Благоприятного финансового состояния в ближайший год ожидают только 36% опрошенных Nielsen потребителей. Согласно результатам опроса ВЦИОМа, проведенного в конце сентября, около трети граждан опасаются проблем с заработной платой: 36% респондентов беспокоятся о возможном снижении оклада, 31% отметили опасения, связанные с задержками выплат. Эти цифры меньше, чем результаты начала года (в январе доли были 40 и 37%, соответственно), но выше, чем летние показатели (32 и 30% по результатам июльского опроса).

25–26 июля ВЦИОМ проводил исследование потребительского поведения, в котором людям среди прочего задавали вопрос «Есть ли что-то такое, от чего Вам пришлось совсем отказаться в связи с кризисом?». 12% респондентов назвали путешествия, причем это был самый популярный вариант ответа из всех прозвучавших. Следующей по частоте упоминаний стала экономия на продуктах питания — о ней сообщили 8% опрошенных.

Авторы
Теги