Правительство Москвы обсудило концепцию конкурсных торгов
Концепция дальнейшего развития системы конкурсных торгов в Москве, в соответствии с которой процесс проведения закупок и аукционов должен стать абсолютно прозрачным и перейти на централизованный принцип, была представлена Тендерным комитетом Москвы, занимающимся организацией и проведения торгов по всем направлениям с февраля 2004г.
Согласно проекту постановления, приоритетными направлениями работы Тендерного комитета в 2005г. являются совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы конкурсного размещения городского заказа, совершенствование планирования конкурсных процедур, дальнейшее развитие системы единого реестра контрактов и торгов.
Как отметил мэр Москвы Юрий Лужков, в целом проект постановления о развитии системы организации и проведения конкурсов в Москве в 2005г. отвечает основным задачам. Однако, считает Ю.Лужков, необходимо внести некоторые дополнения, в частности, сократить время проведения конкурсов. С этой целью мэр предлагает ввести термин "оперативный календарь выполнения стандартно-хозяйственных мероприятий", что, по его мнению, позволит "не потерять время при проведении конкурсов". Помимо этого, Ю.Лужков предлагает ужесточить контроль над исполнением контрактных обязательств, в частности ввести материальную ответственность виновных за невыполнение условий контракта.
В 2004г. Тендерный комитет г. Москвы зарегистрировал инвестиционные и государственные контракты на сумму 31 млрд руб. По состоянию на 27 декабря 2004г. зарегистрировано 2,5 тыс. инвестиционных проектов и 7,5 тыс. государственных.
Всего в 2004г. Тендерный комитет Москвы провел более 200 конкурсов по размещению городского заказа на сумму 23 млрд руб. В минувшем году были проведены инвестиционные конкурсы и аукционы по 25 объектам городского значения общей площадью 2533,2 тыс. кв. м, в том числе по трем объектам программы "Новое кольцо Москвы" общей площадью 140,22 тыс. кв. м, восьми объектам жилищного фонда общей площадью 137,572 тыс. кв. м, а также по шести объектам туризма и гостиничной сферы общей площадью 502,5 тыс. кв. м. Согласно представленному комитетом документу, в 2004г. сумма компенсационных выплат по проведенным инвестиционным торгам составила 2,4 млрд руб., при этом превышение над стартовой суммой составило в среднем 49%. По предварительным подсчетам, в результате проведения инвестиционных торгов в 2005г. сумма компенсационных выплат должна составить не менее 11 млрд руб.
За девять месяцев 2004г. объем закупок, размещенных на конкурсной основе, для государственных нужд в целом по Москве составил 102,8 млрд руб. Для сравнения - объем закупок в целом по России составил за этот же срок 323 млрд руб., таким образом, в Москве проходит более 30% всех конкурсных российских госзакупок. Если в 2003 г., по данным Москомстата, в результате проведения конкурсов снижение стартовой цены составило 4,37%, то в 2004г. – 7%. При этом доля открытых конкурсов увеличилась до 65% против 41,6% в 2003 г. за счет снижения доли закрытых конкурсов и почти полной ликвидации практики закупок у единственного поставщика.
Как неоднократно отмечали инвесторы и подрядчики, существовавшая в Москве до создания Тендерного комитета практика проведения конкурсов и аукционов не предполагала большой степени прозрачности. По мнению инвесторов, существование на уровне региона единой организации, проводящей конкурсы и тендеры, больше отвечает требованиям прозрачности, и в большей степени соответствует современным мировым тенденциям.
Тендерный комитет - уполномоченный орган правительства Москвы по организации и проведению торгов – существует меньше года – с февраля 2004г. Идея создания комитета принадлежит мэру Москвы Юрию Лужкову. Основными задачами Тендерного комитета является организация и проведение торгов по размещению городского государственного заказа, а также проведение тендеров по подбору инвесторов по крупным сделкам общегородского значения. В частности, Тендерный комитет Москвы организует конкурсы и аукционы в рамках программы "Новое кольцо Москвы". В условиях напряженного бюджета Москвы на 2005г., ставшего таковым по причине выпадения целого ряда доходных источников в результате федеральной налоговой реформы, комитет призван увеличить неналоговые поступления от продажи прав на реализацию инвестиционных контрактов, а также обеспечить более эффективное расходование бюджетных средств при проведении закупок для государственных нужд.