Путин поручил подумать о режиме льгот на ввоз иностранных самолетов
По итогам совещания по вопросу диверсификации оборонно-промышленного комплекса Путин дал несколько поручений, часть которых касается гражданской авиации. В частности, президент поручил правительству до 15 апреля следующего года сформировать позицию в отношении действующего режима ввоза иностранных среднемагистральных турбореактивных пассажирских самолетов, сообщает пресс-служба Кремля.
Временный режим, действующий до конца 2019 года, предусматривает разрешение на ввоз среднемагистральных турбореактивных самолетов без уплаты пошлин и НДС. Речь идет о лайнерах не старше восьми лет. Льгота не распространяется на машины вместимостью от 50 до 110 мест.
«Позиция Минпромторга заключается в том, чтобы максимально соблюсти интересы как наших основных авиаперевозчиков, так и авиапроизводителей», — сообщил РБК представитель министерства. Он добавил, что эта позиция будет обсуждаться с Минтрансом, Минэкономразвития, Минфином, Евразийской экономической комиссией, а также с «основными российскими авиаперевозчиками и авиапроизводителями».
Минтранс отказался от комментариев.
В августе 2017 года Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера, заявил о возможной отмене льгот на ввоз иностранных самолетов. По его словам, это позволит притормозить импорт зарубежной продукции и поддержать вывод на рынок собственных среднемагистральных самолетов МС-21. Рогозин подчеркивал, что этот вопрос надо согласовывать с другими участниками Таможенного союза, у которых нет национального авиапрома.
Партнер компании НАФКО Ирина Мостовая в комментарии РБК предположила, что в качестве поддержки МС-21 из перечня самолетов, на которые распространяются льготы, могут быть исключены его аналоги, производимые Boeing и Airbus. «Аналогичная мера поддержки применяется по отношению к судам вместимостью 50–110 мест, являющимся аналогами российского «Суперджета», — отметила Мостовая.
Она предположила, что пересмотр действующего режима будет происходить, скорее всего, в достаточно мягком режиме. «Полной отмены льгот может и не последовать, однако, с учетом характеристик МС-21, без них могут остаться самые популярные у российских перевозчиков А320 и 737, что определенно вызовет резонанс. Поможет ли это стимулированию производства МС-21 — вопрос открытый, а вот повысить объем отчислений в бюджет в связи даже с частичной отменой льгот определенно сможет.
Руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что, скорее всего, речь идет о самолетах, которые зарегистрированы в других реестрах и ввезены в Россию для временного пользования. «То есть это 90% самолетов российских авиакомпаний — «Аэрофлот», S7, Utair и другие. Мы не знаем, какие могут быть замечания и предложения в итоге, но вряд ли идет речь о значительном ужесточении режима», — сказал он.
По итогам совещания Путин также поручил правительству решить вопрос о дополнительных мерах господдержки авиа- и судостроительных компаний, занимающихся выпуском гражданской продукции. В частности, кабинету министров предложено проработать реализацию схемы trade-in при приобретении новых российских самолетов и вертолетов.
Помимо этого правительству поручили также проработать вопрос о реструктуризации долгов российских производителей, которые образовались при создании воздушных, морских и речных судов.