Лента новостей
Forbes составил рейтинг лучших вузов России Общество, 11:03 Cамое малочисленное поколение россиян: каким будет жилье для миллениалов Недвижимость, 10:59 Под обломками взорвавшегося в Вене дома нашли погибшую женщину Общество, 10:57 «Аэрофлот» подвел итоги акции по перевозке ветеранов​ Пресс-релиз, 10:56 Роскачество дало советы по выбору и использованию зонтов Общество, 10:47 «Атлетико» предложил €126 млн за 19-летнего футболиста сборной Португалии Спорт, 10:46 Рыбный бизнес: хочешь сделать хорошо — сделай сам РБК и ВТБ, 10:44 Минимизация, гибкость и комьюнити: как строить для поколения Z Pro, 10:41 За медицинской помощью после ЧП с Ан-24 обратились более 30 человек Общество, 10:38 Дело о крушении Ан-24 в Бурятии передали в центральный аппарат СК Общество, 10:29 «Коммерсантъ» узнал о будущем назначении Евкурова заместителем Шойгу Политика, 10:28 МЧС Москвы предупредило о грозе с градом Общество, 10:27 Русский след: 10 приложений от русскоязычных разработчиков Стиль, 10:22 СМИ узнали о договоренности США и Китая взять паузу в торговой войне Экономика, 10:19
Экономика ,  
0 
Гарантии на взлет: кому нужен новый российский самолет МС-21
Правительство предоставило госгарантии на сумму $400 млн корпорации «Иркут» на производство нового среднемагистрального самолета — конкурента Sukhoi Super Jet. Пока среди покупателей этих машин только российские авиакомпании. Для того, чтобы проект стал рентабельным, придется искать заказчиков за рубежом, считают эксперты.
Самолет МС-21 (Фото: Bloomberg)

О том, что «Иркут» получит гарантии на $400 млн для производства самолета МС-21, говорится в распоряжении правительства от 25 августа, опубликованном сегодня на официальном сайте. Госгарантии предоставляются в обеспечение десятилетнего кредита Сбербанка. Общая стоимость инвестиционного проекта — $3,95 млрд, говорится на сайте правительства.

Самолет для России

Уже сформирован стартовый портфель заказов на МС-21. «Иркут» получил авансы по контрактам на 175 самолетов, рассказал РБК представитель компании. Пока среди заказчиков только российские лизинговые компании и перевозчики. В их числе «Ростех», «Ильюшин Финанс Ко», «ВЭБ Лизинг» и авиакомпания «ИрАэро».

Твердый контракт на поставку 50 самолетов ООО «Авиакапитал-Сервис» («дочка» «Ростеха») подписало в августе 2011 года. Спустя два года «Иркут» и «Ростех» заключили еще один договор на поставку 35 МС-21. Общая стоимость двух контрактов составила около $6,12 млрд, писал РБК в августе 2013 года. Самолеты первой поставки пойдут «Аэрофлоту»: соглашение о намерении взять машины в лизинг перевозчик заключил с «Ростехом» еще в 2011 году. Представитель «Аэрофлота» подтверждает заинтересованность компании в этих поставках.

Еще 50 МС-21 купит «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) — контракты на самолеты лизинговая компания подписала в 2011 и 2013 годах. Стоимость контрактов по каталожным ценам — около $2,2 млрд, сообщал Интерфакс в 2011 году, а поставляться они будут с 2017 по 2022 год. В 2013 году «Ильюшин Финанс» договорилась продать 10 машин авиакомпании Red Wings. Про судьбу остальных представитель лизинговой компании не сообщает.

Планируется, что на МС-21 будет летать и «Трансаэро». Перевозчик и лизинговая «дочка» Внешэкономбанка («ВЭБ Лизинг») в прошлом году подписали соглашение о намерении поставить «Трансаэро» шесть МС-21, начиная с 2020 года. Протокол остается в силе, но говорить о его реализации пока преждевременно, сказал РБК представитель «Трансаэро». Сама «ВЭБ-Лизинг» заключила контракт с «Иркутом» на покупку 30 самолетов на $2,5 млрд.

Авиакомпания «ИрАэро» также купит у «Иркута» 10 самолетов МС-21, а поставка ожидается с 2019 по 2022 годы, говорится на сайте компании.

МС-21 заинтресовал одного иностранного заказчика — малазийскую лизинговую компанию Crecom. Она подписала контракт с «Иркутом» в 2010 году на 50 самолетов. Но в 2012 году контракт превратился в опцион, говорил тогда журналистам президент «Иркута» Алексей Федоров. По его словам, это случилось потому, что Crecom попросил сдвинуть сроки поставок и авансов за самолеты. «Иркут» ведет переговоры с крупными европейскими и азиатскими компаниями, объяснил представитель корпорации. «Но сейчас не лучшее время для подписания контрактов», — уточнил он.

Вместо Boeing и Airbus

Среднемагистральный самолет МС-21 должен прийти на смену Ту-154 и Ту-204 и стать конкурентом Airbus A320 и Boeing 737 на международном рынке, неоднократно говорили представители Объединенной авиастроительной корпорации. Причем доля российской комплектации в самолете гораздо выше, чем в другом отечественном судне — Superjet 100, рассказывал в августе прошлого года РБК президент ОАК Михаил Погосян. В то же время самолет может комплектоваться как российскими, так и импортными частями. Заказчик МС-21 может выбрать, например, из двух двигателей — российского ПД-14 или американского PurePower PW1400G фирмы Pratt & Whitney. А комплексная система управления и авионика разрабатывается совместно российскими и иностранными компаниями.

Самолет будет создан в двух вариантах: МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест), говорится на сайте корпорации «Иркут». По ее данным, первый самолет поднимется в воздух в 2015 году, а первые поставки начнутся уже в 2017 году. Сборка первых опытных образцов МС-21-300 началась в феврале, говорит замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. Если не будет задержек с выходом на рынок, по расчетам ОАК, до 2026 года может быть произведено и поставлено около 1,1 тыс. лайнеров.

Общий объем поставок оптимистичный, считает главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Очевидно, что только отечественными заказчиками обойтись невозможно, придется выходить на международные рынки, рассуждает он. Конкурировать придется и с американским Boeing 737 MAX, и с европейским Airbus A320neo, и с китайским Comac C919. По заявленными характеристикам МС-21 превосходит конкурентов, но эти заявки пока не подтверждены летными испытаниями, объясняет Пантелеев. В то же время решение о госгарантиях, с учетом сложностей в привлечении займов в условиях западных санкций, позволяет предложить будущему заказчику МС-21, кроме технических характеристик, и конкурентоспособную цену, считает эксперт.

Мария Гордеева

Магазин исследований: аналитика по теме "Авиация"