Госдума одобрила поправки в бюджет на 2013г.
Расходы по разделу "Национальная оборона увеличены на 42,9 млрд руб. и составят 1,03 трлн руб., по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" - на 9,2 млрд руб. и составят 1,49 трлн руб. На "Национальную экономику" в 2013г. будет потрачено на 40,2 млрд руб. больше, расходы по этому разделу составят 1,75 трлн руб. Расходы на социальную политику уменьшены на 3,5 млрд руб. и составят 3,85 трлн руб. На 9,6 трлн руб. снизились расходы на образование (составят 644,4 млрд руб.), на 26 млрд руб. - на здравоохранение (составят 474 млрд руб.), на 1,37 млрд руб. - на культуру и кинематографию (составят 97,19 млрд руб.).
Поправками в бюджет 2013г. решается вопрос с поддержкой регионов, пострадавших от наводнения. Дополнительно будет выделено 4,5 млрд руб. на трансферты регионам. Кроме того, в 2013г. и в 2014г. будут уменьшены ставки по бюджетным кредитам для регионов. Если сейчас они вынуждены платить 1/2 от ставки Центрального банка РФ, то с момента принятия поправок будут платить за бюджетные кредиты только по 1/3 ставки ЦБ. Дотации регионам на сбалансированность бюджетов увеличиваются на 4,5 млрд руб. (дополнительно к принятым в первом чтении 13,5 млрд руб.).
Уточняется, что в этом году правительство вправе провести реструктуризацию задолженности субъектов перед федеральным бюджетом по кредитам, предоставленным для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий наводнения на территориях Хабаровского края в сумме 1,5 млрд руб., Амурской области - в сумме 3,5 млрд руб. и Еврейской автономной области - 600 млн руб. На реструктуризацию кредитов указанных регионов будет направлено в сумме 5,6 млрд руб. В целом на ликвидацию последствий крупномасштабного бедствия на Дальнем Востоке предлагается дополнительно направить 13,56 млрд руб., из них 8,11 млрд руб. - на увеличение резервного фонда правительства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Поправками дополнительно направляются 2 млрд руб. в уставный капитал ОАО "Росагролизинга" в целях сокращения задолженности по лизинговым платежам сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от наводнения в Дальневосточном федеральном округе РФ. В принятом в первом чтении законопроекте была предусмотрена сумма 242 млн руб. Еще одна из принятых поправок увеличивает на 30 млрд руб. взнос в уставный капитал ОАО "Россельхозбанк" в целях кредитования организаций агропромышленного комплекса, фермерских хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Еще 22,4 млрд руб. будет направлено на внесение имущественного взноса в ГК "Росатом" на строительство АЭС "Аккую" в Турецкой республике.
Также поправки увеличивают на 620 млн руб. (до 4,6 млрд руб.) уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" в целях развития и обновления Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали. Как сообщалось ранее, перераспределяемые средства - это неиспользованные деньги на капитальное строительство. Свыше 3 млрд руб. РЖД получит в качестве компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой угля, строительных материалов и продовольствия в пострадавшие от наводнения регионы.
Среди направлений, расходы на которые снизятся в результате принятия поправок, образование (-9,66 млрд руб.), кинематография и культура (-1,37 млрд руб.), здравоохранение (-26 млрд руб.), социальная политика (-3,54 млрд руб.) и обслуживание государственного и муниципального долга (-35,39 млрд руб.).
Закон был подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2013г., а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития и ожидаемого исполнения бюджета. Предусматривается внесение в показатели, утвержденные на 2013г. Показатели на плановый период 2014-2015гг. не изменяются. Доходы федерального бюджета вырастут на 40,5 млрд руб. по отношению к запланированным (12,86 трлн руб.). Нефтегазовые доходы в этом году превысят запланированный уровень на 546,4 млрд руб. При этом отмечается снижение объема ненефтегазовых доходов бюджета - с 6,94 трлн руб. в принятом законе до 6,43 трлн руб. по итогам исполнения бюджета.
Наибольшее увеличение поступлений по сравнению с прогнозируемыми значениями ожидается по вывозным таможенным пошлинам - на 383,1 млрд руб. (на 10,6%), по НДПИ на нефть - на 109,8 млрд руб. (на 9,6%) и по платежам при пользовании недрами - на 114,7 млрд руб. (в 3,7 раза). При этом ожидается уменьшение поступлений от НДС на товары, реализуемые на территории РФ - на 268,2 млрд руб. (на 12,3%), от НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - на 251,3 млрд руб. (на 13,1%) и от налога на прибыль организаций - на 100,2 млрд руб. (на 22,5%). Основную долю налоговых доходов федерального бюджета по-прежнему составляют доходы от уплаты НДПИ, НДС и налога на прибыль организаций, отмечается в заключении Счетной палаты.
Закон устанавливает дефицит федерального бюджета в текущем году в размере 480,9 млрд руб., или 0,7% ВВП. На сокращение дефицита будут направлены дополнительные доходы в сумме 40,5 млрд руб., а также нефтегазовые доходы, которые должны были быть направлены на пополнение Резервного фонда. При этом правительству РФ предоставляется право использовать дополнительные нефтегазовые доходы и средства Резервного фонда в объеме до 200 млрд руб. на замещение недопоступивших доходов в 2013г.
В материалах к законопроекту предусматривается инфляция в размере 6%, что на 0,5% выше целевого параметра инфляции - 5,5%. Согласно заключению Счетной палаты, на уровень инфляции в оставшемся периоде 2013г. может оказать негативное влияние наблюдавшееся в июне-августе текущего года ослабление рубля как к доллару США, так и к евро.